Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 22:21, курсовая работа
Краткое описание
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Одной из основных проблем, которая стоит перед начальными классами общеобразовательной школы является развитие речи учащихся, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т.д.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 Глава 1............................................................................................................5 Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН........................................................................................5 Методики коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН..........................................................................................................................9 Специфика обучения и воспитания младших школьников с ФФН........................................................................................................................12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15 Список литературы.....................................................................................16
Глава 1............................................................................................................5
Психолого-педагогическая и
логопедическая характеристика учащихся
начальной школы с ФФН........................................................................................5
Методики коррекционно-логопедической
работы по преодолению ФФН..........................................................................................................................9
Специфика обучения и воспитания
младших школьников с ФФН........................................................................................................................12
Список литературы.....................................................................................16
Введение
Фонетико-фонематическое недоразвитие
– нарушение процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем.
Одной из основных проблем,
которая стоит перед начальными классами
общеобразовательной школы является развитие
речи учащихся, которое включает умение
четко произносить звуки и различать их,
владеть артикуляционным аппаратом, правильно
строить предложения и т.д.
Правильная речь является важным
условием обучения детей в школе, способствует
успешному освоению грамоты и чтения.
В связи с тем, что письменная речь формируется
на основе устной, у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием наблюдаются нарушения
письма и чтения.
Преодолеть фонетико-фонематическое
недоразвитие возможно при целенаправленной
логопедической работы по коррекции звуковой
стороны речи и фонематического недоразвития.
В начальных классах общеобразовательной
школы обучается большое количество детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Очень важно чтобы в школе, где обучаются
дети с такими нарушениями работал логопед.
И в связи с этим остается актуальной проблема
совместной деятельности логопеда и учителя
в работе по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития.
М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф.
Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко в
своих работах говорят о важности совместной
деятельности логопеда и учителя.
Цель дипломной работы – рассмотреть
направления совместной деятельности
логопеда и учителя по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у учащихся начальных классов
общеобразовательной школы.
Объектом данного исследования
являются учащиеся начальных классов
общеобразовательной школы.
Предмет исследования – изучение
основных направлений совместной деятельности
логопеда и учителя по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у учащихся начальных классов
общеобразовательной школы.
Мы выдвинули гипотезу о том,
что работа по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития будет более эффективной
при совместной деятельности логопеда
и учителя.
Для подтверждения гипотезы
нами были поставлены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую
и логопедическую характеристику
учащихся начальной школы с
ФФН.
2. Проанализировать методики
коррекционно-логопедической работы
по преодолению ФФН.
3.Рассмотреть специфику
обучения и воспитания младших
школьников с ФФН.
1.1. Психолого-педагогическая
и логопедическая характеристика
учащихся начальной школы с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие
— нарушение процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФН - это дети у которых
нормальный слух и интеллект [7].
К детям с ФФН относятся дети
с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической
и артикуляторно-фонематической формы.
Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р.
М. Боскис, Г. А. Каше уделяют большое внимание
формированию фонематического восприятия,
т. е. способности воспринимать и различать
звуки речи (фонемы).
В фонетико-фонематическом
недоразвитии детей можно выделить несколько
состояний:
1. учащиеся затрудняются
анализировать нарушенные в произношении
звуки;
2. при сформированной артикуляции
не различают звуки, относящиеся к разным
фонетическим группам;
3. не могут определить наличие
и последовательность звуков в слове [9].
Фонетико-фонематическое недоразвитие
оказывает влияние на формирование личности
ребенка, на формирование всех психических
процессов. У детей с данными нарушениями
в речевом развитии имеются определенные
психолого-педагогические особенности,
которые затрудняют их социальную адаптацию
и требуют целенаправленной коррекции
имеющихся нарушений [1].
У учащихся с фонетико-фонематическим
недоразвитием можно отметить недостаточно
устойчивое внимание, ограниченные возможности
его распределения. При относительной
сохранности смысловой памяти у детей
снижена вербальная память, страдает продуктивность
запоминания. У детей низкая мнемическая
активность может сочетаться с задержкой
в формировании других психических процессов.
Связь между речевыми нарушениями и другими
сторонами психического развития проявляется
в специфических особенностях мышления.
Обладая полноценными предпосылками для
овладения мыслительными операциями,
доступными по возрасту, дети отстают
в развитии словесно-логического мышления,
с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением [1].
Дети с ФФН соматически ослаблены,
локомоторные функции развиваются замедленно,
также дети с данными нарушениями могут
иметь отставание в развитии двигательной
сферы.
Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием затрудняются выполнять
движения по словесной инструкции. Отмечается
недостаточная координация пальцев кисти
руки, мелкая моторика плохо развита.
У учащихся с данными речевыми
нарушениями наблюдаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере. У них отмечается
нестойкость интересов, низкая наблюдательность,
мотивация снижена, негативизм, они неуверенны
в себе, раздражительны, агрессивны, обидчивы,
при общении с окружающими испытывают
трудности, также затрудняются при налаживании
контактов со сверстниками [6].
Органическое поражение мозга
присущее детям с ФФН способствует тому,
что они плохо переносят жару, духоту,
езду в транспорте, долгое качание на качелях,
нередко они жалуются на головные боли,
тошноту и головокружения. У многих из
них выявляются различные двигательные
нарушения: нарушения равновесия, координации
движений, недифференцированность движений
пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие дети быстро истощаются
и быстро устают от любого вида деятельности.
Им свойственна раздражительность, повышенная
возбудимость, двигательная расторможенность,
им трудно сидеть на одном месте в спокойном
состоянии, теребят что-то в руках, болтают
ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы,
настроение быстро меняется. Часто настроение
у них ухудшается и они проявляют агрессию,
навязчивость, беспокойство. Заторможенность
и вялость наблюдается у них редко. Утомление
наступает у них очень быстро, причем это
утомление накапливается в течение дня
к вечеру, а также к концу недели. Утомление
сказывается на общем поведении ребенка,
на его самочувствии. У них постоянно наблюдается
головные боли, расстройство сна, вялость
или, наоборот, повышенная двигательная
активность. Дети с ФФН не могут долго
сидеть на уроке спокойно, работоспособность
и произвольное внимание на протяжении
всего урока не сохраняются. Их двигательная
расторможенность может выражаться в
том, что они проявляют двигательное беспокойство,
сидя на уроке, могут во время урока встать
и ходить по классу, выбежать в коридор
во время урока. На перемене у них наблюдается
излишняя возбудимость, не обращают внимание
на замечания учителя, а после перемены
им трудно сосредоточиться на уроке.
Дети с ФФН страдают неустойчивым
вниманием и памятью, плохо понимают словесные
инструкции, регулирующая функция речи
сформирована недостаточно, не могут контролировать
свою деятельность, познавательная деятельность
нарушена, умственная работоспособность
на низком уровне.
Психическое состояние этих
детей неустойчиво, в связи с этим их работоспособность
резко меняется. В период психосоматического
благополучия такие дети могут достигать
довольно высоких результатов в учебе.
Указанные особенности в развитии
детей с ФФН спонтанно не преодолеваются.
Для их преодоления педагог должен организовать
специальную коррекционную работу.
Так как у детей школьного возраста
ведущая деятельность - учебная, то она
может стать хорошей основой для коррекции
речевых нарушений.
Коррекцию нарушений речи и
письма у учащихся проводят постоянно
на протяжении всего учебно-воспитательного
процесса, в основном коррекционная работа
проводится на уроках родного языка. С
этой целью на уроках родного языка есть
специальные разделы: произношение, развитие
речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика,
правописание и развитие речи, чтение
и развитие речи [4].
Сочетая фронтальные (урочные)
и индивидуальные формы работы можно преодолеть
разнообразные проявления речевых дефектов
детей.
1.2. Методики коррекционно-логопедической
работы по преодолению ФФН
Коррекционная работа по преодолению
ФФН строится преимущественно в процессе
устной речи. На данных занятиях уточняются
речевые возможности детей, уровень сформированности
языковых средств, определяется состояние
коммуникативных умений и навыков, осуществляется
развитие и совершенствование психологических
предпосылок к активной учебной деятельности.
Формирование этих свойств
неразрывно связано с развитием основных
учебных умений, прежде всего навыков
и умений планировать и контролировать
учебную работу, осуществлять её по ориентирам.
Постепенно в процессе выполнения различных
упражнений создаётся база для организации
деятельности учащихся на многоориентированной
основе, что очень важно для полноценного
овладения навыками чтения и письма.
В течение подготовительного
периода ведётся работа по уточнению и
постановке дефектных звуков и параллельно
– над развитием и совершенствование
фонематических представлений. Эта работа,
проводимая на основе анализа звучащей
речи, занимает на логопедических занятиях
центральное место. В процессе реализации
данного учебного комплекса дети уточняют
практическое представление о предложении,
слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном,
согласном. Эти занятия имеют следующую
структуру:
Подготовительный этап. На данном
этапе ведется работа по развитию слухового
внимания и фонематического восприятия
формируемого звука; формируются артикуляторные
умения и навыки, формируются первичные
произносительные умения и навыки: постановка
звука; автоматизация звука; дифференциация
формируемого и смешиваемого звуков. Формируются
коммуникативные умения и навыки. Ведется
работа по развитию лексического запаса
и грамматического строя речи, формированию
связной речи. Постановку звуков нужно
проводить в определенной последовательности:
свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з']; шипящий [ш];
сонорный [л]; шипящий [ж]; сонорные [р], [р'];
шипящие [ч], [щ] [5].
Общую проблему при коррекционно-развивающем
обучении составляет своевременная и
целенаправленная подготовка их к обучению
грамоте. В связи с этим основным содержанием
коррекционного обучения учеников с фонетико
– фонематическим недоразвитием является:
Организация работы по коррекции
звукопроизношения.
Уточнение произносительных
и слуховых образов каждого из смешиваемых
звуков.
Дифференциация смешиваемых
звуков.
Формирование представлений
о звукобуквенном составе слова; формирование
навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова.
Развитие языкового анализа
и синтеза.
Развитие и совершенствование
грамматического оформления речи.
Уточнение значения имеющихся
у детей слов и обогащение словарного
запаса.
Развитие навыка построения
связного высказывания.
Развитие и совершенствование
психологических предпосылок к обучению,
коммуникативной готовности к обучению;
формирование полноценных учебных умений.
В процессе логопедической
работы учитываются:
1. Патогенетический принцип,
который предполагает учёт коррекции
нарушенных механизмов. При реализации
данного принципа логопед работает
над развитием у учеников фонематического
восприятия, представления, фонематического
анализа и синтеза.
2. Онтогенетический принцип,
который предполагает учёт той
последовательности и тех закономерностей
формирования функций фонематической
системы, которые имеют место
в онтогенезе. В ходе реализации
данного принципа логопед осуществляет
работу по формированию фонематического
восприятия.