Пути взаимодействия общего и внешкольного образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:30, доклад
Краткое описание
Модернизация общеобразовательной школы, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Концепция модернизации Российского образования сформировала четкие цели современной школы:
развитие личности через творческие способности:
Вложенные файлы: 1 файл
Пути взаимодействия общего
и дополнительного образования
Региональный
инновационный опыт
Модернизация общеобразовательной
школы, предполагает ориентацию образования
не только на усвоение обучающимися определенной
суммы знаний, но и развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей.
Концепция модернизации Российского
образования сформировала четкие цели
современной школы:
развитие личности через творческие
способности:
выявление интеллектуальных
способностей каждого ученика;
формирование духовно- богатой, свободной, физически здоровой личности;
развитие самостоятельности
и способности к самоорганизации.
Исходя из этих целей, педагогический
коллектив ставит следующие задачи:
создать благоприятные условия
для успешной реализации потребностей
школьников, развитие их способностей
и интересов;
сохранить здоровье ребенка ( физическое, эмоциональное,
психическое)
формировать мотивационные
основы учебно - трудовой деятельности.
«Детство – не только подготовка
к будущей взрослой жизни, а уже сама жизнь.
Без полного, яркого и счастливого детства
искалечена вся жизнь». ( Я. Корчак)
Детство – это жизнь ребенка,
связанная со школой в значительной доле.
От школы в немалой степени будет зависеть
и каким будет детство, с чем ребенок –
выпускник шагнет в следующий этап.
В нашем образовательном учреждении
в основе лежит личностно- ориентированное
обучение и воспитание, принципы которого
– это гуманность, целостность и деятельность.
В учебный план введены как
обязательные предметы, так и предметы
художественно-эстетического цикла: хор,
слушание музыки, оркестр, ритмика, риторика
(развитие речи), основы сценического искусства.
Основными задачами преподавания
предметов художественно-эстетического
цикла:
развитие эстетического вкуса
и понимания прекрасного,
воспитание интереса и любви
к искусству,
развитие творческого воображения;
накопление опыта общения с
искусством;
выявление природных задатков
и сферы интересов детей.
Белинский писал:
"Влияние искусства на детей благодатно,
и чем раньше они начнут испытывать его
на себе, тем лучше для них ". Занятия этих предметов проводятся
один раз в неделю по одному часу преподавателями
школы искусств.
Гордостью нашей школы является
оркестр русских народных инструментов.
Уже в начальной школе создаются эти коллективы.
Цель создания оркестра русских
народных инструментов – это поддержка
и развитие интереса детей к игре на русских
народных инструментах.
Техническое освоение этих
инструментов приводит к эстетическому
воспитанию личности, развитию художественного
вкуса, развитию музыкального кругозора.
Обучение младших
школьников идет через игру. Элементы
театрализации на уроках - один из видов
игры.
Через театральную самодеятельность
учитель дает возможность ребенку поверить
в то, что он способен, талантлив, интересен
сам по себе, неповторим, индивидуален.
Постоянное включение элементов
театрализации во все формы организации
педагогического процесса, последовательность
и усложнения содержания тем и сюжетов
побуждает детей к творческой активности.
Уроки сценического искусства, риторики
ведут учителя начальной школы.
Достижению всех целей, которые
выдвигает школа, в немалой степени может
способствовать взаимодействие общего
и дополнительного образования, обеспеченное
педагогической поддержкой, направленное
на самоопределение, самореализацию, самодеятельность,
самосознание, саморазвитие, охватывая
основные сферы жизнедеятельности ребенка:
здоровье, учение, общение, творчество,
досуг.
Расширяя культурное пространство
школы, дополнительное образование делает
ее жизнь более эмоционально насыщенной,
личностно-значимой и творчески ориентированной
для ребенка.
