ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики
и методики дошкольного образования
Кафедра педагогики
Психолого-педагогические условия развития
внимания у старших дошкольников в ДОУ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Научный руководитель:
Бакланова Наталья Константиновна
Исполнитель:
Федотова Светлана
Юрьевна
Студентка группы
№ 4717/08
Заочной формы обучения
Москва, 2010 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические
аспекты развития внимания у старших
дошкольников……………………………………………………………4-6
Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2.
Возрастные особенности развития внимания
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития
внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных
результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47
Цель исследования: Выявить психолого-педагогические
условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного
компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать
литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные
особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития
внимания у детей 6-7 лет.
Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: развитие внимания детей
старшего дошкольного возраста будет
эффективным при выполнении следующих
условий:
учет возрастных особенностей детей (развитие произвольного внимания)
своевременные диагностики уровня развития внимания
использование занятий, вызывающих интерес, положительное эмоциональное отношение
Методы исследования:
теоретический (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
эмпирический (наблюдение, тест)
Введение
Поток информации,
развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа
жизни приводят к увеличению объема знаний,
необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольное образование стало рассматриваться
как первая ступень во всей системе непрерывного
обучения. Дошкольное учреждение призвано
создать условия для интеллектуально
– творческого, эмоционального, физического
развития детей и осуществить их подготовку
к школе. Одним из непременных условий
успешного обучения в школе является развитие
произвольного, преднамеренного внимания
в дошкольном возрасте. Школа предъявляет
требования к произвольности детского
внимания в плане умения действовать без
отвлечений, следовать инструкциям и контролировать
полученный результат. Дети, начинающие
обучаться в школе, чаще всего страдают
от рассеянности или неразвитости своего
внимания. Развивать и совершенствовать
внимание столь же важно, как учить письму,
счету, чтению, внимание выражается в точном
выполнении связанных с ним действий.
Образы, получаемые при внимательном восприятии,
отличаются ясностью и отчетливостью.
При наличии внимания мыслительные процессы
протекают быстрее и правильнее, движения
выполняются более четко и аккуратно.
Внимание
является одним из главных процессов
ориентировочно – исследовательской
деятельности. Оно представляет собой
психическое действие, направленное
на содержание образа, мысли или другого
явления. Внимание играет существенную
роль в регуляции интеллектуальной активности.
По мнению П. Я. Гальперина, “внимание
нигде не выступает как самостоятельный
процесс, оно открывается как направленность,
настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности на своем объекте,
лишь как сторона или свойство этой деятельности“
Внимание
не имеет своего отдельного продукта.
Его результатом является улучшение
всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Выделяются
следующие формы проявления внимания:
интеллектуальное (мыслительное)
Основными функциями
внимания являются:
активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
целенаправленный организованный отбор поступающей информации.
удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание
связано с интересами и склонностями
ребенка, от его особенностей зависят
и такие качества личности как
наблюдательность, способность отмечать
в предметах и явлениях малозаметные, но существенные
признаки.
Теоретические аспекты развития внимания у старших
дошкольников.
Внимание
ребенка в начале дошкольного
возраста отражает его интерес к
окружающим предметам и выполняемым
с ними действиями. Ребенок сосредоточен
до тех пор, пока интерес не угасает.
Появление нового предмета вызывает переключение
внимания на него. Поэтому дети редко длительное
время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении
дошкольного возраста в связи
с усложнением деятельности детей
и развитием интеллектуальной деятельности
внимание приобретает все большую сосредоточенность
и устойчивость. Так, если младшие дошкольники
могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут,
то к 6-7 годам длительность игры возрастает
до двух часов. Это объясняется тем, что
в игре старших дошкольников отражаются
более сложные действия и взаимоотношения
людей и, следовательно интерес к ней поддерживается
постоянным введением новых ситуаций.
Возрастает устойчивость внимания детей
и при рассматривании картинок, слушании
рассказов и сказок. Так, длительность
рассматривания картинки увеличивается
к концу дошкольного возраста приблизительно
в два раза. Дети старшего дошкольного
возраста лучше осознают картинку, чем
младшие дошкольники, выделяют в ней больше
интересных для себя сторон и деталей.
Основное изменение внимания в дошкольном
возрасте состоит в том, что дети впервые
начинают управлять своим вниманием, сознательно
направлять его на определенные предметы,
явления, удерживаться на них, используя
для этого некоторые средства. Развитие
произвольного внимания формируется у
ребенка благодаря тому, что педагог включает
новые виды деятельности, и при помощи
определенных средств направляет и организует
его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый дает ему те же средства,
с помощью которых он впоследствии начинает
сам управлять вниманием. Помимо ситуативных
средств, организующих внимание, существует
универсальное средство организации внимания.
