Профильное обучение: проблемы, перспективы, управление организацией внедрения профильной подготовки и профильного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

По мнению авторов данной курсовой работы, учет индивидуальных интересов школьника, его познавательных интересов должен быть одним из главных принципов при построении содержания образования в средней школе. Но современная система образования не способна в полной мере реализовать этот принцип. В этом отношении переход к профильному обучению представляется нам исследования наиболее перспективным.
На первом этапе исследования мы рассмотрим основные положения концепции профильного обучения в средней школе, а на втором этапе реализуем эту концепцию на примере изучения файловой системы в профильном курсе информатики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения 5
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения на примере изучения темы «Файловые системы» 19
2.1. Психолого-педагогические аспекты изучения информационных
технологий 19
2.2. Особенности изучения элективного курса «Файловые системы» в 10 классе 23
2.2.1 Содержание обучения 26
2.2.2 Средства обучения 28
2.3 Разработка уроков 33
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложение 1 42

Вложенные файлы: 1 файл

профильное обучение в школе.doc

— 701.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию и науке РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Белгородский государственный  университет

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Профильное обучение: проблемы, перспективы, управление организацией внедрения профильной подготовки и профильного обучения

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Белгород 2008

 

 

Содержание

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения    5

    1. Глава 2. Реализация концепции профильного обучения на примере изучения темы «Файловые системы»                                                      19 
             2.1.     Психолого-педагогические аспекты изучения информационных

технологий                                                                                                     19

2.2.     Особенности изучения элективного курса «Файловые системы» в 10 классе                                                                                                     23                                              

      2.2.1    Содержание обучения                                                             26

      2.2.2     Средства обучения                                                                 28  

2.3 Разработка уроков                                                                              33 

Заключение                                                                                                40 

Список используемой литературы                                                          41

Приложение 1                                                                                           42 

 

Введение

По мнению авторов данной курсовой работы, учет индивидуальных интересов  школьника, его познавательных интересов  должен быть одним из главных принципов  при построении содержания образования  в средней школе. Но современная  система образования не способна в полной мере реализовать этот принцип. В этом отношении переход к профильному обучению представляется нам исследования наиболее перспективным.

На первом этапе исследования мы рассмотрим основные положения концепции  профильного обучения в средней  школе,  а на втором этапе реализуем эту концепцию на примере изучения файловой системы в профильном курсе информатики.

Важно отметить, что информатика  является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.

Тема файловые системы не дается в полном объеме в базовом курсе. Но для поступления в высшие учебные  заведения знания предмета данной темы является необходимым.

Профильный курс информатики рассматривали  такие специалисты преподавания информатики, как

А. И. Бочкин [2], М. П. Лапчик [7],   Е. К. Хеннер [7], И. Э. Унт [13]

Объектом  исследования будет являться процесс и содержание профильного обучения в средней школе, в частности изучения информатики в профильном курсе.

Предметом исследования будет являться теоретические и практические  основы концепции профильного обучения, а также изучение файловых систем.

Цель исследования: разработка содержания изучения файловых систем в профильном курсе информатики.

 

Задачи исследования:

  • Рассмотреть основные положения концепции профильного обучения
  • Рассмотреть аспекты профильного обучения
  • Рассмотреть различные подходы к развитию мышления школьника
  • Рассмотреть содержание обучения файловым системам в вузовском и школьном курсах информатики
  • Разработать содержание изучения темы «Файловые системы»

 

Методы исследования:

  • Анализ методической литературы
  • Наглядно-иллюстративный метод

 

Глава 1. Основные положения  концепции профильного обучения

    1. Цели профильного обучения

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Прежде всего, следует  разграничить понятия «профильное  обучение» и «профильная школа».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному  обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
    1. Зарубежный опыт профильного обучения

Реформы образования  происходят сейчас в большинстве  развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В большинстве стран  Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании  и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет  выделить следующие общие для  всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей  ступени во всех развитых странах  являются профильными.

2. Как правило, профильное обучение  охватывает три, реже два последних  года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра.  Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6. Количество обязательных учебных  предметов (курсов) на старшей  ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.

 

    1. Отечественный опыт профильного обучения

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка  осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию  семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс  идея профильного обучения получила  в процессе подготовки в 1915-16 годах  реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной  структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись  три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы  дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х - начале 90-х  годов в стране появились новые  виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение  школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Информация о работе Профильное обучение: проблемы, перспективы, управление организацией внедрения профильной подготовки и профильного обучения