Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Андреева диплом 17.03.13.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические условия развития эмпатии у старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников

1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста

  1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста

1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Выводы к главе 1

Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников

2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников

2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников

2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников

Выводы к главе 2

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Как указано в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Такое требование к образованию  и воспитанию детей объясняется  тем, что развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, способствует нормальной адаптации этой личности в современном социокультурном пространстве. Сегодня в педагогике большое внимание уделяется воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. За это умение отвечает такая способность человека, как эмпатия. Под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их  мысли, чувства,

проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

Вместе с тем, на сегодняшний  день в обществе наблюдается снижение уровня эмоциональной теплоты между  людьми. В ходе совершенствования  цифровых технологий общение между  людьми все больше переходит в  виртуальную плоскость. Дети сегодня  с ранних лет все больше времени проводят за компьютером и все меньше в обществе сверстников и взрослых.

Иными словами, присутствует противоречие между необходимостью развития эмпатии у детей и недостаточно созданными психолого-педагогическими условиями ее развития. В связи с указанным, представляется актуальным провести исследование особенностей развития эмпатии у современных дошкольников и разработать педагогический проект по развитию эмпатии у дошкольников.

Таким образом, обозначилась проблема: поиск условий развития эмпатии у старших дошкольников.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет – психолого-педагогические условия для развития эмпатии у старших дошкольников.

Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.

В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  1. На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать педагогический проект по развитию эмпатии у дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: предполагаем, что, развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте будет эффективно, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осознание ребенком собственных эмоциональных реакций;

- вербализация ребенком своих эмоциональных переживаний;

- психологическая поддержка со стороны взрослых.

Базой исследования является МАДОУ «Радость» № 186  города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 30 детей-дошкольников, возраст детей 5-6 лет.

Практическая  значимость – результаты исследования могут быть использованы воспитателями, социальными работниками, психологами и всеми заинтересованными этой проблемой специалистами, а также использованы для проведения психолого-педагогической работы по развитию эмпатии у старших дошкольников.

Пси

 

Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

 

1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, освоение норм поведения и деятельности людей. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет [25].

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений [13].

Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит  в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и  основная его потребность – жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка [10].

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми [16].

Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю», иногда это  превращается в нарциссизм, восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры) [21].

Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков. В этом возрасте происходит гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить другого человека [1].

Также имеет  место установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

В этом возраст  происходит развитие способностей к  конструкторским играм, практического  мышления, развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества.

Для этого периода  характерен эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами. Также свойствинен синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия. Кроме того, мышление ребенка этого возраста характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки) [18].

Также в этот период идет активное развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

У детей этого  возраста очень высокий интерес  к сказкам (они выступают средством  эмоционального и информационного  воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);

В этот период происходит становление воли, произвольности действий. Дети отличаются высокой любознательность (в 4-5 лет дети — «почемучки») [37].

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение. (Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний) [8].

Появляется  способность вступать в диалоги  с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая затем перерастает во внутреннюю.

Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия) [40].

Мышление ребенка  развивается на дооперациональном  уровне (Пиаже), происходит постепенный  переход к операциональному уровню.

Появляется  интерес к половым органам, к  рождению детей. Это фаллическая  стадия психосексуального развития (в 3-4 года). Складывается и преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется  совесть — цензор моральных суждений [62].

В этот период отмечаются первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности  либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. (Пиаже показал, что в этом возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все окружающее ребенка, в том числе и явления природы, — результат деятельности людей: «Луну сделали космонавты».) Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо) [17].

Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление  чувства долга по отношению к  другим людям).

В этот период происходит становление  произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).

Отмечается проявление личного  сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений  со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

Ребенок начинает готовится  к школе, что проявляется не только в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат  общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития [23].

Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать  точно по указаниям взрослого, подчиняться  правилам.

Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость [15].

В интеллектуальной сфере  появляется концентрация внимания, понимание  на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного  мышления; наличие фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников