Процесс воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Краткое описание

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Содержание

1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Понятие  и сущность процесса воспитания 

    2. Основные  компоненты содержания воспитания 

    3. Цели  и задачи воспитания 

    4. Движущие  силы воспитания 

    5. Средства  и методы воспитания 

    6. Институты  воспитания 

    Литература 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Личность  человека формируется и развивается  под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных  и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При  этом сам человек не пассивное  существо, он выступает как субъект  своего собственного формирования и  развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих  в педагогике. Оно употребляется  в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие  общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется  с социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников по реализации целей  образования в условиях педагогического  процесса. Деятельность педагогов в  этом случае называется воспитательной работой.

В определении  понятия "воспитание" заключены  некоторые трудности, во-первых, в  крайней сложности самого воспитательного  процесса, во-вторых, в невозможности  выделить процесс воспитания из комплекса  жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком1. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание  — суть формирование воспитанности  в условиях всестороннего воздействия  воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а  не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной  категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".

Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю  совокупность социальных отношений  последней. Таким образом, процесс  воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

ОСНОВНЫЕ  КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация  включает в себя: – умственное; –  нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное  управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются  движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния  общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и  неблагоприятные воздействия внешней  среды; достигаются единство и согласованность  всех социальных институтов; ребенок  раньше оказывается способным к  самовоспитанию.

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание  начинается с определения его  целей. Главная задача воспитания —  формирование и развитие ребенка  как личности, обладающей теми полезными  качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. В настоящее время наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Духовность  означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями  и влечениями. У развивающейся  личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального  положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона  и неизменный спутник свободы  там, где свобода есть действительно  благо для личности. Свобода без  ответственности — это безответственность, ответственность без свободы  — это рабство. Ответственность  также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

На ряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Таким образом, в структуре воспитательного  процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система  задач:

1) формирование  нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения,  моральных убеждений, формирование  моральных чувств, эмоций, овладение  навыками нравственного поведения);

2) формирование  всесторонни и гармонично развитой  нравственной личности, основным  качеством которой стала бы  традиционная российская интеллигентность;

3) формирование  художественного ценностного мира  личности;

4) формирование  жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;

5) развитие  социальных потребностей, интересов  и ценностей личности вопреки  укореняющемуся индивидуализму;

6) формирование  психологических качеств (интеллекта  воли, эмоций, способностей, характера  и др.) в контексте гармонично  и всесторонне развитой личности;

7) формирование  устойчивой нравственной позиции  в отношении социальных функций  личности: общения, прав и обязанностей  ее, экономической и политической  системы, труда и вознаграждения  за него, будущего общества и  т. п.

ДВИЖУЩИЕ  СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ

Движущая  сила процесса воспитания - разница  между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год - два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:

1. Закон  единства и борьбы противоположностей.

2. Закон  перехода количественных изменений  в качественные.

3. Закон  отрицания отрицания.

Так, отражение  диалектического закона единства и  борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как  известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается  в своем развитии, приобретает  новое качество.

Воспитание  — это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может  стать причиной отставания воспитательной деятельности от требований жизни. Так  возникает противоречие между усложняющимися социальными процессами и требованиями жизни к формирующейся личности и функционирующими традиционными  системами воспитания.

Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий уровень развития, являются: противоречие между притязаниями воспитанника и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными  возможностями воспитуемых по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к личности с ее притязаниями, желаниями, интересами, так как это придает процессу приобретения личностью новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности.

В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений  в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона.

Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является ее собственная  деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторенных  действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных  качеств и свойств личности воспитанника: мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения  нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя  до определенной границы, они переходят  в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного  состояния в другое, появление  новообразований.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, еще одного диалектического закона. "Отрицание  отрицания" предполагает органический переход от одного этапа к другому. Аналогом "отрицания отрицания" в обществе служат, например, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность (рождение и смерть, обновление и старение и так далее). Спиралевидным можно назвать и процесс воспитания. На каждом последующем этапе формирования и развития личности воспитанника происходит сохранение существенных ранее примененных его качеств и свойств, а возникшие новообразования, в своею очередь, становятся исходным материалом для образования еще более сложных, интегративных качеств. Таким образом, сложные морально-психологические новообразования отрицают ранее сложившиеся, устаревшие.

СРЕДСТВА  И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Под средствами воспитания понимаются способы организованного  и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели  – воздействуют на других людей-воспитанников  с целью выработать у них определенные психологические качества и формы  поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения  личности воспитуемого. К ним можно  отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнативной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.

Информация о работе Процесс воспитания