Психологические факторы внутрисемейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:12, реферат

Краткое описание

К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

Содержание

Введение.
1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи
2. Нравственное развитие ребенка

3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
4. Воспитание в труде

Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)
 

ЧОУ ВПО  Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал 
 

Экономический факультет 

Кафедра «Педогогика и психология» 
 
 
 

реферат по дисциплине: «Психология»

 Тема: «Психологические факторы внутрисемейного воспитания» 
 
 
 

                Исполнитель: студент гр. № 111 дз

                Хадыева Р.Г.

                Проверил: Исламова  Р.А. 
                 
                 
                 
                 
                 

Набережные  Челны – 2012 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.

1. Роль  семьи в развитии личности. Цели  воспитания. Задачи семьи

2. Нравственное  развитие ребенка

 
3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей

4. Воспитание  в труде 

 Заключение

 Список использованной литературы.

 

 

Введение.

Семейное  воспитание - общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.

Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи  с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительное  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет  посвящена данная работа, на страницах  которой необходимо определить психологические  факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках  семейного воспитания, а также  способах их исправления.

Если  семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации  правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство.

К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей  расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного  воспитания детей в семье следует  отметить следующие:

- невысокий  экономический уровень большинства  трудовых семей;

- низкая  культура общественной жизни;

- двойная  нагрузка на женщину ( работа, семья );

- высокий  процент разводов;

- обострение  конфликтов между поколениями;

- увеличение  разрыва между семьей и школой,

 

1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи

Будущие родители думают, что хорошими можно  стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее  отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.

Главное в воспитании маленького человека - достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние  семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает  другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь  отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести  определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.

Не буду приводить ужасающие сравнения, характеризующие ухудшение семейного  воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отмечу лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий  процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает  основы отношений между людьми, формирует  ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.

Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок  видит, что его мама и папа, которые  каждый день твердят ему, что лгать  не хорошо, сами того не замечая, отступают  от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

Поэтому первая задача родителей - ежедневными  положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача - найти общее решение, убедить  друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.

Подытоживая эти в общем то хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:

- влияние  семьи на ребенка сильнее всех  других воспитательных воздействий.  С возрастом оно ослабевает, но  никогда не утрачивается полностью;

- в семье  формируются те качества, которые  нигде, кроме как в семье  сформированы быть не могут;

- семья  осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением  ее усилий по физическому, моральному  и трудовому воспитанию;

- семья  обеспечивает преемственность традиций;

- важнейшей  социальной функцией семьи является  воспитание гражданина, будущего  семьянина и законопослушного  члена общества;

- существенное  влияние семья оказывает и  на выбор профессии.

 

2. Нравственное развитие ребенка

 

Главные условия, необходимые для нормального  развития ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении

Цель  воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью  и любовью. Необходимо помнить, что  нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать  и не мешать, чтобы он сам в  себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться  этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться  при воспитании ребенка во время  семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при  обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя  или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком  и полным признанием за ним права  личной неприкосновенности.

Цель  всякого воспитания – содействовать  развитию разумного человека, который  был бы в состоянии соединять  опыт прошедшей жизни с настоящей  и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и  отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых  им явлений и творчески предсказывать  и проявляться, в чем именно и  выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества

Во время  семейной жизни ребенок повторением  действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам  подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его  действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет  характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому  обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим  сознанием, необходимо обсуждать и  выяснять подмечаемое, приводя, по возможности, в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало

Необходимо  отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в  состоянии уже разрешить; такая  болтливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждение  над явлениями, подмечаемыми самим  ребенком, а только случайное произношение слов и мало сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

Последовательность  в отношении слова к делу при  обращении с ребенком составляет очень существенное требование при  семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально  исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих  вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех  ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его  собственном организме. Из них у  ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых  он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок  подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии  усвоить себе этого критерия, его  действия будут случайны, шатки, никаким  серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову.

Информация о работе Психологические факторы внутрисемейного воспитания