Психологические особенности дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)
Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков.

Вложенные файлы: 1 файл

психологические особенности дошкольного возраста.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности  дошкольного возраста (3-6 лет)

 

Ведущая деятельность —  игра, освоение норм поведения и  деятельности людей.

 

Возраст 3-4 года характеризуется  самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков.

 

Среди них:

 

♦ Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить другого человека.

 

♦ Установление отношений  со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

 

♦ Развитие способностей к конструкторским играм, практического  мышления.

 

♦ Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества.

 

♦ Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок  воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и  уловить связь между предметами.

 

♦ Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок  вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с  другом и с целым; он не способен установить связи между разными  деталями ситуации, путает причины  и следствия.

 

♦ Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

 

♦ Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

 

♦ Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия  на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

 

♦ Становление воли, произвольности действий.

 

♦ Любознательность (в 4-5 лет дети — «почемучки»),

 

♦ Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески  продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также  выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря  воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение. (Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний.)

 

♦ Появляется способность  вступать в диалоги с другими  людьми (к 6 годам лексикон ребенка  возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая затем перерастает во внутреннюю.

 

♦ Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия).

 

♦ Развивается мышление на дооперациональном уровне (Пиаже), происходит постепенный переход  к операциональному уровню.

 

♦ Появляется интерес  к половым органам, к рождению детей. Это фаллическая стадия психосексуального  развития (в 3-4 года). Складывается и  преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется совесть — цензор моральных суждений.

 

♦ Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

 

В этот период отмечается множество новшеств:

 

♦ У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. (Пиаже показал, что в этом возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все окружающее ребенка, в том числе и явления природы, — результат деятельности людей: «Луну сделали космонавты».) Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

 

♦ Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

 

♦ Становление произвольного  поведения (стремление управлять собой  и своими поступками).

 

♦ Проявление личного  сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений  со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

 

♦ Готовится к школе, что проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития.

 

♦ Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать  точно по указаниям взрослого, подчиняться  правилам.

 

♦ Появляется мотивация  к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

 

♦ В интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного  словарного запаса, развитие речи и  наглядно-образного мышления; наличие  фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).

 

♦ В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

 

♦ В 7 лет возникает  кризис, один из основных симптомов  которого — потеряребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать  и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

 

 

Дошкольный возраст. Развитие психики ребенка 3 года - 6-7 лет

 

 

 

 

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

 

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание  того, что сформировалось в психике  ребенка и тех отношений, которые  устанавливаются у ребенка с  социальной средой. Развитие психики  ребенка в дошкольном возрасте (3 года - 6-7 лет)

 

Ребенок выходит за пределы  своего семейного круга и установленных  отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

 

2. Игра как ведущая  деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

 

Игра - ведущий вид  деятельности ребенка дошкольного  возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

 

Структура сюжетно-ролевой  игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

 

- тема;

 

- Сюжет - та сфера  действительности, которая отражается  в игре. Сначала ребенок ограничен  рамками семьи и поэтому игры  его связаны главным образом  с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

 

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

 

- роль (главная, второстепенная);

 

- игрушки, игровой  материал;

 

- игровые действия (те  моменты в деятельности и отношениях  взрослых, которые воспроизводятся  ребенком)

 

Младшие дошкольники  имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

 

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

 

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

 

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение  логики реальных действий людей; содержанием  игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

 

Роль игры в развитии психики ребенка.

 

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

 

2) Учиться подчинять  свои импульсивные желания правилам  игры. Появляется соподчинение мотивов  - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

 

Психология развития ребенка в дошкольном возрасте

 

Психология развития ребенка в дошкольном возрасте

 

Дошкольное детство  – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время  стремительно расширяется: рамки семьи  раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей.

 

Он испытывает сильное желание  включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме  того, не менее сильно он стремится  и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

 

Игра как ведущая Деятельность. Виды игр: 3 – 4 г. – режиссерская; 4 – 5 л. – образно-ролевая; 5 – 6 л. – сюжетно-ролевая; 6 – 7 л. – игры по правилам (в каждой игре свои игровые условия; сюжет – та сфера Деятельности, которая отражается в игре; содержание – моменты в Д и отношениях со взрослыми, которые воспроизводятся ребенком). Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной Деятельности в конце раннего детства. Аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

 

Игра – ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние  на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открываем и путь к формированию новых интеллектуальных операций.

 

Развитие психических  функций

 

Речь. В основном завершается  долгий и сложный процесс овладения  речью. К 7 годам язык становится средством  общения и мышления ребенка, а  также предметом сознательного  изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Средние данные по В. Штерну: в 1,5 г. ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 г. – 1000 – 1100, в 6 л. – 2500 – 3000 . Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 – 5 л. не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

 

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный  характер: перцептивные и эмоциональные  процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

 

Мышление. Основная линия  развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному  и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

 

К концу дошкольного  возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит легкий, большой – значит тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее).

Информация о работе Психологические особенности дошкольного возраста