Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:05, реферат
Начиная с 70-х годов XX века в США и других станах мира появились новые организации, движения или объединения, основанные на искажении вероучения одной или нескольких известных религий. Как следствие, появились новые проповедники, так называемой «истины», которые, конкурируя друг с другом, использовали для поиска своих последователей методы рекламы различной продукции, отработанные в рыночной экономике. Так, например, получили распространение красочные буклеты и листовки, где приглашалось посетить собрание «единственно истиной Божьей организации».
Введение 3
Определение понятия «деструктивный культ» и способы вербовки в секту. 5
Борьба с деструктивными сектами и психолого-педагогическая помощь. 10
Заключение 16
Список литературы.
Православславный Свято-
Университет.
Кафедра социальной педагогики.
Попова Наталья Владимировна
Студентка 4 курса
Отделение социальной педагогики
Педагогический факультет.
Реферат
Психолого-педагогическая помощь пострадавшим от деструктивных культов
Москва
2012
Содержание.
Введение.
Начиная с 70-х годов XX века в США и других станах мира появились новые организации, движения или объединения, основанные на искажении вероучения одной или нескольких известных религий. Как следствие, появились новые проповедники, так называемой «истины», которые, конкурируя друг с другом, использовали для поиска своих последователей методы рекламы различной продукции, отработанные в рыночной экономике. Так, например, получили распространение красочные буклеты и листовки, где приглашалось посетить собрание «единственно истиной Божьей организации».
Молодые люди, завербованные в такие организации, по призыву лидера, должны были бросить учебу, работу, а так же уйти из семьи в религиозные общины, что бы преданно служить Богу в новой организации. Родные и близкие люди, пострадавших от таких организаций, стали обращаться к духовенству традиционных церквей, психологам и психотерапевтам, а так же в службы безопасности.
Первыми на эти просьбы откликнулись психологи США и стали анализировать историю создания, практику и процессы психологической обработки при вовлечении и пожизненном удержании людей в данной организации.
В 1970-1990 е годы появились культы, где поклонение лидерам привело к смерти их последователей. Так в 1978 году в джунглях Гайаны совершили самоубийство, выпив напиток со смертельной дозой цианида последователи преподобного Джонса в культе «Народный храм»; 1993 массовое убийство последователей церкви «Ветвь Давида»; 1994 – 1997 годы массовые самоубийства членов экологической организации «Храм Солнца». Приведенные примеры, дали основу для изучения «феномена деструктивного (тоталитарного) сектанства или культа» в странах Европы. В России проникновение сект стало возможным в 1990-е годы после развала СССР. Это связано с тем, что произошло изменение политического строя, государство утратило контроль за СМИ, произошло изменение в законодательстве, предоставляющие религиозные свободы, открыли государственные границы, дающие возможность беспрепятственного проникновения сектантов на территорию Российской Федерации.
Что же подразумевает под собой понятие деструктивного культа?
Одно из определений дает С. Хассен в своей книге «Освобождение от психического насилия»: «деструктивный культ – это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих почти полный контроль над своими приверженцами…
Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободной воли. Наконец, деструктивные культы
используют методы контроля сознания с целью удержания своих последователей в зависимом и покорном состоянии…» [2, с. 400]. Еще одно определение дано Е.Н. Волковым в статье «Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля
сознания (введение в проблему)»: «Деструктивные культы – это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой» [3, с. 87]. Следовательно, исходя из этих определений, можно сделать вывод, что деструктивный культ отличается от просто религиозной секты тем, что его лидеры манипулируют психикой других ради удовлетворения своих эгоистических потребностей.
Что бы вовлечь наибольшее количество людей в организацию и превратить их в пожизненных проповедников, лидеры культов используют достижения современной психологии в области манипуляции сознания. Как правило, они состоят из следующих этапов:
Потенциальный член организации окунается теплую сердечную атмосферу группы, его окружают заботой и вниманием, искренне радуются. Человек ощущает свою значимость: “ты красив, умен, ты нужен нам для великой миссии”. Там ему предлагаются простые, доступные и привлекательные ответы на сложные вопросы существования (жизнь, смерть, болезнь...). Как будущему члену секты гарантируют счастье, свободу, знание. На этом этапе ему показывают контраст между жестоким, эгоистичным, холодным окружающим миром в котором царят хаос и смятение (и то ли еще будет!), где он "никому не нужен", и дружественной, заботливой группой, где его знают, ценят и любят.
Человеку объясняют, что для достижения обещанных ранее благ вам необходимо выполнять ряд “духовных” и физических упражнений. Ему не оставляют свободного времени: изматывающий долгий рабочий день, лекции, хождение по домам или общественным местам (с целью вербовки новых членов), продолжительные медитации, скандирование молитв, сбор средств (попрошайничество), обучение доктрине секты следуют друг за другом и в сочетании со скудным питанием и недосыпанием препятствуют члену секты остановиться и подумать, что он делает или как живет, отбивают желание критически осмысливать происходящее. Медитации, монотонное пение и повторяющиеся действия при интенсивном их использовании приводят к торможению мыслительных процессов и создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости. Интимная жизнь сводится к минимуму: невозможно ни одного мгновения побыть одному. В результате член секты должен полностью отречься от своего прежнего образа жизни, характера, привычек и от свободы принимать самостоятельные решения. Подвергается изменению речь: будущий сектант должен усвоить речь, которая “хорошо” звучит, кажется серьезной в научном или религиозном отношении, но которая имеет смысл только внутри группы. Эта лукавая техника серьезно затрудняет сообщение сектанта с миром (с родственниками и друзьями) и фактически обедняет до ничтожества его мысль.
