Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Цель квалификационного исследования: изучить методы работы руководителя над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива и осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
Объект исследования: процесс работы руководителя над содержанием репертуарного плана в детском хореографическом коллективе.
Предмет квалификационного исследования: методы и приёмы создания репертуарного плана детского хореографического коллектива.
Для достижения цели квалификационного исследования выработаны задачи:
Исследовать психолого-педагогические аспекты работы руководителя детского хореографического коллектива над репертуаром.
Проанализировать образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива.
Изучить методы и приёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива.
Осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА
Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………………………………7
Образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………11
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Этапы подготовки репертуарного плана детского хореографического коллектива………………………………………………………………..13
Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана……………………………………………………………………...17
Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………26
Экспликация танцевального номера «Жадина»……………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...44
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...44
ВЕДЕНИЕ
Творческая деятельность руководителя хореографического коллектива – это деятельность балетмейстера. Он является идейно-творческим руководителем коллектива, создателем хореографического произведения. Руководитель детского хореографического коллектива действует как балетмейстер-сочинитель, балетмейстер-постановщик, балетмейстер-репетитор – все эти сферы деятельности заложены в работе руководителя.
Руководитель, должен владеть искусством сочинения танца, пантомимных эпизодов, композиционным построением, умением создавать драматургию хореографического произведения, раскрыть замысел, воплотить идею.
Одной из основных целей работы детского хореографического коллектива является развитие хореографических способностей детей с обязательной демонстрацией их на сцене. Для этого руководитель коллектива готовит танцевальный репертуар. Основой репертуара являются хореографические постановки, которые имеют воспитательное и образовательное направления. Формируя репертуар для каждой возрастной группы детей, руководитель обязан учитывать его воспитательное значение, так как только высокохудожественные постановки репертуарного плана имеют большое влияние на зрителей и исполнителей. Поэтому руководителю необходимо серьёзно подходить к подбору танцев и составлению репертуарного плана.
Реализацию
репертуарного плана
Хореографические постановки должны создаваться грамотно, исходя из основного закона драматургии. Постановки обязаны соответствовать трём главным требованиям – идейности, художественности и доступности.
В Конституции Российской Федерации, статья 44 пункт 2, говорится о том, что каждому гарантируется свобода художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Одним из сложных моментов в процессе занятия детей танцами является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в хореографическом коллективе, предполагающим отдых, раскрепощение и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряжённым творческим трудом. В детском хореографическом коллективе эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии, раскрепощенности, свободы и осознанности творческой дисциплины. Хореографическая практика, основанная на значительных физических усилиях, может дать ребёнку «нагрузку» и «разгрузку». Однако, перед руководителем неизбежно встаёт вопрос об их разумном соотношении.
Сочинение хореографических постановок с показом на сценической площадке должно зависеть от сроков обучения той или иной возрастной группы детей. Дети первого года обучения могут разучить не более одной танцевальной постановки, на втором году обучения руководитель может запланировать еще 2-3 танца, учитывая возможности исполнителей, последующие годы обучения позволяют планировать неограниченное количество танцев.
Создавая репертуарный план, руководитель детского хореографического коллектива, должен определить тематику детских постановок. Выбор темы во многом зависит от психологических особенностей определенного возраста, от хореографической подготовки исполнителей, от их физического, интеллектуального и духовного развития. Это является актуальностью квалификационного исследования.
Цель квалификационного исследования: изучить методы работы руководителя над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива и осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
Объект исследования: процесс работы руководителя над содержанием репертуарного плана в детском хореографическом коллективе.
Предмет квалификационного исследования: методы и приёмы создания репертуарного плана детского хореографического коллектива.
Для достижения цели квалификационного исследования выработаны задачи:
Теоретическую основу квалификационного исследования составляют работы психологов Дубровиной И. В. «Психология», Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников», педагогов Каргиной З. «Педагог дополнительного образования как руководитель», Кулагиной И.Ю. «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека», педагогов-хореографов Настюкова Г.А. «Сюжетный танец», Окуневой В.В. «Хореографическая работа со школьниками», Басаниной Л.А. «Воспитательные задачи в детском хореографическом кружке», Захарова Р. «Сочинение танца».
В квалификационном исследовании использовались методы: метод анализа психолого-педагогической и научно-методической литература, анализ учебных материалов, метод сравнения, метод эмпирический – наблюдение, беседа, изучение детского хореографического коллектива, детского творчества.
Структура данной работы определяется логикой исследования. Она включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, что создавая репертуарный план, руководитель детского хореографического коллектива, должен определить тематику детских постановок. Выбор темы во многом зависит от психологических особенностей определенного возраста, от хореографической подготовки исполнителей, от их физического, интеллектуального и духовного развития.
В первой главе «Психолого-педагогические аспекты подбора репертуара» рассмотрели принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива и проанализировали образовательные и воспитательные задачи детского хореографического коллектива.
