Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа
Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.
Введение
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. [13]
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.[2]
В содержании Базового компонента дошкольного образования, сфера «Природа» имеет большое значение в формировании зачатков экологической культуры. Основными подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» есть: «Экологическая направленность, разносторонней и гармоничной личности, ориентированной на отображение экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоение определенного круга знаний и овладение практическими умениями.
Целью является формирование элементов экологического миропонимания, экологической воспитанности, развитие у ребенка положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природной среде, формирование реалистичных представлений о явлениях природы, практических умений, бережного отношения к ее компонентам ...
Это определило основные содержательные линии базового компонента, а именно: «Природа планеты Земля» и «Природа Космоса». Компетентность в области «Природа планеты Земля» составляют сведения о природной среды как целостный организм, в котором взаимодействуют воздух, вода, почва, растения, животные, люди в многообразии ее единства, движении и изменчивости ...»[12]
В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»[11]
Важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род»[20].
Само содержание эстетического
видения помимо отражения основных
чувственных характеристик
В эстетическом видении
в непосредственной форме выступают
важнейшие особенности
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
Изучение их опыта показывает, что, развивая эстетические отношения дошкольников можно формировать и их экологическую культуру.
Задача воспитателя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих воспитанниках, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д.[2]
Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.
Гипотеза – В основе нашего исследования лежит предположение о том, что эстетическое воспитание эффективно, если использовать средства природы, а именно занятие, как метод эстетического воспитания.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задания:
1. Изучить и проанализировать
литературу по проблеме
2. Обобщить передовой педагогический опыт.
3. Проанализировать базовый компонент и программу «Я - у світі» в сфере эстетического воспитания дошкольников.
4.Определить методические условия эффективности использования экскурсии.
5. Изучить состояние данной проблемы в практике современного детского сада.
6. Подобрать примерную тематику занятий и экскурсий.
7. Экспериментально проверить гипотезу.
8. Обобщить полученные результаты.
9. Сделать выводы по теме.
Методологическую основу нашего исследования составили работы: Бондаренко А. К., Каменева Л.А. Жуковская Р. Н,
Раздел 1. Формирование эстетического отношения детей к природе, как психолого-педагогическая проблема.
1.1 Сущность и задачи эстетического воспитания старших дошкольников.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемы чувством). Философы-материалисты Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В кратком словаре по
В обоих определениях
речь идет о том, что эстетичес
Д.Б. Лихачев в
своей книге "Теория эстетическ
Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.[16]
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации[17].
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование
способности воспринимать и
В-третьих, задача
эстетического воспитания
В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [18].
Эта цель также
отражает и особенность
1.2 Предмет, содержание и методы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственно же теоретической основой его является эстетика. Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Старшие дети постепенно, через понимание героического, через романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической категорией, как возвышенное.
Информация о работе Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников