Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:42, реферат
Цель данной работы изучение целостной концепции формирования личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
1.Введение 2 2.Социальный педагог: личностная характеристика и профессиональная компетентность 3
3.Сфера профессиональной деятельности социального
педагога 9
4.Специфика профессиональной деятельности социального педагога 12
5.Заключение 14
6.Список литературы 16
Оглавление
1.Введение
3.Сфера профессиональной
деятельности социального
педагога
4.Специфика
профессиональной деятельности
социального
педагога
5.Заключение
6.Список литературы
Введение
Изменения в социальной, культурной, экономической, политической и других областях жизнедеятельности общества обусловили принципиально новую ситуацию на рынке труда, в частности, и в системе подготовки кадров социокультурной сферы, С одной стороны, существующая номенклатура специальностей не в полной мере учитывает складывающийся спрос на специалистов, что приводит как к падению престижа высшего гуманитарного образования, так и невостребованности специалистов. С другой стороны, в обществе возникла необходимость создания новых социальных институтов и их кадрового обеспечения. Если раньше выпускники вузов культуры поступали в распоряжение системы культурно-просветительных учреждений, то сегодня образовалось немалое количество новых структур, которым требуются квалифицированные кадры. Обществу необходимы социальные работники, ориентированные на культурно-воспитательную деятельность с мигрантами и беженцами; педагоги-референты по работе с семьей; специалисты в области дополнительного и неформального образования; социальные педагоги по работе с педагогически запущенными подростками в специальных учреждениях по коррекции и социальной адаптации и другие. Это, в свою очередь, обусловливает качественно иные требования к уровню профессиональной подготовки всех категорий специалистов, в том числе и социальных педагогов.
Все это предполагает существенное изменение не только целей, задач, содержания, но и методов обучения социальных педагогов.
Цель данной работы изучение
целостной концепции
Социальный педагог: личностная характеристика и профессиональная компетентность
Вначале рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности — специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.
Что же это за человек — социальный педагог? Каков его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально отличается от представителей других профессий?
В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».
Ментальность как
Несомненная трудность в
определении профессионально
В качестве специальных способностей
выделяют следующие: наблюдательность,
способность быстро ориентироваться
в ситуации, интуицию, эмпатию (способность
представить себя на месте другого человека
и понять его чувства, желания, идеи и поступки),
рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный педагог
должен обладать такими профессионально
важными для всех работников социальной
сферы качествами, как общительность,
ориентация на взаимодействие с людьми,
доброта, любознательность, интерес к
работе с людьми, твердость в отстаивании
своей точки зрения, оптимизм, умение найти
выход из спорных ситуаций, старательность,
нервно-психическая устойчивость. Безусловно,
к числу важнейших профессиональных качеств
специалиста относятся коммуникативные
качества, иначе говоря — умение общаться.
Определяя личностную характеристику
социального педагога, важно помнить,
что он работает в сфере «человек человек», которая предполагает способность
успешно функционировать в системе межличностных
отношений.
Социально-педагогическая
деятельность — многопрофильна и многоаспектна,
но в какой бы сфере деятельности ни работал
социальный педагог (от практика до управленца),
ему придется работать с людьми, и в первую
очередь — с детьми. Его профессиональная
компетентность будет определяться не
только интеллектом, но и особенностями
нервной системы: эмоциональной устойчивостью
и повышенной работоспособностью в процессе
общения, что позволит противостоять эмоциональной
усталости при работе с детьми и развитию
синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки
в социально-педагогических, психолого-терапевтических
и других специфических процессах.
Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.
Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.
Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.
Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:
— гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
—психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
— психоаналитические качества
(самоконтроль, самокритичность, самооценка);
— психолого-педагогические качества
(коммуникабельность, эмпатичность, визуальность,
красноречивость и др.).
Выделив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм—способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, — переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования — умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.
В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет , такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам по сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи.
Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности.Оно включает: чувство безопасности — принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности — принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности — закрепление себя в какой-то группе; чувство цели — определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности — уверенность в собственном профессионализме.
Следующая группа качеств представляет психологические.
Характеристики личности,
определяющие способность к данному
виду деятельности. Для социального педагога
значимы определенные требования к психическим
процессам: восприятию, памяти, воображению,
мышлению; психическим состояниям: усталости,
апатии, стрессу, тревожности, депрессии,
вниманию как части сознания; эмоциональным
(сдержанность) и волевым(настойчивость,
Психологическое
несоответствие требованиям профессии
особенно сильно проявляется в трудных,
кризисных ситуациях, когда требуется
собранность и мобилизация всех внутренних
ресурсов для решения возникшей проблемы.
Третья группа связана
с психоаналитическими
К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).
Перечисляя личностные особенности
социального педагога, нужно сказать,
что они не являются общими для разных
уровней и сфер социально-педагогической
деятельности. Они зависят и от социально-политических,
экономических особенностей государства
и его культуры. Однако, в целом, пни задают
профиль личности социального педагога.
Ранняя диагностика этих качеств у будущего
специалиста — важная составная часть
его допрофессиональной подготовки. В
профессиональном же образовании необходима
разработка соответствующих методик развития
этих качеств у студентов.
Понятие профессиональной
компетентности социального педагога
включает единство его теоретической
и практической готовности к осуществлению
социально-педагогической деятельности
и характеризует его профессионализм.
Рамки компетенции
любого специалиста устанавливаются соответствующим
нормативно-правовым документом — квалификационной
характеристикой, представляющей собой
обобщенные требования к подготовленности
специалиста на уровне его теоретического
и практического опыта. Она является основополагающим
документом подготовки и профессиональной
деятельности специалиста и содержит
его должностные обязанности; характеристику
труда; основные знания и умения, которыми
должен обладать выпускник того или иного
учебного заведения либо практикующий
специалист в данной должности.
Сферы профессиональной деятельности социального педагога
Должность социального педагога на
сегодняшний день официально установлена
в учреждениях двух ведомств —
образования и комитетов по делам
молодежи. В системе учреждений комитетов
по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание
8 типов учреждений: дворовые детские клубы,
дома детского творчества, молодежные
общежития, дома отдыха для подростков,
образовательные молодежные центры, центры
профориентации, центры занятости, детские
и молодежные биржи труда.
Правовой основой
деятельности социального педагога в
этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».
В сфере образования эта должность
введена в штатное расписание 6 типов образовательных
учреждений, сеть которых динамично развивается:
дошкольные образовательные учреждения;
общеобразовательные учреждения; общеобразовательные
школы-интернаты; образовательные учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; специальные учебно-воспитательные
учреждения для детей и подростков с девиантным
поведением; образовательные учреждения
начального профессионального образования.
Информация о работе Профессиональная характеристика социального педагога