Психофизическое здоровье детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, - это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. К сожалению, негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, то есть обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психолог..docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

Введение

      Психологическое здоровье как цель и критерии успешности психологической поддержки детей.

      Не вызывает сомнения тот факт, что практически все российские дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

      Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, - это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. К сожалению, негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, то есть обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий.

      Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей. Резкое увеличение уровня дохода, так же как и его уменьшение, можно рассматривать как психотравмирующий фактор, как для воспитателей, так и для детей.

      Следующее на чем нужно остановиться, это возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети. Нам близка позиция ученых, которые обсуждают проблему выживания в условиях современной цивилизации. Они говорят, что такое выживание качественно своеобразно и, более того, уникально для истории человеческого рода, поэтому требует глубокого осмысления и выработки соответствующей помощи хрупкой душе ребенка.

      Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье, то есть психологические аспекты психического здоровья, позволяющие выделить собственно психологические проблемы детей в отличие от проблем медицинских.

      Актуальность данной темы  в том, что для полноценного развития человека основой является психологическое развитие с раннего возраста, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.  

  1. Понятие психологического здоровья

      Термин психологическое здоровье был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлениями человеческого духа.

      Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

      Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и существование конкретной цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Мы предполагаем, что для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком личных жизненных задач, то есть ту полную реализацию своих возможностей и ресурсов для обеспечения прогресса в целом. Можно использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

      Однако психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования. Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна, хотя дискуссионным остается вопрос о том, какие именно факторы или комплексы факторов могут расцениваться как предпосылки возникновения риска тех или иных психосоматических заболеваний. Признавая сложность ответа на данный вопрос, мы полагаем, что в рамках организации психологической поддержки в качестве предпосылки сохранения физического здоровья можно принять здоровье психологическое. И в качестве иллюстрации можно привести результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80 – 90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в портрет психологически здорового человека, как его изображают многие исследователи.

      Действительно, если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что ключевым для описания психологического здоровья является слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. При этом жизненная задача понимается как - то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку со своими способностями и возможностями. Выполняя ее человек, чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что ключевым словом для описания психологического здоровья является гармония, то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, то есть возможность адекватного приспособления, как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов, и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании медными трубами, можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха, но заплатившими за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо, чтобы человек не только умел противостоять им, но мог использовать их для самоизменения, для роста и развития. Сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

      Основу психологического здоровья  составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье формируется в течение жизни человека, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Естественно, в ходе жизни оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

      Следующая дискуссионная позиция, которую необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что с точки зрения богатства развития личности, в понятии психологическое здоровье следует включить духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И, как нам кажется с этим положением можно полностью согласиться.

      Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направления психологии. Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

- наличие ориентации на реальность;

- принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

- спонтанность;

- центрированность на проблеме, а не на себе;

- наличие потребности в одиночестве;

- автономность и независимость;

- отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

- духовность;

- идентификация с человечеством;

- способность к близким отношениям с людьми;

- наличие чувства юмора;

- высокая креативность;

      Отдельные качества складываются в портрет психологически здорового человека. Это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих. Значения принятия окружающих очевидно для всех, а вот принятие себя самого для многих оказывается проблемой. Однако именно уверенность в себе, доверие к собственным душевным движениям, осознание своей самоценности лежит в основании гармоничных отношений человека с другими людьми. Эта идея отражена еще в евангельской заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Действительно, можно ли любить людей, не любя себя самого? Э.Фром, отвечая на этот вопрос, утверждает, что причина человеческого эгоизма коренится именно в недостатке любви к себе.  Кто недоволен собой, тот находится в постоянной тревоге за себя, и потому при поверхностном взгляде может показаться, что он любит себя до крайности. Однако при более внимательном рассмотрении тревожного внимания человека к самому себе становится явным хроническое глубокое недовольство собой, которое является причиной нарушения гармоничного взаимодействия с миром и людьми. Итак, одна из составляющих психологического здоровья – это способность к принятию мира, стремление к счастью и свободе для себя и для других людей.

      Но этим портрет психологически здорового человека не исчерпывается. Дело в том, что человек не страдает, не гневается, не ошибается, не обижает других – нет, это живой человек, разный в своих проявлениях. Он может быть спонтанным и переменчивым, он может печалиться и унывать, он опирается не только на разум и расчет, во многом зависит от чувств и интуиции, но при всем этом такой человек способен брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Он умеет извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок. Он может быть открыт, распахнут по отношению к миру и к людям, но в нужные моменты он способен воспринимать мир как игру, как театр, и обладает хорошим ролевым развитием – умеет принимать роли, различные по статусу и содержанию, но не принимает патологических ролей, не позволяет манипулировать собой. Эта мысль присутствует в работах Дж.Келли, который особо отмечал важность наличия у человека высокой адаптивности и гибкости, а также хорошо развитого репертуара ролей. Последнее замечание нам кажется особо важным для понимания психологического здоровья детей, поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд авторов полагает, что психическое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые роли свидетельствует о нарушении развития личности.

      Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

      Любопытно проиллюстрировать связь физического и психологического здоровья на примере исследований, проведенных доктором Стивен П. Джюэттом среди долгожителей. Он исследовал  79 здоровых американцев в возрасте старше 87 лет. Эти старики имели различный жизненный опыт, но отличались высокой приспособляемостью, умением противостоять жизненным трудностям, дружелюбием, оптимизмом и хорошим чувством юмора. Они умели радоваться жизни, получать удовольствие от простых вещей. Долгожители даже, как правило, не придерживались какой – либо определенной диеты или образа жизни, не сдерживали своих пристрастий, многие из них всю свою долгую жизнь курили, некоторые любили приложиться к рюмочке. Эти исследования показывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье.

  1. Уровни, составляющие психологическое здоровье детей

      Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно, наличие определенных личностных характеристик. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет. Итак, норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориентиры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но в каждой из ситуации – в зависимости от возраста человека.

      Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрослых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, то есть адаптироваться к большому миру. Психологическое здоровье ребенка и взрослого различаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка – они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Информация о работе Психофизическое здоровье детей