Наконец, убираются декорации терпимости учения секты в отношении внешнего мира: общество представляется исключительно как место погибели, медицина - бесполезной, психиатрия - опасной, различные религии - как ложные или полностью преодоленные, политика - устарелой. Семья и государство объявляются помехой для спасения, и члены секты освобождаются от обязанностей по отношению к ним. Только группа, ведомая своим учителем, который объявляет себя спасителем человечества, может вести людей по дороге к счастью.
Усилия секты направляются на разрыв с семьей, с друзьями, с обществом. Новоначального члена секты побуждают бросить учебу (работу), сменить место жительства (другой город или даже отъезд за границу для продолжения сектантского образования). Любая исходящая извне информация объявляется подозрительной. Все, кто критикует секту, представляются негативно, как опасные, выступающие против прогресса человечества. Настойчиво советуется более не встречаться с ними, клеветать на них, или, если возможно, подавать на них в суд. Иногда семья объявляется ответственной за все трудности, с которыми сталкивается или сталкивался ранее член секты. Членам группы разъясняют, что “общество сопротивляется, у него есть свои привычки, свои интересы, вам не поверят, вас будут преследовать. И это доказательство, что вы - в истине. Не так ли было с большинством праведников?”. Это ловкая аргументация - чем большее сопротивление встречает член секты, тем более глубоко он вовлекается в группу.
Вовлеченный в секту человек, становится целиком от нее зависим. У него нет личного дохода, социальной поддержки, существенного профессионального опыта. Частые перемены мест не позволяют устанавливать устойчивые связи с внешним по отношению к группе миром, которые могли бы облегчить возвращение. Старых друзей больше нет, семейные узы или оборваны или напряжены до конфликта. Часто используется тактика брака внутри группы – невозможно уйти одному, надо, чтобы одновременно этого захотели двое.
При помощи жесткой дисциплины, явных и завуалированных угроз, чередованием наказаний и наград, постоянного доносительства навязываются и постоянно поддерживаются чувства вины и страха. Сформированные комплексы страха перед внешним миром и личной вины перед группой, чувство собственной беспомощности заставляют сектантов даже в случае разочарований решать, что легче остаться, плыть по течению.
Счастье, свобода, богатство личности или знание обещаются на каждом этапе, если член секты соглашается терпеть страдания еще большие, чем он уже перенес, поэтому каждый раз он говорит себе, что было бы глупо отступать, когда стоишь так близко к цели, что все его страдания (а часто и деньги) пропали впустую. Чем более член секты страдал, тем более он готов страдать еще больше.
Все четыре описанных этапа направлены на то, чтобы стремительно и нерасторжимо влить человека в группу и так искалечить его сознание, что всё это выражается в острой инфантилизации. Тогда члены оказываются полностью подчиненными своему учителю, слепо и безоговорочно ему повинуются и способны превратиться в опасных фанатиков.
Особенностью манипуляции
является достижение целей,
Для противодействия культам во многих странах Европы, а также в России были созданы различные не правительственные организации и многочисленные центры, которые стали оказывать помощь по выходу из культов, а так же проводить разъяснительные работы для предотвращения вовлечения в них новых людей.
В европейских странах началось активное противостояние сектам с помощью создания «Правительственных миссий по борьбе против сект».
В Российской Федерации борьбой с деструктивными культами изначально занялась Русская Православная Церковь. Эта борьба основывается на критике учения, религиозных практик и деятельности деструктивных культов. Богословы и миссионерские центры защищают основы вероучения и изобличают построение сект с позиции их вредности для духовного развития человека [3, с. 4]. Зачастую представители РПЦ осуществляют тотальную критику всех новых религиозных движений как «еретических» течений, а также общественно опасных сект и культов. Работу РПЦ можно охарактеризовать по трем направлениям: первое – это первичная профилактика, второе – работа с людьми, попавшими в секту или стремящимися из нее выйти, и третье направление – собственно противостояние сектантским объединениям и их функционерам.
Под первичной профилактикой подразумевается распространение информации о существующих сектах, материалов, разоблачающих их преступную деятельность. С этой целью создаются сайты в сети Интернет, открываются телефоны доверия, при храмах открываются консультативные центры.
Второе направление
оказание духовной и психологической поддержки;
создание консультационных центров;
создание групп самопомощи, телефонов доверия, реабилитационных центров;
организация патронажа пастырская работа.
В третьем направлении следует выделить разоблачительный и юридический аспекты.
Информация о работе Психолого-педагогическая помощь пострадавшим от деструктивных культов