Дополнительное образование
– это образование, обретаемое, получаемое
на добровольной основе (благодаря свободе
выбора и интереса). Это – образование
обращенное к личности, индивидуальное,
не зажатое в зафиксированные границы
формальных требований и стандартов. В
процессе свободного дополнительного
образования неисчерпаемы возможности
создания ситуации успеха для каждого
ребенка, что благотворно сказывается
на воспитании и укреплении его личностного
достоинства и повышении самооценки.
Учителя ОУ № 99 и УДО № 23 структурируют
образовательный процесс школьника на
солидарных отношениях.
Система Образовательного Учреждения
№ 99 включает в себя такие формы взаимного
сотрудничества:
организация обучения на базе
общеобразовательной школы и посещение
школьниками занятий в школе искусств
№ 23;
проводятся совместные традиционные
мероприятия – фестивали детского творчества
разного уровня, тематические – лектории,
семейные концерты.
В рамках курсов повышения квалификации
«Школа мастерства педагога» учителя
школы искусств № 23 принимают активное
участие в методических декадах ОУ № 99,
дают открытые уроки.
Многолетняя практика взаимодействия
ОУ № 99 и школы искусств № 23 доказывает,
что это взаимодействие не на конкурирующей,
а на взаимодополняющей основе.
Две системы – основное и дополнительное
образование объединили общие цели и задачи.
При этом в дополнительном образовании
нас интересовали конкретные моменты:
квалифицированный кадровый
состав,
разработанное учебно-методическое
сопровождение,
Целенаправленно объединяя
усилия, открывая востребованные детьми,
родителями, школой творческие студии,
коллективы, координируя деятельность
2 систем, мы получили оптимальный по организации,
согласованный по содержанию, единый по
цели и задачам, целесообразный по применению,
здоровье сберегающий по подходам образовательный
процесс.
Детям начальной школы предлагаются:
хореографическое отделение;
музыкальное отделение, которое
включает класс народных инструментов
– игра на баяне, балалайке, домре, гитаре
и класс фортепиано;
архитектурно-художественное
отделение, которое включает рисунок,
живопись, лепку, прикладное искусство.
Творческая деятельность, где
с одной стороны воспитывается аккуратность,
прилежность, развивает мелкую моторику
и с другой развивает художественный вкус,
формирует потребность общения с искусством.
В нашей школе есть традиция
ежегодно проводить литературный фестиваль,
цель которого создать атмосферу радости,
развитие личности через творческие способности.
Учащиеся начальной школы ежегодно
принимают участие в районных и городских
фестивалях детского творчества, театрального
искусства и становятся лауреатами.
За всеми успехами – огромный
труд урочной и внеурочной деятельности.
Количество детей занимающихся
в системе дополнительного образования
к 5 классу гораздо меньше, чем на I ступени;
Чем это объясняется:
прежде всего, это повышение
требований, усложнение программы со стороны
школы дополнительного образования;
снижение контроля со стороны
взрослых; (у некоторых детей, особенно у мальчиков, снижается успеваемость, возникают проблемы с изучением конкретных учебных дисциплин)
неудовлетворительное учебно-методическое
обеспечение;
кадровая проблема (Работа по
художественно-эстетическому образованию
требует от учителя специальной подготовки
не только на уровне курсов переподготовки
и повышения квалификации, но и в учебных
заведениях, готовящих молодых специалистов;
отсутствие актового зала.
На сегодняшний день интегратором
двух систем образования является художественно-эстетический
цикл и идея гармоничной личности.
Девизом наших школ могли стать
многие изречения великих учителей и философов
со времен Древней Греции до наших дней,
среди которых были бы слова Н.К. Рериха:
«Нельзя образовывать ум без утончения
сердца».
Л. П. Хромовских, заместитель директора по
УВР МБОУ СОШ № 99 город Новосибирск, заслуженный
учитель РФ
Журнал "Новый ИМиДЖ" №
2-3 (45-46) декабрь, 2009
Информация о работе Пути взаимодействия общего и внешкольного образования