Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Одной из основных проблем, которая стоит перед начальными классами общеобразовательной школы является развитие речи учащихся, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
Глава 1............................................................................................................5
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН........................................................................................5
Методики коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН..........................................................................................................................9
Специфика обучения и воспитания младших школьников с ФФН........................................................................................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
Список литературы.....................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

Глава 1............................................................................................................5

Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН........................................................................................5

Методики коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН..........................................................................................................................9

Специфика обучения и воспитания младших школьников с ФФН........................................................................................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15

Список литературы.....................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Одной из основных проблем, которая стоит перед начальными классами общеобразовательной школы является развитие речи учащихся, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т.д.

Правильная речь является важным условием обучения детей в школе, способствует успешному освоению грамоты и чтения. В связи с тем, что письменная речь формируется на основе устной, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются нарушения письма и чтения.

Преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие возможно при целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

В начальных классах общеобразовательной школы обучается большое количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Очень важно чтобы в школе, где обучаются дети с такими нарушениями работал логопед. И в связи с этим остается актуальной проблема совместной деятельности логопеда и учителя в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.

М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко в своих работах говорят о важности совместной деятельности логопеда и учителя.

Цель дипломной работы – рассмотреть направления совместной деятельности логопеда и учителя по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Объектом данного исследования являются учащиеся начальных классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования – изучение основных направлений совместной деятельности логопеда и учителя по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Мы выдвинули гипотезу о том, что работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития будет более эффективной при совместной деятельности логопеда и учителя.

Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  и логопедическую характеристику  учащихся начальной школы с  ФФН.

2. Проанализировать методики  коррекционно-логопедической работы  по преодолению ФФН.

3.Рассмотреть специфику  обучения и воспитания младших  школьников с ФФН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Психолого-педагогическая  и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФН - это дети у которых нормальный слух и интеллект [7].

К детям с ФФН относятся дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше уделяют большое внимание формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей можно выделить несколько состояний:

1. учащиеся затрудняются  анализировать нарушенные в произношении  звуки;

2. при сформированной артикуляции не различают звуки, относящиеся к разным фонетическим группам;

3. не могут определить наличие и последовательность звуков в слове [9].

Фонетико-фонематическое недоразвитие оказывает влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. У детей с данными нарушениями в речевом развитии имеются определенные психолого-педагогические особенности, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений [1].

У учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием можно отметить недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [1].

Дети с ФФН соматически ослаблены, локомоторные функции развиваются замедленно, также дети с данными нарушениями могут иметь отставание в развитии двигательной сферы.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием затрудняются выполнять движения по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, мелкая моторика плохо развита.

У учащихся с данными речевыми нарушениями наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. У них отмечается нестойкость интересов, низкая наблюдательность, мотивация снижена, негативизм, они неуверенны в себе, раздражительны, агрессивны, обидчивы, при общении с окружающими испытывают трудности, также затрудняются при налаживании контактов со сверстниками [6].

Органическое поражение мозга присущее детям с ФФН способствует тому, что они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и быстро устают от любого вида деятельности. Им свойственна раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, им трудно сидеть на одном месте в спокойном состоянии, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Часто настроение у них ухудшается и они проявляют агрессию, навязчивость, беспокойство. Заторможенность и вялость наблюдается у них редко. Утомление наступает у них очень быстро, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. У них постоянно наблюдается головные боли, расстройство сна, вялость или, наоборот, повышенная двигательная активность. Дети с ФФН не могут долго сидеть на уроке спокойно, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока не сохраняются. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, могут во время урока встать и ходить по классу, выбежать в коридор во время урока. На перемене у них наблюдается излишняя возбудимость, не обращают внимание на замечания учителя, а после перемены им трудно сосредоточиться на уроке.

Дети с ФФН страдают неустойчивым вниманием и памятью, плохо понимают словесные инструкции, регулирующая функция речи сформирована недостаточно, не могут контролировать свою деятельность, познавательная деятельность нарушена, умственная работоспособность на низком уровне.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с этим их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

Указанные особенности в развитии детей с ФФН спонтанно не преодолеваются. Для их преодоления педагог должен организовать специальную коррекционную работу.

Так как у детей школьного возраста ведущая деятельность - учебная, то она может стать хорошей основой для коррекции речевых нарушений.

Коррекцию нарушений речи и письма у учащихся проводят постоянно на протяжении всего учебно-воспитательного процесса, в основном коррекционная работа проводится на уроках родного языка. С этой целью на уроках родного языка есть специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи [4].

Сочетая фронтальные (урочные) и индивидуальные формы работы можно преодолеть разнообразные проявления речевых дефектов детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методики коррекционно-логопедической  работы по преодолению ФФН

 

Коррекционная работа по преодолению ФФН строится преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

Подготовительный этап. На данном этапе ведется работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука; формируются артикуляторные умения и навыки, формируются первичные произносительные умения и навыки: постановка звука; автоматизация звука; дифференциация формируемого и смешиваемого звуков. Формируются коммуникативные умения и навыки. Ведется работа по развитию лексического запаса и грамматического строя речи, формированию связной речи. Постановку звуков нужно проводить в определенной последовательности: свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з']; шипящий [ш]; сонорный [л]; шипящий [ж]; сонорные [р], [р']; шипящие [ч], [щ] [5].

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основным содержанием коррекционного обучения учеников с фонетико – фонематическим недоразвитием является:

Организация работы по коррекции звукопроизношения.

Уточнение произносительных и слуховых образов каждого из смешиваемых звуков.

Дифференциация смешиваемых звуков.

Формирование представлений о звукобуквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Уточнение значения имеющихся у детей слов и обогащение словарного запаса.

Развитие навыка построения связного высказывания.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, коммуникативной готовности к обучению; формирование полноценных учебных умений.

В процессе логопедической работы учитываются:

1. Патогенетический принцип, который предполагает учёт коррекции  нарушенных механизмов. При реализации  данного принципа логопед работает  над развитием у учеников фонематического  восприятия, представления, фонематического  анализа и синтеза.

2. Онтогенетический принцип, который предполагает учёт той  последовательности и тех закономерностей  формирования функций фонематической  системы, которые имеют место  в онтогенезе. В ходе реализации данного принципа логопед осуществляет работу по формированию фонематического восприятия.

Информация о работе Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН