Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:08, курс лекций
Краткое описание
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество и отвагу
Московский Государственный
Психолого-Педагогический университет.
Реферат
на тему:
«Психология эмоций»
Подготовила студентка
5курса 2 группы
Семенова А.В
Москва 2013.г.
Психология эмоций
Введение
Психология эмоций как наука
едва достигла своего совершеннолетия.
Наиболее проницательные исследователи
человеческой природы, еще до появления
каких-либо научных данных, понимали всю
важность эмоций для человеческого самосознания
и социальных отношений, и до нас дошли
их высказывания о том, что именно эмоции
питают творчество и отвагу. Однако до
80-х годов нашего столетия психология
фактически игнорировала эмоции. Но разве
можно всерьез пытаться понять человека
и его взаимоотношения с окружающим миром,
обходя вниманием эмоции? В последние
годы нам приходится сталкиваться с самыми
разными точками зрения на природу и значение
эмоций. Одни исследователи полагают,
что в рамках науки о поведении можно вообще
обойтись без понятия «эмоция». Некоторые
исследователи рассматривают эмоции как
кратковременные, преходящие состояния,
тогда как другие убеждены в том, что люди
постоянно находятся под влиянием той
или иной эмоции. Некоторые ученые считают,
что эмоции разрушают и дезорганизуют
поведение человека, что они являются
основным источником психосоматических
заболеваний Другие же авторы, напротив,
полагают, что эмоции играют позитивную
роль в организации, мотивации и подкреплении
поведения. Другие исследователи подчеркивают
важность внешних, в том числе мимических,
проявлений эмоций.
Существует мнение, что человек
может решить многие личностные проблемы,
просто отказавшись от неадекватных эмоциональных
реакций, то есть, подчинив эмоции жесткому
контролю сознания. В то же время, согласно
другим представлениям, лучшим средством
в этих случаях является высвобождение
эмоций для их естественного взаимодействия
с гомеостатическими процессами, драйвами
когнитивными процессами и двигательными
актами. У психологов, так же как у философов
и педагогов, нет единой точки зрения относительно
роли, которую играют в жизни человека
эмоции.
Происхождение эмоций
Такие драйвы, как голод или
сексуальное влечение, присущи нам потому,
что они необходимы для выживания. Но для
чего нужны эмоции?
Несомненно, одной из причин
возникновения человеческих эмоций в
ходе эволюции была необходимость обеспечить
социальную связь между матерью и ребенком.
Другой причиной возникновения
эмоций была насущная необходимость в
средствах коммуникации между матерью
и ребенком, так же как и между взрослыми
людьми. Многочисленные исследования,
посвященные вопросам эмоционального
развития ребенка, показывают, что задолго
до того, как ребенок начинает понимать
обращенную к нему речь и произносить
отдельные слова, он уже может сообщать
окружающим о своем внутреннем состоянии
с помощью некоторого набора сигналов.
Например, голод и боль могут проявляться
через внешнее выражение физического
страдания. О вовлеченности в ситуацию,
интересе к человеку или предмету сигнализирует
выражение радости и интереса на лице
ребенка.
Эмоции необходимы для выживания
и благополучия человека. Не обладая эмоциями,
то есть, не умея испытывать радость и
печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной
мере людьми. Эмоции стали одним из признаков
человечности. Не менее важна способность
сопереживать чужим эмоциям, способность
к эмпатии, равно как и способность выразить
эмоцию словами, рассказать о ней.
Эмоции
Эмоция - это нечто, что переживается
как чувство, которое мотивирует, организует
и направляет восприятие, мышление и действия.
Каждый аспект данного определения
чрезвычайно важен для понимания природы
эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует
энергию, и эта энергия в некоторых случаях
ощущается субъектом как тенденция к совершению
действия. Эмоция руководит мыслительной
и физической активностью индивида, направляет
ее в определенное русло. Если вы охвачены
гневом, вы не броситесь наутек, а если
вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на
агрессию. Эмоция регулирует или, вернее
сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье
заставляет человека воспринимать мир
через пресловутые «розовые очки»: умиляться
самым обыденным вещам, вроде запаха полевого
цветка и парения птицы на закате.
Позитивные и негативные
эмоции
Большинство ученых, как и обычные
люди, делят эмоции на положительные и
отрицательные, на позитивные и негативные.
Вместо того чтобы говорить
об отрицательных и положительных эмоциях,
было бы правильнее считать, что существуют
такие эмоции, которые способствуют повышению
психологической энтропии, и эмоции, которые,
напротив, облегчают конструктивное поведение.
