Психолого-педагогические технологии формирования толерантности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:45, статья

Краткое описание

В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.[2]

Вложенные файлы: 1 файл

Ашимова М..doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогические технологии формирования толерантности в младшем школьном возрасте

 

Понимание толерантности  неоднозначно в разных культурах, и  зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с оксфордским словарем, толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском языке быть толерантным значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском толерантность – прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим, в персидском– терпение, выносливость, готовность к примирению.

В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.[2]

На сегодняшний день  Новосибирск — город  многонациональный. По данным переписи 2010 года,  насчитывалось 11 наиболее многочисленных национальностей, численность населения которых превышала 5 тыс. человек, в 2002 г. таких национальностей было 8.

Национальный  состав населения Новосибирской области по наиболее

многочисленным  национальностям в 2002-2010 гг.

 

Человек

В % к указавшим национальную принадлежность

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

2692251

2665911

Х

Х

в том числе 

указавшие национальную принадлежность

2691855

2541052

100

100

русские

2504147

2365845

93,0

93,1

немцы

47275

30924

1,8

1,2

татары

27874

24158

1,0

0,9

украинцы

33793

22098

1,3

0,9

узбеки

2047

12655

0,08

0,5

казахи

11691

10705

0,4

0,4

таджики

2784

10054

0,1

0,4

армяне

7850

9508

0,3

0,4

азербайджанцы

7366

8008

0,3

0,3

киргизы

1423

6506

0,05

0,3

белорусы

8380

5382

0,3

0,2

другие национальности

37225

35209

1,4

1,4

не указавшие национальную принадлежность и лица, по которым сведения получены из административных источников

396

124859

Х

Х


По данной статистики можно сделать вывод, что наша страна воистину по многим параметрам необъятна. Новосибирск является одним из примеров таких городов.

Напомним, что Россия входит в число самых населенных стран. По степени распространенности русский язык занимает на планете пятое место, уступая пальму первенства китайскому, английскому, хинди и испанскому языкам. По этническому составу Россия – одна из самых многонациональных стран мира. В ней проживает более 190 народов.[2]

В связи с этим, актуальной проблемой в педагогическом сообществе является формирование толерантности у детей и подростков.

Современный ученик входит в чрезвычайно  сложный по содержанию и тенденциям мир. Сегодня психологов и педагогов настораживают интолерантные проявления и тенденции в поведении подростков: конфликтность, агрессия, экстремизм. Уровень интолерантности всё выше и выше и так же появляется на первых ступенях общего образования.

Формирование способностей к межличностной  толерантности довольно длительный процесс. Во время своего становление как толерантной личности учащиеся проходят несколько ступеней или уровней. Низкий уровень толерантности, который характеризуется повышенной тревожностью, ригидностью установок, склонностью к подозрительности и агрессивности, защиты субъективной реальности. Высокому уровню толерантности личности присущи - стойкие убеждения индивида, наличие в его сознании толерантности как идеала, который предусматривает понимание, уважение и принятие человека другой культуры, с другими взглядами или стилем поведения. Поэтому толерантность выступает действенным стимулом соответствующего поведения и деятельности личности, критерием в решении любых вопросов.

В последние годы формированию толерантности  уделяется особое внимание, создаются  методики, тренинги, модели формирования толерантности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Таким образом, в дальнейшем планируется выход на педагогическую практику в школу, соответственно нам необходим психолого-педагогический тренинг для проведения эксперимента, одним из интересных и актуальных оказалась методика Бобиновой Светланы Вячеславовны: Программа «Воспитание культуры толерантности «Мы разные – мы дружим» (начальная школа).

Данная программа позволяет  помочь учащимся воспитать в себе деликатность, терпимость, уважение к чужому мнению, умение воспринимать людей других наций и вероисповеданий, достойно решать конфликты. Программа будет способствовать расширению современного взгляда на мир, расширит мировоззрение, границы понятий, которыми он оперирует, обогатит словарный запас, интеллект и эмоциональную сферу учащегося.  В данной программе представлен учебно-тематический план программы на четыре года: 1 класс «Я и моя семья»; 2 класс «Я и одноклассники»; 3 класс «Вместе лучше»; 4 класс «Учимся общаться». Особый интерес вызывает у нас, психолого-педагогический тренинг для 2 класса «Я и одноклассники», и для 3 класса «Вместе лучше». Данные тренинговые занятия составлены на основе программы Натальи Стебеневой «Ни свой, ни чужой» и адаптированы для детей младшего школьного возраста.

Многие упражнения из данных тренингов были проведены нами со студентами Института Детства очного отделения обучающихся по профилю начальное образование, например, такие упражнения как:

(2 класс)

Упражнение  «О тебе и для тебя»

Участники группы сидят  в кругу. Каждому ребёнку все участники группы дарят комплимент. Например: «удивительная», «сильный», «чудесная», «смелый», «необыкновенная», «юмористка», «умная» и т. д.

Упражнение  «Здравствуй, Я рад(а), что...».

Участники свободно передвигаются по классу.

Инструкция. Вам необходимо встретиться и поздороваться с как можно большим количеством участников тренинга. При встрече ваше приветствие обязательно должно начинаться с фразы: «Здравствуй, я рад, что...»

Упражнение  «Двойной портрет»

Каждому участнику группы раздается один и тот же портрет (смотри рисунок). Но одни из них видят на рисунке молодую девушку, а другие — старуху.

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что каждый человек индивидуален. Каждый видит и воспринимает ситуацию  по своему, поступает так, как считает нужным: сколько ситуаций — столько мнений и путей решения.

Упражнение  «Доставь радость»

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных — доставить  ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то. Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

(3 класс)

Дискуссия на тему

«Идеальный, современный и «плохой» ребёнок»

Участники группы разбиваются  на 3 подгруппы. Каждая подгруппа из волшебной шляпы берет себе задание, которое надо сначала обсудить. Затем нужно из предлагаемого списка качеств личности выбрать и записать на листе бумаги качества ребёнка.

После этого группа садится  в круг, и один из представителей каждой подгруппы зачитывает качества. Остальные либо соглашаются, либо возражают, предлагая свои варианты.

Задание первой подгруппе. Составьте портрет идеального: ребенка. Напишите качества, какими он должен обладать.

Задание второй подгруппе. Составьте портрет современного ребёнка. Напишите качества, какими он должен обладать.

Задание третьей  подгруппе. Составьте портрет «плохого» ребёнка. Напишите качества, какими он должен обладать.

Декларация моей самоценности

Текст «Декларация  моей самоценности» В. Сатир раздается  каждому ребёнку. Ведущий зачитывает ее вслух, предлагает группе медленно прочитать ее также вслух. После этого участники группы, каждый по очереди, громко произносят последнюю фразу: «Я — это я, и Я — это замечательно!»

Упражнение  «Словесный автопортрет»

Участники на листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т. д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый участник выбирает лист и зачитывает группе сообщение. Задача читающего -узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы.

Упражнение  «Мамино ожерелье»

Участники стоят  в кругу и держатся за руки.

Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас — бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличи вающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руку, ловит третьего и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, Когда мы вместе! [4]

На сегодняшний день многими педагогами, психологами разрабатываются различные практические рекомендации по проблеме толерантности. Создаются психолого-педагогические технологии, включающие толерантность в контексте ряда гуманитарных школьных дисциплин.

Тренинг С.В. Бобиновой позволил нам увидеть положительную тенденцию в сближении студенческого коллектива, соответственно данный результат является хорошим примером для использования данного тренинга с учениками начальных классов.

 

 

 

Список литературы

 

[1]

[2][Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук.

 

[4] Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования[текст]:учебно-методическое пособие/ авт.-сост.С.В Бобинова.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,-2009. – 100с. ISBN 978-5-87847-311-9

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические технологии формирования толерантности в младшем школьном возрасте