Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 21:36, контрольная работа
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Профессионально-педагогическая деятельность и её специфика……………...4
2.Сущность педагогической деятельности………………………………………...6
3.Функции педагогической деятельности………………………………………...8
4.Основные виды педагогической деятельности………………………………....10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………………...14
Введение…………………………………………………………
1.Профессионально-
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование – этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
1.Профессионально-
Профессионально-педагогическая деятельность может быть определена как социономическая исполнительская метадеятельность. Профессии классифицируются по характеру предмета профессиональной деятельности на социономические, биономические, технономические, сигнономические и артномические. Теперь остановимся на вопросе о том, в каком смысле педагогическая деятельность может быть отнесена к исполнительским видам деятельности. При этом учтем, что квалификация педагогической деятельности как метадеятельности подразумевает тот достаточно очевидный факт, что содержание сознания учащегося (операции, операнды) не может быть внесено туда извне, оно может быть выработано в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности самим учащимся. Поэтому непосредственным предметом педагогической деятельности является регуляция, управление, формирование учебно-познавательной деятельности, проектирование и организация деятельности обучаемого.
При характеристике педагогической деятельности довольно часто прибегают к сравнению ее с деятельностью актера. Но, как правило, это ограничивается метафорическим планом. Рациональный и глубинный смысл такого сравнения обнаруживается лишь тогда, когда оба эти вида деятельности рассматриваются как исполнительские. Исполнительская деятельность занимает видное и самостоятельное место в истории мировой культуры как необходимая во многих случаях форма существования художественного произведения. Аналогично обстоит дело и с научной деятельностью, если ее трактовать как специализированный вид производства знаний. Наряду с тем, что научное знание постоянно утилизируется различными видами промышленного и сельскохозяйственного производства, оно предполагает его распространение, усвоение, воспроизводство в сознании как предпосылку практической деятельности. Педагогическая деятельность в этом контексте и есть тот специфический вид исполнительской деятельности, который связан с воспроизводством в индивидуальном сознании результатов научного и художественного творчества.
Применительно к исполнительским видам искусства, т. е. к таким произведениям, которые существуют в процессе исполнения и для которых существенно разделение субъектов создания и исполнения (композитор — певец, драматург — актер), нередко употребляется термин «интерпретация». Он используется для обозначения процедуры истолкования художественного произведения в процессе исполнения. Этим подчеркивается, что исполнение — не просто репродукция, копирование, тиражирование оригинала, а своеобразный вид творчества.
Для всех видов исполнительского творчества характерны непосредственность акта творчества, совпадение процесса и продукта, необратимость, невоспроизводимость, непредсказуемость, вариантность, импровизационность. Всеми этими чертами обладает и педагогическое творчество. При общей характеристике человеческой деятельности обычно разграничивают две ее формы: практическую и духовную. Критерием разграничения, как правило, выступает то, что результатом первой являются изменения в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования и развития людей, результатом второй — изменения в сфере общественного и индивидуального сознания. Педагогическая деятельность — типичный пример практической деятельности, но в то же время ее результаты — это изменения в сознании воспитанника. Педагогическая деятельность является практической не только потому, что преобразование сознания в результате педагогического воздействия имеет своим следствием и критерием изменения в реальном поведении, но и потому, что она, прежде всего ориентирована на изменение сознания другого человека, т. е. соответствует различиям по критерию «теоретическая — практическая»[1,264].
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н. Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного[2,285].
1. Воспитательная функция. Она основная, постоянная по времени, непрерывная как процесс и самая широкая по охвату людей. Она никогда не прекращается, относится ко всем возрастным группам людей и происходит решительно повсюду. “Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом”. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой. Поэтому эту профессиональную функцию педагога мы вправе считать основной и всеохватывающей.
2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. Систематическим обучением может заниматься только достаточно подготовленный профессионал. И в то же время обучение представляет собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Следовательно, обучающую функцию педагога мы отнесем к числу важнейших профессиональных.
3.Коммуникативная функция. Педагогическая
деятельность немыслима без
4. Организаторская функция. Профессиональный
педагог имеет дело с разными
группами воспитанников, со своими
коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится
согласовывать действия разного характера
и каждому участнику найти его место, чтобы
наилучшим образом проявились его способности.
Педагог решает, какое учебно-воспитательное
занятие или дело следует организовать,
когда (день и час) и где (школа, класс, музей,
лес и т.п.) его провести, кто и в какой роли
в нем будет участвовать, какое оборудование
(оформление) понадобится. Хорошая организация
воспитательного дела обеспечивает и
высокий результат. Вот почему мы организаторскую
функцию считаем профессионально-
5. Коррекционная функция связана
с тем, что педагог постоянно
отслеживает, диагностирует ход
учебно-воспитательного
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Не случайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В.Краевский, И-Я. Лернер, М.Н.Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (А.Дистервег).
Информация о работе Профессионально-педагогическая деятельность и её специфика