Психолого-педагогические возможности использования дидактической игры как средства формирования коммуникативных УУД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:10, доклад

Краткое описание

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Вложенные файлы: 1 файл

выступление семинар.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогические возможности использования дидактической игры как средства формирования коммуникативных УУД

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют 4 блока:

- личностный;

- регулятивный (включающий  также действия саморегуляции);

- познавательный;

- коммуникативный 

Личностный УУД включает в себя:

  1. Самоопределение –       Внутренняя позиция школьника;

                                               Самоидентификация;

                                                Самоуважение и самооценка.

  1. Смыслообразование: -  мотивация (учебная, социальная);

                                              Границы собственного знания и «незнания»

  1. Ценностная и морально-этическая ориентация: -

                      - ориентация на выполнение морально-нравственных  норм;

                      - способность к решению моральных  проблем на основе децентрации;

                      - оценка своих поступков.

Регулятивные УУД:   целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.  (во всех предметах)

Позновательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы. (особо в курсе математике, русского языка, окружающего мира)

Коммуникативнеы УУД: - планирование сотрудничество с учителем и учениками;

                                               - постановка вопросов;

                                               - решение конфликтов;

                                               - управление поведением партнера;

                                               - умение выражать свои мысли; (русс.яз, литер.чт, окр.мир, матем)

Каким образом сформировать УУД у ребенка?

Во-первых, это применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Во-вторых, это применение игровых педагогических технологий.

Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные, дидактические.

Подвижные– игры, в которых задачи, стоящие перед детьми, решаются путем разнообразных движений, что способствует физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса. Движения доставляют радость детям, а радость – важное условие здоровья ребенка.

Творческие – игры, которые возникают по замыслу самих детей. Содержание этих игр определяется теми впечатлениями, которые дети получают, наблюдая окружающую действительность и участвуя в ней. Игра становится путем познания жизни.

Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра. (Дидактические – игры, которые самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.)

Дидактическая игра – это особая форма игрового образования, когда у детей, чаще всего непреднамеренно формируется необходимые УУД.

Дидактическая игра – это игра только для учащегося, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

В дидактических играх перед детьми ставятся преимущественно узкие, определенные задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций .

Выделяет следующие виды дидактических игр в зависимости от характера деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Также, в зависимости от характера деятельности детей, выделяют:

  • игры-соревнования (игры-викторины, игры-конкурсы);
  • сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, игры-инсценировки, ролевые, режиссерские).

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Структурными составляющими дидактической игры:

  1. дидактичная задача.
  2. игровая задача.
  3. игровые действия.
  4. правила игры.
  5. результат (подведение итогов).

Основные принципы использования игр на уроках:

    1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенность учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
    2. любая игра, предполагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
    3. учитель должна быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
    4. следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
    5. в процессе игр учитель должен постепенно предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся.
    6. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр. Необходимо последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игра-путешествия в страну чисел или знаний.
    7. Дидактические игры кратковременные (10-15 минут) и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность в играх, не падал интерес к поставленной задаче.
    8. По возможности нужно стремиться, чтобы каждый ребенок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровая деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнить роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
    9. Игра может быть проведена на любом этапе урока: в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока – дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы. В конце урока – игра может носить поисковый характер.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую, поисковую – это способствует полному и быстрому овладению детьми мтапредметными УУД.  При умелом сочетании игровых и учебных деятельностей учитель на уроках достигает хороших результатов формирования УУД.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умения учиться.

 

Дидактической игре в начальных классах свойственны определенный должны быть изложены кратко, лаконично, доступно. В некоторых играх учитель с целью увлечения детей игровым замыслом создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от особенностей организации учителем самой игры. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, страховой и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

Комплекс дидактических игр

Формируемые коммуникативные действия

Дидактические игры

Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника

«Лучший космонавт»,

«Математическая эстафета»,

«Стрельба по мишеням»,

«Русские писатели и поэты»

«Выбери три слова»

«Шифровальщики»

Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество

«Цифровая акробатика»,

«Определи курс движения самолёта»

«Бал»

«Веселый счет»

«Посчитай» «Найди своих»

«Почтальон»

Коммуникативно-речевые действия

«Эстафета-рассказ»

«Я начну, а ты продолжи»

«Поход в гости»

«Сбежавший медведь»

«Рассказ по кругу»

«Скажи по-другому»

«Молчанка»


Разработанный комплекс включал в себя три блока дидактических игр, которые были направлены на формирование коммуникативных действий. Каждый блок включал разные виды словесных и наглядных дидактических игр.

В первый блок вошли дидактические игры, развивающие коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, строить понятные для партнёра высказывания), во второй блок коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов),

в третий блок – коммуникативно-речевые действия (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы).


Информация о работе Психолого-педагогические возможности использования дидактической игры как средства формирования коммуникативных УУД