Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить типы профессий, выбираемые школьниками.
Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий
Задачи:
1) анализ литературы по данной теме;
2) изучить типы профессий;
3) проанализировать полученные результаты
Гипотеза: преобладание гуманитарной направленности в выборе профессиональной деятельности и социального типа личности.
Методики: анализ, тестирование, опрос, методы интерпретации полученных результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….………..3

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника

1.1 Особенности старшего школьного возраста. Жизненный план……………............5

1.2 Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………………….....6

1.3 Самопознание в выборе профессии…………………………………………………11

1.4 Роль самооценки в профессиональном самоопределении………………………...12

Глава II Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

2.1 Цели, задачи, организация исследования………………………..............................16

2.2 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову……………..17

2.3 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда………….19

Выводы……………………………………………………………………………………21

Рекомендации…………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...........27

Приложение………………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

мой старый курсовик.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Омский  государственный педагогический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Выполнила: студентка 2 курса, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2005 

      Оглавление.

Введение……………………………………………………………………….….………..3

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника

1.1 Особенности  старшего школьного возраста. Жизненный  план……………............5

1.2 Характеристика  профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………………….....6

1.3 Самопознание  в выборе профессии…………………………………………………11

1.4 Роль  самооценки в профессиональном  самоопределении………………………...12

Глава II Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

    2.1 Цели, задачи, организация исследования………………………..............................16

2.2 Исследование  видов профессиональной деятельности  по Климову……………..17

2.3 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда………….19

Выводы……………………………………………………………………………………21

Рекомендации…………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………….26

Список  использованной литературы……………………………………………...........27

Приложение………………………………………………………………………………28 
Введение.

      На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

      Анализируя  факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина  этих неудач, разочарований молодых людей?

      Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст  самоопределения. Кем быть? Каким  быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед  старшими школьниками.

      Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших  специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

      Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении  – задача не из простых и не из легких.

      Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

      Общество  расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед  ней возможности для приложения своих сил и способностей в  самых различных областях деятельности на благо общества.

      Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

      Огромное  преимущество человека заключается  в его возможности выбора.

      Цель: изучить типы профессий, выбираемые школьниками.

      Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

      Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий

      Задачи:

      1) анализ литературы по данной  теме;

      2) изучить  типы профессий;

      3) проанализировать полученные результаты

      Гипотеза: преобладание гуманитарной направленности в выборе профессиональной деятельности и социального типа личности.

      Методики:  анализ, тестирование, опрос, методы интерпретации полученных результатов. 
 
 

 
 
 
 
 

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности старшеклассника

      1.1 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план.

      Общие мировоззренческие поиски заземляются  и конкретизируются в жизненных  планах. Жизненный план – понятие  широкое. Он охватывает всю сферу  личного самоопределения – моральный  облик, стиль жизни, уровень притязаний.

      Самым важным, неотложным и трудным делом  становится для старшеклассника  выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные  этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. [5, стр. 87]

      Он  хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего, зависит  от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

      В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик  каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. [9, стр. 140]

      Старшеклассники существенно отличаются друг от друга  не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. [3, стр. 34] По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. [2. стр. 57]

      Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. [16, стр. 25]

      Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

1.2. Профессиональное самоопределение.

      Профессиональное  образование, выполняющее функции  профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. [14, стр 50]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

      Выбор профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения  их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

    1. субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
    2. объект выбора – то, что выбирают.

      Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают. [10, стр. 89]

      Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит  из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

      - внешних условий;

      - индивидуальных особенностей субъекта  выбора профессии.

      Профессиональное  самоопределение – процесс, который  охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения  профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [1, стр. 56]

      Возникновение профессионального самоопределения  охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :

  • Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

      - малодифференцированные представления  о мире профессий, ситуативное  представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода  профессий, неустойчивость профессиональных  намерений;

  • Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

      - возникновение и формирование  профессиональных намерений и  первоначальная ориентировка в  различных сферах труда;

  • Профессиональное обучение:

      - осуществляется после получения  школьного образования для освоения  выбранной профессии;

  • Профессиональная адаптация:

      - формирование индивидуального стиля  деятельности, преобладание системы  производственных и социальных  отношений;

  • Самореализация в труде:

      - выполнение или невыполнение  ожиданий, связанных с профессиональным  трудом.

      Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. [11, стр. 167]

      Предпосылки профессионального самоопределения:

  • Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. . Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. [14, стр. 60] Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников