Профессиональное образование за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить процесс становления профессионального образования за рубежом;
2. Охарактеризовать процесс развития теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.;
3. Проанализировать современное состояние профессионального образования за рубежом;
4. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. Становление и развитие профессионального образования за рубежом 5
1.1. Становление профессионального образования за рубежом 5
1.2. Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв. 9
1.3. Современное состояние профессионального образования за рубежом 11
1.3.1. Модели профессионального образования 11
1.3.2. Системы профессионального образования 12
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональное образование за рубежом 2010 июль пед.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой - обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Необходимо помнить, что немалый вклад внесли зарубежные педагоги в развитие профессионального образования в целом, поэтому очень важно знать и понимать процесс становления и развития профессионального образования за рубежом. Разумеется, система профессионального образования за рубежом конструировалась по различным схемам, которые диктовала цивилизация, время, условия жизни, реформаторы педагогических идей и т.д. Реформаторы педагогических идей, в свою очередь, особенно за рубежом, концентрировали вокруг себя поле, которое так или иначе, оказывало влияние на развитие профессиональной педагогики в мире, в том числе, воздействовало, как на отечественную педагогику, так и на эпоху педагогических идей, в общем.

В настоящее время, в нашей стране, педагоги, психологи, философы разрабатывают новые подходы к развитию профессионального образования. Профессионально-педагогическому образованию долгое время не уделялось должного внимания. Изменение социально-экономических условий в обществе нарушило систему профессионального образования, в которой уже имелись сложные социальные, экономические и политические связи.

Сегодня, во время открытых международных связей, думается, что мы наконец готовы узреть весьма интересный опыт, и устройство систем профессионального образования за рубежом, тем более что это диктует сама цивилизация.

Нужно подчеркнуть, что профессиональное или среднеспециальное образование в современном мире, в зарубежных ВУЗах, колледжах или академиях пока еще не получило в нашей стране массового распространения, однако в отдельных сферах устойчивый спрос все же имеет место наличествовать.

Вообще, количество дисциплин, которым можно научиться за границей, почти бесконечно. Например, в Севильской школе мариачи обучают искусству игры на испанской гитаре в технике фламенко, а в Макфердин-колледже Глазго - технике фехтования на клейморах - шотландских двуручных мечах. Освоить профессию инкассатора можно в Цюрихском техникуме банковской безопасности, а освоить профессию телохранителя - в Stasi-Schule, расположенной в Нюрнберге.

Таким образом, сегодня, необходим опыт развития профессионального образования за рубежом, а также опыт взаимодействия по данным вопросам, для создания более совершенной и востребованной системы профессионального образования в современном мире.

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.

Объектом данной работы является профессиональное образование;

Предметом данной работы является процесс становления и развития профессионального образования за рубежом.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Изучить процесс становления профессионального образования за рубежом;

2. Охарактеризовать процесс развития теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.;

3. Проанализировать современное состояние профессионального образования за рубежом;

4. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление и развитие профессионального  образования за рубежом

 

1.1. Становление профессионального образования за рубежом

 

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. [9, с.5]

Нужно отметить, что подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности является одной из важнейших социально-педагогических задач. На всех этапах своей истории человечество по-разному решало эту задачу.

Как мы отметили выше, в первобытном обществе подготовка детей к труду осуществляется непосредственно в трудовой деятельности. С разделением труда (появлением земледелия, скотоводства и ремесла) молодых людей подготавливали к труду в «домах молодежи» и семьях.

В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического: физический труд стал уделом рабов, дети рабовладельцев посещали школы жрецов и писцов и они освобождались от физического труда, который свободными людьми считался унизительным и презренным.

В эпоху Средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как вид служения, установленного божьей волей. Ремесло отождествлялось с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Такое отношение к ремеслу составляло стержень трудовой морали феодального общества. [8, с.163]

Нужно отметить, что в период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков.[7, с.6-7]

Основной формой обучения детей ремесленников и кузнецов было цеховое и гильдейское ученичество. Средневековый мастер или кузнец передавал своему ученику из уст в уста, из рук в руки профессиональные знания и умения и свой индивидуальный стиль работы.

