СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6
1.1. Психолого-педагогические
основы проблемы развития чувства
цвета у младших школьников………………………………………………..….6
1.2.Уроки
ИЗО в развитии чувства цвета
у младших школьников..…..11
1.3.Эффективные
методы и приемы в ознакомлении
младших школьников с тематическим
рисованием как средством развития
чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15
Выводы по первому
разделу…………………………………………….…..…20
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ИЗО………………………………………..…21
2.1. Выявление
уровня развития чувства цвета
у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21
2.2. Методические
рекомендации по развитию чувства
цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28
Выводы по второму
разделу…………………………………………………….32
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…37
ВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Школа
– важная ступень в формировании личности.
Она много делает в развитии и воспитании
молодого поколения. Это выражается, прежде
всего, в развитии эстетического отношения
к жизни и искусству, в развитии зрительных
представлений и творческого воображения
у школьников.
Рисунок и живопись
помогают ученикам видеть удивительную
красоту многообразных явлений в жизни.
Цвет, цветовые сочетания красок – это
важнейшие художественно-выразительные
средства живописи, которые формируют
духовную культуру личности, приобщение
к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую
отзывчивость на прекрасное и безобразное
в жизни и в искусстве.
Хорошо развитое
чувство цвета дает обучающимся возможность
познавать окружающую действительность,
развивает у них наблюдательность, воспитывает
разносторонне образованного члена общества.
Развитое чувство цвета приучает внимательно
наблюдать и анализировать предметы, развивает
пространственное мышление, учить точности
расчета, способствует познанию красоты
природы, воспитывает патриотизм и любовь
к своему отечеству.
Поэтому
учителю начальных классов очень важно,
начиная уже с первых уроков, не только
использовать интерес детей к рисованию,
но и развивать их творчество, прививая
им все новые и новые навыки рисования,
на основе изучения законов реалистического
изображения, в доступной для них форме.
Теоретической
основой исследования являются труды
и работы следующих авторов: В.С. Кузина,
К.В.Павлика, Н.Н.Ростовцева, М.А.Кириченко,
Л.И.Кашуба, Т.С.Комаровой и др.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально
выявить и дать методические рекомендации
по усовершенствованию уровня развития
чувства цвета младших школьников на уроках
изобразительного искусства, посредством
комплекса творческих заданий и игровых
упражнений.
Для достижения
главной цели курсовой работы необходимо
решить следующие основные задачи:
- раскрыть
психолого-педагогические основы
проблемы развития чувства цвета
у младших школьников;
- выявить
влияние уроков ИЗО на развитие
чувства цвета у младших школьников;
- рассмотреть
эффективные методы и приемы
в ознакомлении младших школьников
с тематическим рисованием как
средством развития чувства цвета;
- в ходе
опытно-экспериментальной работы
выявить уровень развития чувства
цвета у учащихся 4-х классов;
- рекомендовать
комплекс творческих заданий
и игровых упражнений по повышению
уровня развития чувства цвета.
Объект исследования: процесс развития чувства цвета младших
школьников на уроках изобразительного
искусства.
Предмет исследования: комплекс творческих заданий и игровых
упражнений как средство развития чувства
цвета у младших.
В ходе исследования
использовались следующие методы:
- теоретические
методы: анализ психолого-педагогической
и методической литературы по
теме исследования; анализ учебных
программ, учебников, методических
пособий.
- эмпирические
методы: педагогическое наблюдение,
беседа с учителем и учениками.
Практическая
значимость работы заключается в том,
что разработан комплекс творческих заданий
и игровых упражнений направленных на
развитие чувства цвета младших школьников,
которые могут быть использованы учителями
начальных классов, а также студентами
педагогических вузов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух основных разделов, выводов к разделам,
общих выводов, списка использованных
источников и приложений.
РАЗДЕЛ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы
проблемы развития чувства цвета
у младших школьников
Цвет в современном
обществе является средством психофизиологического
воздействия, средством организации пространства,
средством информации, фактором эстетического
воздействия.
