Психологический анализ компьютеризированной учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к "информационному обществу". По прогнозам ученых такой переход для России намечается в 2050 г., для США и Японии - в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы - в 2030 г. К настоящему времени некоторые технологические направления поучили широкое распространение. Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Перспективы развития компьютеризации………………………………3

Компьютеризация как вид учебной деятельности………………………4

Влияние компьютеризации на формирование личности и мышления…5

Влияние процесса компьютеризации на формирование профессиональных качеств будущего специалиста…………………………………………………………………6

Проблемы взаимодействия человека с компьютером………………….....................................................................6

Психологические исследования в рамках освоения человеком компьютера…………………………………………………………………6

Психологические последствия применения информационных технологий………………………………………………………………….7

Психология взаимодействия человека с компьютером…………………9

результаты диагностики психических состояний пользователей…….10

Заключение……………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат высшая школа.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 Негосударственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

 

 

«Московский институт лингвистики»

 

 

 

Факультет филологии  и межкультурной коммуникации

 

Направление: Филология

 

Дисциплина « Педагогика и психология высшей школы»

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему:  Психологический  анализ компьютеризированной учебной  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса

Группы м-201ф

Серегина Наталья Анатольевна

 

Проверила:

 

 

 

Москва 2012г

 

Содержание:

 

 

  1. Введение………………………………………………………………….3

 

  1. Перспективы развития компьютеризации………………………………3

 

  1. Компьютеризация как вид учебной деятельности………………………4

 

  1. Влияние компьютеризации на формирование личности и мышления…5

 

  1. Влияние процесса компьютеризации на формирование профессиональных качеств будущего специалиста…………………………………………………………………6

 

  1. Проблемы взаимодействия человека с компьютером………………….....................................................................6

 

  1. Психологические исследования в рамках освоения человеком компьютера…………………………………………………………………6

 

  1. Психологические последствия применения информационных технологий………………………………………………………………….7

 

  1. Психология взаимодействия человека с компьютером…………………9

 

  1.  результаты диагностики психических состояний пользователей…….10

 

  1.  Заключение……………………………………………………………….11

 

  1.  Список использованной литературы……………………………………12

 

Введение.

 

 

В условиях образовательных  реформ особое значение приобрела инновационная  деятельность, к которой относятся  интерактивные технологии обучения, проектные и компьютерные технологии..

Компьютерные технологии- это процесс сбора, переработки и хранения

полученной информации  и передачи ее обучаемому посредством

компьютера. Повышение качества подготовки специалистов высшей школой в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в образовательный процесс.

Информатика как научное  направление может рассматриваться  при этом на трех уровнях:

нижний (физический) - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;

средний (логический) - информационные технологии;

верхний (пользовательский) - прикладные информационные системы.

 

Перспективы развития компьютеризации

 

Средства информатики  одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения  к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к "информационному обществу". По прогнозам ученых такой переход для России намечается в 2050 г., для США и Японии - в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы - в 2030 г. К настоящему времени некоторые технологические направления поучили широкое распространение.

Образование является составной  частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и  этапы информатизации для образования  в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.

Первый этап информатизации имеет целевое назначение - компьютеризацию общества. К наиболее существенным результатам этого этапа в области образования можно отнести экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой вузов России. Одновременно на этом этапе намечается формирование основ информационной культуры, а также начало компьютерного освоения имеющихся информационных фондов в образовании.

Второй этап информатизации можно свести к персонализации информационного  фонда, что связано с интенсивным применением вычислительной техники на всех уровнях образования, с переводом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи.

Третий этап можно  обозначить как социализацию информационных фондов, что приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов с удаленным доступом и при последующем развитии - к полному удовлетворению растущих информационных потребностей всего населения.

Процесс информатизации сферы образования осуществляется по двум основным направлениям:

-неуправляемая информатизация, которая реализуется снизу по инициативе педагогических работников и охватывает, по мнению преподавателя, наиболее актуальные сферы деятельности и предметные области;

-управляемая информатизация, которая поддерживается материальными ресурсами и в соответствии с общими принципами обладает концепцией и программой.

В программе информатизации образования особое место занимает подпрограмма разработки и внедрения информационных технологий в обучение.

Компьютеризация как  вид учебной деятельности.

С помощью компьютера учащимся предоставляются определенные знания учебного материала, компьютер также является средством получения дополнительной информации, средством для определения качества знаний и контроля знаний, универсальным тренажером для приобретения практических знаний и применения полученных навыков, средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр, одним из важных элементов в будущей профессиональной деятельности.

На сегодняшнем этапе  во многих учебных заведениях используются и разрабатываются как отдельные  продукты учебного назначения, так  и автоматизированные обучающие  системы ( АОС) по различным учебным  дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических  материалов: демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие, компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

С появлением операционной системы Windows в сфере прфессионального обучения появились новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в интерактивных программах. Стало возможным использование графики, рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передать обучаемому информацию и улучшить ее понимание.

Возросшая производительность персональных компьютеров дала возможность  использовать мультимедийных технологий. Современное профессиональное обучение уже невозможно представить без этих технологий.

Новые возможности в  сфере профессионального образования  открывает гипертекстовая технология. Гипертекст, или гипертекстовая система- это  совокупность разнообразной  информации, которая может располагаться  не только на разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекстов - это возможность переходов по гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения.

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, повторять пройденный материал и многое другое.

Автоматизированные обучающие  системы, построенные на гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности предоставляемой информации. Использование динамического, то есть изменяющегося гипертекста позволяет провести диагностику обучающегося и автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе образования  способствует реализации определенных целей:

  1. развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной и продуктивной профессиональной деятельности
  2. реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества
  3. интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе

Влияние компьютеризации на формирование личности и мышления.

Компьютеризация способствует интеллектуальному развитию личности, оказывая влияние на формирование творческого  и репродуктивного мышления. Это  является основанием для ускорения процессов практического применения компьютеров в образовательных системах.

Процесс развития творческой личности коллективного субъекта в  условиях компьютеризации опосредованный (непрямой), так как компьютеризация  оказывает детерминирующее влияние  и на репродуктивное мышление.

Творческое и репродуктивное мышление в конкретных условиях могут  иметь различную социальную значимость. Генерирование идей, без их практической реализации может не повышать продуктивность компьютеризированной деятельности, выполнение которой требует определенных знаний, умений и навыков, использования репродуктивного мышления для достижения поставленной цели.

Дифференциация креативного  и адаптивного мышления показывает, что в условиях компьютеризации  развитие творческой личности может быть не обязательно креативным. Компьютеризация может способствовать не креативному, а адаптивному развитию творческой личности, т.е. личности, творчески регулирующей лишь процесс достижения цели, но не создающей новый "креативный" продукт.

Для развития креативного мышления компьютеризация — вследствие передачи компьютеру ряда исполнительских интеллектуальных функций — создает лишь условия', высвобождает время, ускоряет предоставление информации и проверку гипотез на корректность. Однако, для формулирования новых идей и постановки новых задач! для ЭВМ важны и субъективные условия: определенное сочетание развития знаний, умений и навыков, творческого мышления, мотивации и личностных свойств субъекта деятельности.

Влияние процесса компьютеризации  на формирование профессиональных качеств будущего специалиста.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются таким своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Использование компьютеров  в обучении не должно закрыть подготовку специалистов в реальном предметном направлении, т.е. недопустима замена реальных физических явлений только модельным представлением их на экране компьютера. Требования к умению, знаниям, навыкам в области информатики должны видоизменяться в зависимости от типа вуза, характера подготовки и специальности.

Проблемы взаимодействия человека с компьютером.

Одним из важных постулатов культурно-исторической теории Л.С.Выготского является разделение психических функций на натуральные и высшие, которые развиваются с помощью специальных психологических орудий - знаков при их присвоении человеком (Выготский, 1960). Вслед за Л.С.Выготским О.К.Тихомиров пишет о трансформации и усложнении строения высших психических функций - о появлении психических функций, характеризующихся работой не только со знаками, но и с целыми знаковыми системами в процессе освоения и работы человека с новыми информационными технологиями. 

О.К.Тихомиров и Л.Н.Бабанин  в работе "ЭВМ и новые задачи психологии" выделили конкретные задачи, требующие использования психологических  знаний. Это и психологическая  экспертиза систем искусственного интеллекта, и усовершенствование моделей психики, и проблема разработки диалоговых систем для организации взаимодействия человека с компьютером. На основании выделения этих задач можно говорить о двух сторонах в психологическом изучении взаимодействия человека и компьютера: с одной стороны, необходимо изучение вопроса о том, как усовершенствовать работу человека с компьютером и какие проблемы при этом возникают, а с другой стороны, важно исследовать, как изменяется сам человек, приспособившись к работе в новой знаковой среде. Изучение психологических последствий применения информационных технологий относится именно ко второму кругу психологических проблем в этой области.

Психологические исследования в рамках освоения человеком компьютера.

Большое количество психологических  исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в "общении" с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.

Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических  последствий информатизации заслуживает  не меньше внимания. Так, один из ведущих  специалистов в области компьютерных наук, автор книги "Психология программирования" - Б.Шнейдерман поднимает вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применения. При этом Б.Шнейдерман приводит в пример специалистов - физиков, перед которыми встала проблема ответственности за последствия изобретения и использования атомной энергии. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ "Об информационной культуре", в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.

Информация о работе Психологический анализ компьютеризированной учебной деятельности