Во второй главе «Методологические основы формирования репертуарного плана детского хореографического коллектива» рассмотрели этапы подготовки репертуарного плана. Рассмотрели дифференцированный подход руководителя к формированию репертуарного плана. Изучили методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива на примере Игоря Александровича Моисеева.
1.1 Принципы
формирования репертуара
При выборе репертуара руководителю следует учитывать сроки обучения, возраст и возможность исполнителей. Танец удачен в том случае, когда он имеет в основном единый танцевальный язык и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Не интересных танцев не должно быть и поэтому задача руководителя – сочинить и показать наиболее выигрышный, специфический, для данной группы детей, вариант танца. Сложность сочинения хореографической лексики зависит от хореографических и технических возможностей детей-исполнителей. Детям не следует исполнять танцы, предназначенные для взрослых. В первый год занятий не следует разучивать больше одной танцевальной постановки. В течение второго года обучения руководитель может подготовить еще 2-3 танца, учитывая, что возможности коллектива после усвоения пройденного материала расширяются. Группы, занимающиеся не первый год, в течение учебного года работают над постановкой двух-трех новых танцев, каждый из которых продолжается не более 2-3 минут. Если же постановка перерастает в танцевальную сюиту или хореографический спектакль, подготовка ее продолжается в течение всего учебного года. Музыкальный материал является основой танца. Особое значение имеет музыкальное воспитание детей. Если музыка интересна, то и исполнять детям движения под эту музыку будет в удовольствие. Участники должны понимать содержание музыки, тему и идею, предложенную руководителем. Научившись рассказывать содержание танца для зрителей, дети приобретают все положительные качества, впитывая их как губка, учась через действие в танце, действиям в жизни. Работая над репертуаром, следует помнить, что национальность или стиль изучаемого танца должен соответствовать желанию и духовному развитию детей на данный момент. При составлении репертуарного плана должно учитываться мнение участников коллектива. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе одинаковы, то будет доступно взаимопонимание их с руководителем. С другой стороны руководитель должен эмоционально и умело убедить, заинтересовать исполнителей в создании и воплощении своей идеи. Грамотный руководитель-постановщик должен уметь составлять композиционный план для своих танцев. Если у детей нет навыков для сложных, композиционно-эмоциональных построений, то руководителю следует создавать репертуарный план, используя другие части общей композиции танца. Рекомендуется максимально приближать идеи и темы постановок к интеллектуальному и духовному развитию исполнителей. В репертуарный план должны входить: а) массовый танец; б) сольный танец; в) парный танец; г)мелкогрупповые танцы, смешанные или раздельные, д) групповые. Исполнители танцев, поставленных другими хореографами, также требуют от руководителя предварительной работы. Приступая к осуществлению записанной постановки, руководитель должен до мельчайших подробностей все продумать, разобрать и проверить каждое движение и только после этого приступать к работе с детьми. При разучивании записанных постановок необходимо вносить изменения в соответствии с данным составом исполнителей. Методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии [14, c.57-59].
Реализацию
репертуарного плана
Критерием доступности произведения должно служить соответствие между идейно-художественными требованиями и силами детей-исполнителей. Идея должна быть высокой, понятной детям определенного возраста. К сожалению, иногда постановочная работа в детских хореографических коллективах все еще не соответствует педагогическим требованиям. Это происходит главным образом потому, что в детскую среду переносятся танцы, предназначенные для исполнения взрослыми. Говоря о механическом перенесении танца для взрослых в детскую среду, подразумеваются такие танцы, которые дети обычно не в силах понять, ибо не испытали, да и не в состоянии были испытать ни тех чувств, ни тех мыслей, которые в этом танце должны быть важны[29].
Следует указать еще на одну ошибку, нередко допускаемую в постановочной работе. Эта ошибка заключается в том, что некоторые руководители хореографических коллективов при распределении детей по группам исходят из степени умения танцевать. Таким образом, в одной группе могут в качестве «начинающих» оказаться и дети младших классов, и подростки.
Делить детей на группы надо по возрастному признаку. Только при таком условии можно обеспечить одинаковое понимание постановочного замысла детьми всей группы.
Руководитель должен обязательно представлять себе предлагаемую постановку. Для этого нужно определить ее тему, идею и содержание, т.е. уяснить, какая основная мысль заложена в танце, посредством чего она воплощена в данной хореографической постановке. Участники коллектива, не обладающие достаточным мастерством, не смогут передать характер, а это плохо отразится на качестве постановки [15, c.117-120].
Закончив подготовленную часть работы над постановкой, руководитель приступает к практическим занятиям с детьми. В процессе постановочной работы руководитель рассказывает участникам коллектива о своем замысле, о содержании танца, т.е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем.
Беседа для школьников младших классов должна быть короткой и понятной. В работе с детьми младшего возраста большое значение имеет использование наглядности, включающее как отчетливый и красивый показ движений, так и демонстрацию иллюстрированного материала – рисунков, фото, картин, имеющих отношение к данной постановке.