Знания
о цвете, умение использовать цвет в практической
деятельности способствует улучшению
здоровья, эмоционального состояния, повышению
работоспособности. Велика роль цвета
в развитии ребенка, с момента рождения
находящегося в цветовой среде.
Цвет традиционно
понимается как объективное свойство
окружающего мира, он постоянно окружает
человека в естественной природной и организованной
среде. Цвет воздействует на человека
одновременно на физиологическом и психическом
уровнях, гармонизирует, исцеляет, способствует
развитию духовности.
Цвет воздействует
на все органы чувств человека, оказывая
влияние на работоспособность, внимание,
остроту слуха и вызывает эмоциональные
реакции, повторяемость и положительная
направленность которых становится основой
развития чувства цвета.
Природа
цвета и его воздействие на человека были
объектом внимания философов, ученых,
художников с античных времен.
К проблеме
изучения цвета в различных его аспектах
обращались философы Аристотель, Платон,
Эмпедокл; ученые Б. М. Галеев, Э. Геринг,
И. В. Гете, Ч. А. Измайлов, С. В. Кравков,
М. В. Ломоносов, И. Ньютон; психологи Р.
Арнхейм, В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, М.
Люшер, Г. Роршах, Б. М. Теплов и др.
С развитием
научных взглядов на природу цвета появились
следующие его определения.
И.В. Гете:
«Цвет есть элементарное явление природы,
которое доступно чувству зрения»[15;с.50]
В.С.Кузин
приводит следующее определение цвета:
«Цвет - характеристика зрительного ощущения,
позволяющая наблюдателю распознавать
качественные различия излучений, обусловленные
различными спектральными составами света»
[15; с.61].
К.В. Павлик
считает, что «цвет - это фундаментальный
природный феномен, непосредственно доступный
нашему зрению» [22; с.48].
Б. М. Неменский
предлагает рассматривать цвет не сам
по себе, а как способ выражения отношения
к явлению. Цвет - одно из изобразительных
средств искусства, основанное на природе
зрительных ощущений и способствующее
отражению многообразия предметного мира
во всем его красочном богатстве [20; с.36].
Цвет обладает
такими качествами, как цветовой тон, насыщенность
и светлота. Отражая цветовое богатство
действительности, цвет, как отмечает
Г. Э. Бреслав, имеет особые возможности
и особые функции, среди которых выделяют:
- коммуникативную,
- экспрессивную,
- символическую,
- информационную,
- стимулирующую,
- диагностико-прогностическую[22;с.68].
Объекты
природы и организованной среды несут
благодаря цвету, придающему объектам
эмоциональную окраску и эстетическую
ценность, комплекс информации на разных
уровнях (исторический, семантический,
культурный, социальный, эмоциональный
и др.)[20;с.54].
Понятие
цвета применяется собственно для обозначения
самого цветового пигмента или материала,
которые поддаются физическому или химическому
определению и анализу. Цветовое видение,
возникающее в глазах и в сознании человека,
обладает своим содержанием и смыслом.
Методисты
раскрывают общие задачи на развитие чувства
цвета у младших школьников:
1. Ознакомление
с основными свойствами цвета
и его образной выразительностью
в различных видах деятельности
(декоративном рисовании, художественном
конструировании),
2. Ознакомление
с окружающей средой (явлениями
природы, ее отдельными элементами,
повседневным бытом),
3. Ознакомление
с произведениями изобразительного
и декоративно-прикладного искусства
(рисунки, книжные иллюстрации, репродукции,
изделия из глины, ткани) [9; с.89].
Общие задачи
по развитию чувства цвета можно подразделить
на две группы, представленные в виде рис.1.1.
Рис.1.1. Общие
задачи по развитию чувства цвета
Задачи
в области обучения включают следующие
цели:
- учить
работать обучающихся с цветом
при выполнении живописных работ;
- научить
использовать художественные материалы
в творческой работе;
- формирование
художественно-образного мышления,
как основы развития творческой
личности;
- добиваться
выразительного цветового решения
рисунка;
- формирование
умения передавать красками объем
формы предметов, особенности распределения
света и тени на них.
В числе
воспитательных задач можно назвать
следующие:
- развитие
зрительной памяти пространственных
представлений, образного мышления;
- воспитание
художественного вкуса, интереса
и любви к изобразительному
искусству и к наблюдению самой
жизни;
- развитие
творческих способностей;
- развитие
навыков творческой переработки
впечатлений, переживаний[24;с.97].
Также отмечают,
что развитие чувства цвета играет важную
роль в эстетическом воспитании школьников.
Одной из важнейших задач эстетического
воспитания является развитие художественного
вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно
поставленном обучении и воспитании детей
в области рисования, можно улучшить качество
их работ [2; с.86].
У детей
появляется интерес к цветовой стороне
окружающей жизни, предпочтение к определенному
цвету, расширяется кругозор и ориентировка
в манипулировании с цветом и умении свободно
им пользоваться при создании изображения.
Таким образом,
изучена психолого-педагогическая и учебно-методическая
литература по проблеме развития чувства
цвета младших школьников и выявлено,
что данной проблемой занимались психологи,
ученые, методисты, педагоги, такие как
Павлик К.В., Филипенко Д.Г., Неменский Б.М.,
Кириченко М.А., Кузин В.С. Они изучали важнейшие
аспекты развития чувства цвета, потому
что цвет
в изобразительном искусстве является
важным выразительным средством, отражающим
материальные свойства предметов, передающим
многообразие окружающего мира в его цветовом
звучании, с которым знакомятся младшие
школьники на уроках, используя цвет для
передачи своего замысла, своего отношения
к изображаемому.
1.2. Уроки ИЗО в развитии чувства цвета
у младших школьников
В современном
школьном образовании особую роль играют
дисциплины художественно-эстетического
цикла, закладывающие основы развития
ребенка, среди которых особенно важное
место занимает изобразительное искусство.
Оперируя
чувственно-наглядными образами, искусство
создает в мышлении ребенка необходимый
баланс эмоционального и рационального,
способствует пробуждению и обогащению
различных чувств, в том числе и чувства
цвета, изучение предметов художественного
цикла способствует всестороннему развитию
личности младших школьников.
В системе
обучения и воспитания учащихся школы
большое значение имеют уроки изобразительного
искусства. В комплексе с другими учебными
предметами они оказывают заметное развивающее
воздействие на ребёнка. Это способность
воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное
в жизни, в искусстве, стремление самому
создать прекрасное, оценивать красивое
в окружающих предметах. Эмоционально-положительное
решение к творчеству способствует успешному
решению воспитательных задач уроков,
внеклассных занятий декоративно - прикладного
искусства.
Урок —
это систематически применяемая для решения
задач обучения, воспитания и развития
учащихся форма организации деятельности
постоянного состава учителей и учащихся
в определенный отрезок времени[пед.слов,
с.64].
Значение
уроков ИЗО для развития творческих способностей
исключительно велико, так как оно обладает
многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь
с народным декоративно прикладным искусством,
этот вид деятельности в очень высокой
степени способствует эстетическому воспитанию
школьников [5; с.62].
Декоративно-прикладному
искусству учащиеся отдают особое предпочтение,
поскольку здесь они могут проявить элементы
творчества в большей степени, чем при
выполнении других, относительно более
сложных видов работы. Этому способствует
возможность подбирать по желанию детали
изделий, самостоятельно определить их
цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.
Обучаясь
на уроке изобразительного искусства
учащиеся стремятся делать красивые вещи,
находятся под влиянием условий, формирующих
у них эстетические качества: чувство
формы, линии, материала, цвета. Всё это
воспитывает эстетический вкус; развивает
стремление к совершенствованию своих
умений.
Важное
место в деятельности педагога отводится
формированию у детей эстетических чувств
(чувства формы, цвета, композиции и др.)
и художественно-творческих способностей.
Эти качества взаимосвязаны и формируются
на основе эстетического восприятия предметов
и явлений окружающего мира. Познание
окружающего мира через формы, звуки, цвет,
пластику способствует развитию творческой
активности и самостоятельности ребенка,
и одним из важнейших направлений в этой
области является работа с цветом[16;с.43].