Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:10, доклад
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Психолого-педагогические возможности использования дидактической игры как средства формирования коммуникативных УУД
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют 4 блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный
Личностный УУД включает в себя:
- ориентация на выполнение
- способность к решению
- оценка своих поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. (во всех предметах)
Позновательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы. (особо в курсе математике, русского языка, окружающего мира)
Коммуникативнеы УУД: - планирование сотрудничество с учителем и учениками;
- решение конфликтов;
Каким образом сформировать УУД у ребенка?
Во-первых, это применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Во-вторых, это применение игровых педагогических технологий.
Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные, дидактические.
Подвижные– игры, в которых задачи, стоящие перед детьми, решаются путем разнообразных движений, что способствует физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса. Движения доставляют радость детям, а радость – важное условие здоровья ребенка.
Творческие – игры, которые возникают по замыслу самих детей. Содержание этих игр определяется теми впечатлениями, которые дети получают, наблюдая окружающую действительность и участвуя в ней. Игра становится путем познания жизни.
Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра. (Дидактические – игры, которые самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.)
Дидактическая игра – это особая форма игрового образования, когда у детей, чаще всего непреднамеренно формируется необходимые УУД.
Дидактическая игра – это игра только для учащегося, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
В дидактических играх перед детьми ставятся преимущественно узкие, определенные задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций .
Выделяет следующие виды дидактических игр в зависимости от характера деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Также, в зависимости от характера деятельности детей, выделяют:
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Структурными составляющими дидактической игры:
Основные принципы использования игр на уроках:
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую, поисковую – это способствует полному и быстрому овладению детьми мтапредметными УУД. При умелом сочетании игровых и учебных деятельностей учитель на уроках достигает хороших результатов формирования УУД.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умения учиться.
Дидактической игре в начальных классах свойственны определенный должны быть изложены кратко, лаконично, доступно. В некоторых играх учитель с целью увлечения детей игровым замыслом создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от особенностей организации учителем самой игры. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, страховой и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.
Комплекс дидактических игр
Формируемые коммуникативные действия |
Дидактические игры |
Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника |
«Лучший космонавт», «Математическая эстафета», «Стрельба по мишеням», «Русские писатели и поэты» «Выбери три слова» «Шифровальщики» |
Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество |
«Цифровая акробатика», «Определи курс движения самолёта» «Бал» «Веселый счет» «Посчитай» «Найди своих» «Почтальон» |
Коммуникативно-речевые действия |
«Эстафета-рассказ» «Я начну, а ты продолжи» «Поход в гости» «Сбежавший медведь» «Рассказ по кругу» «Скажи по-другому» «Молчанка» |
Разработанный комплекс включал в себя три блока дидактических игр, которые были направлены на формирование коммуникативных действий. Каждый блок включал разные виды словесных и наглядных дидактических игр.
В первый блок вошли дидактические игры, развивающие коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, строить понятные для партнёра высказывания), во второй блок коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов),
в третий блок – коммуникативно-речевые действия (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы).