Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников………………………………………………..….6
1.2.Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников..…..11
1.3.Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15
Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21
2.1. Выявление уровня развития чувства цвета у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28
Выводы по второму разделу…………………………………………………….32

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35

Вложенные файлы: 1 файл

Богатчук готовая курсовая.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6

1.1. Психолого-педагогические  основы проблемы развития чувства  цвета у младших школьников………………………………………………..….6

1.2.Уроки  ИЗО в развитии чувства цвета  у младших школьников..…..11

1.3.Эффективные  методы и приемы в ознакомлении  младших школьников с тематическим  рисованием как средством развития  чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15

Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20

 

РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21

2.1. Выявление  уровня развития чувства цвета  у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21

2.2. Методические  рекомендации по развитию чувства  цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28

Выводы по второму разделу…………………………………………………….32

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…37

 

ВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Школа – важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников.

Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни. Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Хорошо развитое чувство цвета дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развитое чувство цвета приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Поэтому учителю начальных классов очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме.

Теоретической основой исследования являются труды и работы следующих авторов: В.С. Кузина, К.В.Павлика, Н.Н.Ростовцева, М.А.Кириченко, Л.И.Кашуба, Т.С.Комаровой и др.

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.

Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:

- раскрыть  психолого-педагогические основы  проблемы развития чувства цвета  у младших школьников;

- выявить  влияние уроков ИЗО на развитие  чувства цвета у младших школьников;

- рассмотреть  эффективные методы и приемы  в ознакомлении младших школьников  с тематическим рисованием как  средством развития чувства цвета;

- в ходе  опытно-экспериментальной работы  выявить уровень развития чувства  цвета у учащихся 4-х классов;

- рекомендовать  комплекс творческих заданий  и игровых упражнений по повышению  уровня развития чувства цвета.

Объект исследования: процесс развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: комплекс творческих заданий и игровых упражнений как средство развития чувства цвета у младших.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические  методы: анализ психолого-педагогической  и методической литературы по  теме исследования; анализ учебных  программ, учебников, методических  пособий.

- эмпирические  методы: педагогическое наблюдение, беседа с учителем и учениками.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработан комплекс творческих заданий и игровых упражнений направленных на развитие чувства цвета младших школьников, которые могут быть  использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогических вузов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, выводов к разделам, общих выводов, списка использованных источников и приложений.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические основы  проблемы развития чувства цвета  у младших школьников

Цвет в современном обществе является средством психофизиологического воздействия, средством организации пространства, средством информации, фактором эстетического воздействия.

Знания о цвете, умение использовать цвет в практической деятельности способствует улучшению здоровья, эмоционального состояния, повышению работоспособности. Велика роль цвета в развитии ребенка, с момента рождения находящегося в цветовой среде.

Цвет традиционно понимается как объективное свойство окружающего мира, он постоянно окружает человека в естественной природной и организованной среде. Цвет воздействует на человека одновременно на физиологическом и психическом уровнях, гармонизирует, исцеляет, способствует развитию духовности.

Цвет воздействует на все органы чувств человека, оказывая влияние на работоспособность, внимание, остроту слуха и вызывает эмоциональные реакции, повторяемость и положительная направленность которых становится основой развития чувства цвета.

Природа цвета и его воздействие на человека были объектом внимания философов, ученых, художников с античных времен.

К проблеме изучения цвета в различных его аспектах обращались философы Аристотель, Платон, Эмпедокл; ученые Б. М. Галеев, Э. Геринг, И. В. Гете, Ч. А. Измайлов, С. В. Кравков, М. В. Ломоносов, И. Ньютон; психологи Р. Арнхейм, В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, М. Люшер, Г. Роршах, Б. М. Теплов и др.

С развитием научных взглядов на природу цвета появились следующие его определения.

И.В. Гете: «Цвет есть элементарное явление природы, которое доступно чувству зрения»[15;с.50]

В.С.Кузин приводит следующее определение цвета: «Цвет - характеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различными спектральными составами света» [15; с.61].

К.В. Павлик считает, что «цвет - это фундаментальный природный феномен, непосредственно доступный нашему зрению» [22; с.48].

Б. М. Неменский предлагает рассматривать цвет не сам по себе, а как способ выражения отношения к явлению. Цвет - одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве [20; с.36].

Цвет обладает такими качествами, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Отражая цветовое богатство действительности, цвет, как отмечает Г. Э. Бреслав,  имеет особые возможности и особые функции, среди которых выделяют:

- коммуникативную,

- экспрессивную,

- символическую,

- информационную,

- стимулирующую,

- диагностико-прогностическую[22;с.68].

Объекты природы и организованной среды несут благодаря цвету, придающему объектам эмоциональную окраску и эстетическую ценность, комплекс информации на разных уровнях (исторический, семантический, культурный, социальный, эмоциональный и др.)[20;с.54].

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому или химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом.

Методисты раскрывают общие задачи на развитие чувства цвета у младших школьников:

1. Ознакомление  с основными свойствами цвета  и его образной выразительностью  в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном  конструировании),

2. Ознакомление  с окружающей средой (явлениями  природы, ее отдельными элементами, повседневным бытом),

3. Ознакомление  с произведениями изобразительного  и декоративно-прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции, изделия из глины, ткани) [9; с.89].

Общие задачи по развитию чувства цвета можно подразделить на две группы, представленные в виде рис.1.1.

 

 

Рис.1.1. Общие задачи по развитию чувства цвета

Задачи в области обучения включают следующие цели:

- учить  работать обучающихся с цветом  при выполнении живописных работ;

- научить  использовать художественные материалы  в творческой работе;

- формирование  художественно-образного мышления, как основы развития творческой  личности;

- добиваться  выразительного цветового решения  рисунка;

- формирование  умения передавать красками объем  формы предметов, особенности распределения  света и тени на них.

В числе воспитательных задач  можно назвать следующие:

- развитие  зрительной памяти пространственных  представлений, образного мышления;

- воспитание  художественного вкуса, интереса  и любви к изобразительному  искусству и к наблюдению самой  жизни;

- развитие  творческих способностей;

- развитие  навыков творческой переработки  впечатлений, переживаний[24;с.97].

Также отмечают, что развитие чувства цвета играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их работ [2; с.86].

У детей появляется интерес к цветовой стороне окружающей жизни, предпочтение к определенному цвету, расширяется кругозор и ориентировка в манипулировании с цветом и умении свободно им пользоваться при создании изображения.

Таким образом, изучена психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по проблеме развития чувства цвета младших школьников и выявлено, что данной проблемой занимались психологи, ученые, методисты, педагоги, такие как Павлик К.В., Филипенко Д.Г., Неменский Б.М., Кириченко М.А., Кузин В.С. Они изучали важнейшие аспекты развития чувства цвета, потому что цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. 
1.2. Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников

В современном школьном образовании особую роль играют дисциплины художественно-эстетического цикла, закладывающие основы развития ребенка, среди которых особенно важное место занимает изобразительное искусство.

Оперируя чувственно-наглядными образами, искусство создает в мышлении ребенка необходимый баланс эмоционального и рационального, способствует пробуждению и обогащению различных чувств, в том числе и чувства цвета, изучение предметов художественного цикла способствует всестороннему развитию личности младших школьников.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно - прикладного искусства.

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени[пед.слов, с.64].

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников [5; с.62].

Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Важное место в деятельности педагога отводится формированию у детей эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.) и художественно-творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира. Познание окружающего мира через формы, звуки, цвет, пластику способствует развитию творческой активности и самостоятельности ребенка, и одним из важнейших направлений в этой области является работа с цветом[16;с.43].

Информация о работе Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников