Психологическая готовность к школе. Волевая и мотивационная готовность.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:59, доклад

Краткое описание

Она предполагает высокий уровень развития следующих мотивов:
учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);
широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);
позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);

Вложенные файлы: 1 файл

Прилепка.docx

— 18.28 Кб (Скачать файл)

Прокофьева  Ксения. ППО 1 курс.

Психологическая готовность к школе. Волевая и  мотивационная готовность.

По  мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической  готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых  игр к учебной деятельности.

Диагностические направления.

 

Мотивационная готовность

Важная  составляющая готовности к школе – это мотивационная готовность. Что представляет собой анализ побудительных причин, выражающихся в желании или нежелании ребенка идти в школу.

 

Она предполагает высокий уровень развития следующих мотивов:

  1. учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);
  2. широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);
  3. позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);
  4. оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности);
  5. внешний (подчинение требованиям родителей);
  6. игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).

Ребенок хочет идти в школу по разным причинам, которые могут как адекватными, так и неадекватными.

Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

 

Стимульный  материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов  поведения.

 

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка,  математики, чтения, пения, рисования  и физкультуры, а другая - только  с уроками пения, рисования  и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками,  а другая только с переменками  и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие  ответы пятерки и четверки, а  в другой давали бы сладости  и игрушки, то в какой из  них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только  с разрешения учительницы и  поднимать руку, если ты хочешь  что-то спросить, а в другой  можно делать на уроке все,  что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки  на дом, а в другой нет,  то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе  заболела учительница, и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты  у меня еще маленький, тебе  трудно вставать, делать уроки.  Останься в детском саду, а  в школу пойдешь на будущий  год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я  договорилась с учительницей, что  она будет ходить к нам домой  и заниматься с тобой. Теперь  тебе не придется ходить по  утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик  спросил тебя: "Что тебе больше  всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

 

Если  в результате анализа результатов  обнаружатся слабые, неточные представления  ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка  мотивационной готовности к школе. Для того, чтобы понять готовность к обучению в школе, понаблюдайте за ребенком во время игры.

 

Диагностика по рисунку.

Ребенка просят нарисовать, как он себе представляет школу. Что отражает, как ребенок  мыслит индивидуальное будущее в  учебном плане.

1)Если  на рисунке ребенка фигурируют  другие ученики/учитель и сама  учеба – это адекватный мотив.  Такой ребенок готов к новой  ступеньке социализации и обучению.

2) Если на рисунке ребенка школа  изображена только как праздник  – это неадекватный мотив.  Такой ребенок видит школу  только как развлечение, место  для общения.

3)Если  на рисунке ребенка фигурирует  только учебный процесс. Другие  дети/учитель не отражены. Мотив  неадекватный.

 

Волевая готовность

Также известна, как эмоциональная.

Произвольность  поведения ребенка проявляется  при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что  он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними  и внешними действиями, своими познавательными  процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что  уже в дошкольном возрасте возникает  воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных  чувств и желаний.

 

Волевая готовность включает в себя:

  1. Развитие умения подчиняться правилам (Воспитывается в игре с правилами)
  2. Формирование позиции самоконтроля
  3. Саморегуляция поведения и анализ поведения окружающих

 

Диагностика.

Ребенку показывают картинку с медведем и  зайцем. На которой заяц больше медведя. Ребенка спрашивают – кто больше?

Хорошая подготовленность – Заяц

Плохая  подготовленность – Медведь

 

Это свидетельствует либо о высоком  уровне развития произвольности, либо оимпульсивном поведении.


Информация о работе Психологическая готовность к школе. Волевая и мотивационная готовность.