Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить психологические особенности развития речи детей раннего возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста;
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста;
Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты развитие речи детей раннего возраста……….…..6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста....6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………………...14
1.3 Коммуникативный стиль общения педагога с детьми раннего возраста……….23

Глава II. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога
на развитие речи детей раннего возраста…………………………………………….…..27

2.1.Характеристика уровня речевого развития детей 3-го года жизни
по результатам исследования………………………………………………………………...27
2.2.Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста……......35

Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по развитию речи.doc

— 3.17 Мб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

колледж профессиональных

и информационных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема работы:

 

Психологические особенности развития речи

у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)

 

 

Дисциплина Методика развития речи с практикумом по логопедии

Специальность 050704 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты развитие речи детей раннего возраста……….…..6

 

       1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста....6

       1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………………...14

       1.3 Коммуникативный стиль общения педагога  с детьми раннего возраста……….23

 

Глава II. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога

на развитие речи детей раннего возраста…………………………………………….…..27

 

       2.1.Характеристика  уровня речевого развития  детей 3-го года жизни

по результатам исследования………………………………………………………………...27

       2.2.Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста……......35

 

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Приложение 

 

 

Введение

 

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения". (Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик - М.: Просвещение, 1997. - 168 с.).

В отечественной психологии общепринятым является подход к исследованию речи в контексте общения, так как  речь возникает в процессе общения, выступает как средство общения (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др,).

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько  этапов развития, превращаясь в развернутую  систему средств общения и  опосредования различных психических  процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Н.М. Щелованов).

Особое место в этих исследованиях  занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась  роль коммуникативного фактора в  процессе развития детей дошкольного возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.

Отношение ребенка с миром взрослых, являясь ведущим на протяжении всего  этапа взросления, в силу сложности  и различных зависимостей психической  сферы может выступать как  фактор реальной полноценной адаптации  ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его активности, самостоятельности в межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.

Экспериментально-физиологическое  и психолого-педагогическое подтверждение зависимости развития от условий воспитания выдвинуло новое направление – изучение развития ребенка для реализации  целей его воспитания. Основоположником его является Н.М. Шелованов, физиолог, ученик В.М. Бехтерева. Идея «витала в воздухе» уже со второй половины XIX века. Ее высказывал известный педагог К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869).

Система воспитания, включая методику развития речи, дала неплохие результаты, особенно в воспитательных учреждениях. Работы Н.М. Аксариной, Е.К. Кавериной, М.Ю. Кистяковской, Л.С. Славиной, Е.И. Тихеевой, Н.Х. Швачкана, Д.Б. Эльконина и многих других до сих пор считаются основополагающими.

Теория и методика развития речи малышей за последние десятилетия значительно обогатились, благодаря исследованиям М.И. Лисиной, И.М. Кононовой, В.В. Гербовой, Л.И. Павловой и др.

Цель исследования: изучить психологические особенности развития речи детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста.

В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста;
  • Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста;
  • Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.

Методы исследования:

  • Библиографический метод;
  • Эмпирические методы исследования: изучение педагогической документации, наблюдение, методики диагностического обследования речи, анкетирование;
  • Методы обработки данных: качественный и количественный анализ.

База исследования: МДОУ д/с «Золотая рыбка» г. Ноябрьска.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и  уточнении материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании того, что коммуникативный фактор педагогического общения воспитателя имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста.

 

 

Глава I. Теоретические аспекты  развития речи детей раннего возраста

    1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста

 

          Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина.

За кризисом первого года жизни  приходит стабильное раннее детство. Оно  охватывает возраст от 1 до 3 лет и  заканчивается кризисом 3 лет.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:

  • наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);
  • индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);
  • высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;
  • восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое - ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий - как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

1) в это время речь ребенка  носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

2) до сих пор почти в каждом  действии, которое ребенок осуществляет  с тем или иным предметом,  как бы присутствует взрослый  человек. И прежде всего - через  конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения.

Это противоречие разрешается при  построении новой социальной ситуации развития, а именно - ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок-предмет-взрослый" (вместо прежней "ребенок-взрослый").

В это время ребенок целиком  поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности - предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать  к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических  характеристиках периода раннего  детства, Л.С. Выготский отмечал ряд  существенных моментов.

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить.

Это поведение обусловлено несколькими  факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными  функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение. Сознавать для ребенка раннего возраста - еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще недостаточно отдифференцировались друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют.

2. Ведущей психической функцией  этого периода можно считать  восприятие. Общеизвестно, что память  ребенка раннего возраста проявляется  всегда только в активном восприятии - узнавании; мышление в это  время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) - мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

Восприятие в раннем детстве  отличается двумя особенностями.1 - его аффективный характер, его страстность.2 - когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка  сознания, выступающего для других в виде собственного "Я". Оно появляется примерно к 3 годам. Ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок-взрослый ребенок начинает выделять собственное "Я".

Остановимся подробнее на "трех китах" раннего детства - прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.

Информация о работе Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)