Подобный подход позволяет отнести ту
или иную эмоцию в разряд позитивных или
негативных в зависимости от того, какое
воздействие она оказывает на внутриличностные
процессы и процессы взаимодействия личности
с ближайшим социальным окружением.
Влияние эмоций на
тело человека
У человека, переживающего эмоцию,
можно зафиксировать изменение электрической
активности мышц лица. Некоторые изменения
наблюдаются при этом и в электрической
активности мозга, в функционировании
кровеносной и дыхательной систем. Пульс
разгневанного или испуганного человека
может на 40-60 ударов в минуту превышать
нормальный. Столь резкие изменения соматических
показателей при переживании человеком
сильной эмоции указывают на то, что в
этом процессе задействованы практически
все нейрофизиологические и соматические
системы организма. Эти изменения неизбежно
сказываются на восприятии, мышлении и
поведении индивида, и в крайних случаях
могут приводить к соматическим и психическим
нарушениям. Эмоция активирует вегетативную
нервную систему, которая в свою очередь
воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную
системы. Разум и тело требуют действия.
Если же адекватное эмоции поведение по
тем или иным причинам невозможно для
индивида, ему грозят психосоматические
расстройства.
Какой бы ни была эмоция, переживаемая
человеком, - мощной или едва выраженной
- она всегда вызывает физиологические
изменения в его организме, и эти изменения
порой столь серьезны, что их невозможно
игнорировать. Разумеется, при сглаженных,
неотчетливых эмоциях соматические изменения
выражены не столь ярко, - не достигая порога
осознания, они часто остаются незамеченными.
Соматические реакции на умеренную эмоцию
не столь интенсивны, как бурная реакция
на яркое эмоциональное переживание. То,
что называется «настроением», обычно
формируется под воздействием эмоций.
Результаты последних исследований в
области нейрофизиологии позволяют предположить,
что эмоции и настроение влияют даже на
иммунную систему, снижают сопротивляемость
болезням. Если в течение долгого времени
испытывать злость, тревогу или депрессию,
- пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными,
- то больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом
или подхватить кишечную инфекцию. Всем
известно, что это вирусные заболевания,
но возбудители этих болезней всегда в
том или ином количестве присутствуют
в организме. И если хронический стресс,
длительное переживание негативной эмоции
ослабляют иммунную систему, организм
предоставляет им благоприятную почву
для размножения и болезнетворного влияния.
Эмоции и развитие
личности
Эмоциональные черты индивида
в значительной степени обусловлены особенностями
его социального опыта, особенно опыта,
приобретенного в младенчестве и в раннем
детстве. Ребенок, предрасположенный к
вспыльчивости, пугливый или улыбчивый
ребенок естественным образом встречают
разный прием в мире сверстников и взрослых.
От эмоций, которые чаще всего испытывает
и проявляет ребенок, зависит успешность
его взаимодействия с окружающими его
людьми, а значит, и успешность его социального
развития, социализации. Эмоциональность
влияет не только на формирование личностных
черт и социальное развитие ребенка, она
сказывается даже на его интеллектуальном
развитии. Если ребенок свыкся с состоянием
уныния, если он постоянно расстроен или
подавлен, он будет не в той мере, как его
жизнерадостный сверстник, склонен к активному
любопытству, к исследованию окружающей
среды.
Характеристики эмоции
интереса
Интерес - позитивная эмоция,
она переживается человеком чаще, чем
прочие эмоции. Интерес играет исключительно
важную мотивационную роль в формировании
и развитии навыков, умений и интеллекта.
Интерес - единственная мотивация, которая
обеспечивает работоспособность человека.
Кроме того, он насущно необходим для творчества.
Не следует путать эмоцию интереса
с реакцией удивления и изумления, хотя
внешние проявления удивления сходны
с проявлениями интереса: человек кажется
всецело поглощенным объектом, мгновенно
реагирует на него, стремится познать
его.
В тех случаях, когда эмоция
интереса задействует зрительную систему,
взгляд человека либо фиксируется на объекте,
либо быстро перемещается, исследуя объект.
Фиксация взгляда указывает на то, что
человек всецело поглощен, заворожен объектом,
а взгляд, быстро оглядывающий объект,
свидетельствует о том, что человек активно
работает, стремясь понять и прочувствовать
объект.
Интерес в буквальном смысле
определяет наши мысли и воспоминания,
ибо он в значительной степени обусловливает
содержание нашего восприятия, внимания
и памяти.
Развитие и социализация
эмоции интереса.
Интерес характеризует активность
ребенка с самого начала его жизни. За
исключением тех моментов, когда младенец
испытывает дискомфорт от неудовлетворенной
физиологической потребности, он рассматривает,
слушает, издает звуки и производит движения
под влиянием и руководством эмоции интереса.
Мотивируемые интересом формы активности
и взаимодействия с окружающим миром закладывают
основы для развития всех психических
сфер, отсутствие этих форм активности
и взаимодействия с окружением может привести
к тяжелым задержкам развития
Благодаря тому, что ребенок
испытывает интерес к человеческому лицу,
он научается отличать мать от других
людей. Заинтересованно прослеживая перемещения
матери и ее лица в пространстве, ребенок
постигает такие параметры внешнего мира,
как расстояние между предметами и их
пространственное размещение. Интерес
к пространству и его освоению приводит
к тому, что ребенок научается ходить.
Подстегиваемый интересом к окружающим
предметам, к их формам и пространственным
отношениям между ними, ребенок научается
оперировать предметами, Привлеченный
яркостью тех или иных предметов, он постигает
их размеры.
Взаимодействие индивидуальной
способности к эмоции интереса с тем или
иным фактором социализации определяет
характер аффективно-когнитивной ориентации
человека. Интерес может быть направлен
на что угодно, но наибольшую пользу человечеству
приносят интеллектуальные, эстетические
и другие виды созидательной деятельности.
Одного человека больше интересуют предметы,
другого - идеи, третьего - люди. Взаимосвязь
между эмоцией интереса, когнитивной ориентацией
и действием может определить тип личности
- мыслительный, деятельный или аффективный.
Эмоции взаимодействуют не
только друг с другом, но и с различными
драйвами, регулируя их интенсивность,
и эмоция интереса является, пожалуй, самым
мощным регулятором драйва. Интерес может
притупить ощущение боли, когда человек
сознательно или неосознанно направляет
свое внимание на интересующий предмет,
ситуацию или явление. Интерес в сочетании
с радостью составляет мотивационную
основу игры и других форм деятельности.
Взаимодействие интереса со страхом порождает
состояние тревоги.
Искаженное развитие эмоции
интереса - возбуждения может создавать
психологические и даже психопатологические
проблемы. Маниакальные больные, как правило,
отличаются повышенным уровнем интереса
- возбуждения. Аномально высокая или низкая
выраженность мотива поиска ощущений
может быть индикатором патологически
завышенного или заниженного порога эмоции
интереса и может вызывать нарушения адаптации.
Эмоция интереса играет важнейшую
роль в мотивации успеха. Стремление к
достижению можно измерить степенью выраженности
эмоции интереса. Интерес необходим также
для развития навыков, именно он мотивирует
деятельность человека, направленную
на совершенствование врожденных способностей.
Удовольствие - радость
Улыбка и смех как признаки
удовольствия и радости обнаруживаются
уже у новорожденного ребенка и сохраняются
относительно неизменными на протяжении
всей жизни человека. Человек научается
улыбаться по самым разным поводам и самым
разным образом, в зависимости от повода,
вызвавшего улыбку. Однако истинная улыбка
радости почти всегда одна и та же, как
на лице новорожденного младенца, так
и на лице пожилого человека.
Радость, как всякая фундаментальная
эмоция, имеет свои уникальные характеристики,
и, для того чтобы получить полное представление
об этой позитивной эмоции, мы подробно
остановимся на каждой из ее характеристик,
рассмотрим функции, которые они выполняют.
Если у взрослого человека эмоция
радости не поддается планированию, то
у младенца и у маленького ребенка она
может быть вызвана вполне определенными
видами стимуляции. Хотя радость нельзя
считать чисто социальной эмоцией, эффективность
этих ранних активаторов позволяет предположить,
что в основе эмоции радости лежит и некий
социальный компонент, что социальные
взаимодействия или социальные отношения
являются наиболее надежным источником
радостных переживаний.
Эмоция радости имеет важное
социальное значение. Родители, ежедневно
общаясь с ребенком, видят его радость
и сами проявляют ее, и это постоянное
встречное выражение радости повышает
вероятность формирования взаимной эмоциональной
привязанности. В младенчестве и раннем
детстве чувство эмоциональной привязанности
имеет необыкновенно важное значение
для нормального развития ребенка, так
как обеспечивает ему чувство безопасности.
Если ребенок знает, что мать всегда рядом,
что она в любой момент придет ему на помощь,
он обретает чувство уверенности, которое
так необходимо для развития познавательно
- исследовательской активности.
Эмоция радости имеет позитивное
значение не только для формирования взаимной
привязанности между родителями и младенцем,
но и влияет на развитие социальных отношений
взрослого человека. Если общение с каким-то
человеком доставляет вам радость, то
вы наверняка будете доверять этому человеку,
полагаться на него. Формирование чувства
привязанности и взаимного доверия между
людьми является чрезвычайно важной функцией
эмоции радости.