В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». Так, в сочинении «Дидаскалон» организатор парижской школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141) назвал механику искусством, которое необходимо при изготовлении вещей, и выделил семь искусств: сукноделие, производство инструментов и оружия, навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако он, как и мыслители античности, считал механические искусства уделом «плебеев, детей неблагородных родителей».[8, с.164]

В произведениях «Утопия» Т. Мора (1478-1535) и «Город солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639) высказаны идеи о необходимости всеобщего участия в труде и соединении обучения молодежи с производительным трудом. Демократический взгляд на роль ремесла и профессии в жизни общества высказал Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал необходимым готовить детей к трудовой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что с именем вышеупомянутого педагога связаны революционные преобразования в науке о воспитании. Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей ни утратили, ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. [7, с.7] В его учебнике «Мир чувственных вещей в картинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами, орудиями труда и технологиями производства.».[8, с.165]

С развитием капиталистических отношений, прогрессом науки и техники в XIV — XVII вв. усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты массового вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.

Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английского экономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектов профессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задача избавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединения обучения с производительным трудом. [8, с.165-166]

На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704) разработал систему воспитания «джентльмена» (делового человека), в которой особая роль отводилась обучению деловых людей какому-либо ремеслу. В «Записке о рабочих школах» Д. Локк предлагал правительству для детей из бедных семей создать сеть рабочих школ - приютов, построенных на самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу.

Французский материалист Дени Дидро (1713-1784) издал «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», которая сыграла значительную роль в развитии профессионального образования. [8, с.166] Здесь необходимо отметить, что французские материалисты и просветители XVIII в., в том числе и Д. Дидро, К. Гельвеции (1715—177L), П. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике. [7, с.8]

В конце XVIII в. начинается развитие новой тенденции в профессиональном образовании, которая в отличие от предыдущей, ориентировавшейся на знания, делала акцент на овладение орудиями, инструментами и технологиями производства.

В проектах переустройства человеческого общества, которые разработали социалисты-утописты первой половины XIX в. К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858) и другие были предложены подходы к профессиональной подготовке молодежи: всеобщность труда, развитие «индустриальных призваний» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Р. Оуэн впервые соединил обучение с промышленным трудом и дал пример разумной организации профессионального обучения.

Р.Оуэн (1771-1858). Английский социалист-утопист и видный деятель образования. Создал систему обучения и воспитания детей рабочих, впервые на практике соединил обучение с производительным индустриальным трудом, изгнал религию из школы, выдвинул задачу воспитания в духе коллективизма, вплотную подошел к диалектико-материалистическому разрешению вопроса о развитии личности

Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в книге «О профессиональном образовании» впервые дал анализ состояния образования детей рабочих и системы ученичества, подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества, показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда. Он выступил против ранней профессионализации детей, подверг критике ремесленное ученичество за низкое качество обучения и умственное отупление детей.

К. Маркс (1818-1883) техническое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств», включил в систему коммунистического воспитания. Был поставлен вопрос о соединении обучения с производительным трудом, рациональной организации и защите детского труда, о замене системы ученичества техническими школами. Эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах социал-демократов конца XIX - начала XX вв. [8, с.167]

 

1.2. Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.

 

В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. [7, с.11]

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. в Западной Европе и США возникли различные реформаторские теории. Одной из них была теория трудовой школы. Ее автором был немецкий педагог и видный деятель образования Георг Кершенштейнер (1854-1932). Важнейшей задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку молодежи к профессиональной деятельности. Он ввел в программу обучения труд детей в школьных мастерских, садах и кухнях. [8, с.168]

Для молодых рабочих им были созданы так называемые дополнительные школы, в которых повышалась профессиональная подготовка и осуществлялось гражданское воспитание подростков. Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. Эта система получила широкую известность и распространение не только в Германии, но и во многих странах Европы.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом