Психология речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 06:27, доклад

Краткое описание

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. В контексте деятельностного подхода отечественная психология рассматривает речь как речевую деятельность. Она выступает в виде целостного акта деятельности, если имеет собственную мотивацию, которая не может быть реализована никакими другими видами деятельности или в виде отдельных речевых действий, сопровождающих любую другую деятельность человека. Пример для сравнения – речь человека, говорящего по телефону ради собственно общения и речь диспетчера поездов в процессе координации движения множества составов.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология речевой деятельности. Виды речи..doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева»

 

 

 

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

 

Реферат по дисциплине особенности речевого общения

 

   Тема на тему Психология  речевой деятельности. Виды Речи.

 

                                      

 

    

Выполнила: студентка 1 курса 12

группы заочной формы обучения

                                                  факультета непрерывного

                                                                 профессионального образования

                              Вануйто О.И.

                                                       Руководитель Токарева Е.Ю

 

 

 

 

 

 

 

                                     Тобольск, 2014

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. В контексте деятельностного подхода отечественная психология рассматривает речь как речевую деятельность. Она выступает в виде целостного акта деятельности, если имеет собственную мотивацию, которая не может быть реализована никакими другими видами деятельности или в виде отдельных речевых действий, сопровождающих любую другую деятельность человека. Пример для сравнения – речь человека, говорящего по телефону ради собственно общения и речь диспетчера поездов в процессе координации движения множества составов.

Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль. В отличие от предметной деятельности здесь эти фазы могут быть очень сжаты во времени. Иногда в ситуациях эмоционального возбуждения фаза планирования речевой деятельности практически отсутствует. Это о таких случаях говорят: «Сначала сказал, а потом подумал».

Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию, как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления.

Речь и язык представляют собой взаимопроникающие системы. Они одновременно и едины, и различны. Они являются двумя аспектами единого процесса. Речь – это прежде всего деятельность общения – передачи объективной или субъективной информации. Таким образом, речь – это язык в действии. Языки, не используемые в разговорной речи, называют мертвыми (например, латынь).

Надо отметить интересную особенность анатомо-физиологической основы языка и речи. Речь имеет центральные и периферические аппараты. Периферические аппараты – гортань, язык (в анатомическом смысле), голосовые связки. У человека они развиты настолько, чтобы не только произносить слова, но и придавать им различную интонацию, различное выражение и т. п. Так, например, студентам театральных вузов хорошо известно, что одну и ту же фразу, вроде «Ваш чай, сударыня» можно произнести с десятком различных интонаций, которые придадут этим словам совершенно разные оттенки смысла.

 

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть: 
1) Внешней или внутренней 
2) Устной или письменной.  
3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо). 
4) Монологической или диалогической.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Первая включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

 

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник задает уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Разновидность диалогического общения — беседа, когда диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она связана с определенным контекстом. В содержательном отношении к ней предъявляются требования последовательности и доказательности изложения. Другое условие, близкое первому, — грамматически правильное построение предложений. Монолог не допускает неверного построения фраз. Он требует также соответствующего темпа и звучания речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми (умение употребить подходящее слово, словосочетание, нужную синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонация, система пауз, медленное, послоговое произношение какого-то слова или нескольких слов, выполняющее в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимика и жестикуляция).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической. Она более развернутая, чем устный монолог. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она представляет собой фазу планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для нее, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой же — исключаются всяческие недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь ситуативна, в этом она близка диалогической. Формируется же она на основе внешней.

Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) ее структуры, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и с грамматическими правилами.

Информативность речи зависит во многом от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи обусловлена, во-первых, ее смыслом, во-вторых, ее языковыми особенностями и, в-третьих, соотношением между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность. 

 

 

Электронные ресурсы локального доступа в целом:

  1. Виды речевой деятельности и их особенности  http://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/53-vidy-rechevoj-deyatelnosti-i-ix-osobennosti.html

 

  1. Лекция № 11. Речь и речевая деятельность  http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/103658/11/Dmitrieva_-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология речевой деятельности