Речь. Первоначально взрослые
организуют внимание ребенка при помощи
словесных указаний. Ему напоминают о
необходимости выполнять заданное действие,
учитывая обстоятельства. Позднее ребенок
начинает сам обозначать словесно те предметы
или явления, на которые необходимо обращать
внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции
речи ребенок обретает способность заранее
организовывать свое внимание на предстоящую
деятельность, сформулированную словесно,
на что он должен ориентироваться. На протяжении
дошкольного возраста использование речи
для организации собственного внимания
резко воз- растает. Это проявляется в
том, что выполняя задания по инструкции
взрослого, дети старшего дошкольного
возраста проговаривают инструкцию в
10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.
Таким образом, произвольное внимание
формируется в дошкольном возрасте с общим
возрастанием роли речи в регуляции поведения
ребенка.
Развитие
внимания дошкольников осуществляется
и в процессе разнообразной деятельности
ребенка со взрослыми и в коллективе.
Особая роль в связи с этим отводится
игровой деятельности, в частности дидактическим
играм. Они способствуют развитию внимания
в целом, а так же познавательной деятельности,
интеллекту- альных операций, представляющих
собой основу обучения. Но ребенка привлекает
в игре не обучающая задача, которая в
ней заложена, а воз- можность проявить
активность, выполнить игровое действие,
добиться результата, выиграть. Традиция
широкого использования дидакти- ческих
игр в целях развития внимания детей, сложившиеся
в дошколь- ной педагогике, получила свое
развитие в трудах ученых и педагогов.
Система дидактических
игр для детского сада впервые
была создана Ф. Фребелем. Он был
убежден, что задача первоначального
образования состоит не в учении,
а в организации игры. По мнению
Е.И. Тихеевой, дидактические игры являются
одним из компонентов воспитательно-образовательной
работы с детьми наряду с чтением, трудом,
пением.
Проблема
применения игровых методов обучения
в дошкольном обра-зовании является
одной из самых актуальных проблем
в развитии высших психических функций,
а именно – внимания. Выбор и смена
игр, их яркость, познавательность-все
это может выполнить исключительную роль
в развитии внимания, что приобретает
на сегод- нешний день особую значимость
и актуальность.
1.1 Внимание и
его физиологические основы.
На ребёнка постоянно действует масса
разных раздражителей. Из всех окружающих
объектов-предметов и явлений - он выделяет
те, которые представляют для него интерес,
соответствует его потребностям. Любая
деятельность ребёнка требует выделения
объекта и сосредоточенности на нём.
Вниманием называют
направленность и сосредоточенность
сознания на определённых объектов или
на определённой деятельности при отвлечении
от всего остального.
С физиологической
стороны это значит, что в коре
головного мозга возбуждаются одни
нервные центры, и тормозятся
другие. Это взаимодействие происходит
на основе установленного И.П.Павлова
закона индукции нервных процессов, согласно
которому процессы возбуждения, возникающие
в одних участках коры головного мозга
вызывают тормозные процессы в других
участках мозга.
И.П.Павлов прибегал
к образному сравнению для
того, чтобы объяснить это явление:
« Если бы можно было видеть сквозь
черепную крышку и если бы место
больших полушарий с оптимальной
возбудимостью светилось, то мы увидали
бы на думающем сознательном человеке как
по его большим полушариям передвигается
постоянно изменяющиеся в форме и величине
причудливо неправильных очертаний светлое
пятно, окруженное на всем остальном пространстве
полушарий более или менее значительной
тенью».
Внимательность - важное качество
личности. Внимательный человек отличается
наблюдательностью, он полнее и точнее
воспринимает окружающее, обучается гораздо
успешнее.
Внимание это
форма организации познавательной
деятельности, основное условие осуществления
познавательного процесса. Выделяют
три основных вида внимания: произвольное,
непроизвольное, послепроизвольное. Непроизвольное
внимание возникает без всякого намерения
человека, без заранее поставленной цели,
не требует волевых усилий. Непроизвольное
внимание возникает вследствие непроизвольных
причин – особенностей действующих на
нас раздражителей; вследствие внутренних
побуждений, направленности личности.
К особенностям действующих на человека
раздражителей относятся следующие: сила
и неожиданность раздражителя (сильный
звук, яркая вспышка света, резкий запах);
новизна, необычность, контрастность раздражителя
(новые наглядные пособия, которые дети
ещё не видели, невольно привлекут их внимание);
подвижность объекта, а также начало и
прекращение действия раздражителя.
С возрастом
в процессе обучения, игры, общения
со взрослыми начинает формироваться
произвольное внимание. Внимание возникающее
вследствие сознательно поставленной
цели и требующее определённых волевых
усилий называют произвольным. Приходится
делать не то, что хочется, а то, что
необходимо.
В процессе игры,
обучения, работы могут возникнуть
интерес, увлечённость, вдохновение, которые
обычно снимают волевое напряжение.
В этом случае говорят о возникновении
третьего вида внимания послепроизвольного.
Послепроизвольное внимание совмещает
в себе некоторые особенности произвольного
внимания (осознание цели) и некоторые
черты непроизвольного внимания (ненужно
волевых усилий для его поддержания).