Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:12, реферат
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Введение.
1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи
2. Нравственное развитие ребенка
3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
4. Воспитание в труде
Заключение
Список использованной литературы.
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский
филиал
Экономический
факультет
Кафедра
«Педогогика и психология»
реферат по дисциплине: «Психология»
Тема:
«Психологические факторы внутрисемейного
воспитания»
Исполнитель: студент гр. № 111 дз
Хадыева Р.Г.
Проверил: Исламова
Р.А.
Набережные
Челны – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи
2. Нравственное развитие ребенка
3. Влияние типа воспитания на поведение
ребенка, формирование его личностных
особенностей
4. Воспитание
в труде
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи
с особой воспитательной ролью семьи,
возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать
Если
семья так сильно влияет на процессы
и результаты становления личности,
то, естественно, именно семье должны
уделять первостепенное значение общество
и государство в организации
правильного воспитательного
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
- невысокий
экономический уровень
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );
- высокий процент разводов;
- обострение конфликтов между поколениями;
- увеличение разрыва между семьей и школой,
1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.
Главное в воспитании маленького человека - достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
Определяющая
роль семьи обусловлена ее глубоким
влиянием на весь комплекс физической
и духовной жизни растущего в
ней человека. Семья для ребенка
является одновременно и средой обитания,
и воспитательной средой. Влияние
семьи особенно в начальный период
жизни ребенка намного
Не буду
приводить ужасающие сравнения,
характеризующие ухудшение
Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.
Поэтому первая задача родителей - ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.
Подытоживая эти в общем то хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:
- влияние
семьи на ребенка сильнее всех
других воспитательных
- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;
- семья
осуществляет социализацию
- семья
обеспечивает преемственность
- важнейшей
социальной функцией семьи
- существенное влияние семья оказывает и на выбор профессии.
2. Нравственное развитие ребенка
Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.
Главные
основания, которых необходимо держаться
при воспитании ребенка во время
семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность
в отношении слова и дела при
обращении с ребенком, 3) отсутствие
произвола в действиях
Цель
всякого воспитания – содействовать
развитию разумного человека, который
был бы в состоянии соединять
опыт прошедшей жизни с настоящей
и быть в состоянии предвидеть
последствия своих действий и
отношений к другому лицу, выяснять
себе причинную связь наблюдаемых
им явлений и творчески
Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя, по возможности, в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало
Необходимо
отличать желание ребенка выяснить
вопрос, который у него появился,
от простой болтливости и
Последовательность
в отношении слова к делу при
обращении с ребенком составляет
очень существенное требование при
семейном его воспитании. Необходимо
помнить, что ребенок является на
свет только с известной степенью
энергии организма. Органы его активной
деятельности только намечены и далеко
еще не развиты, они должны постепенно
развиваться по мере их приспособления
к работе. Проявления ребенка первоначально
исключительно имитационные; вместе
с этим он при посредстве своих
вопросов узнает условное значение произносимых
им звуков, а также условность тех
ощущений, которые у него являются
и при посредстве которых он приучается
отличать влияние на него внешнего
мира и то, что происходит в его
собственном организме. Из них у
ребенка слагаются
Информация о работе Психологические факторы внутрисемейного воспитания