Пути взаимодействия общего и внешкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:30, доклад

Краткое описание

Модернизация общеобразовательной школы, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Концепция модернизации Российского образования сформировала четкие цели современной школы:
развитие личности через творческие способности:

Вложенные файлы: 1 файл

ути взаимодействия общего и дополнительного образования.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Пути взаимодействия общего и дополнительного образования

  • Региональный инновационный опыт

Модернизация общеобразовательной школы, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

 

 

Концепция модернизации Российского образования сформировала четкие цели современной школы:

  • развитие личности через творческие способности:

  • выявление интеллектуальных способностей каждого ученика;

  • формирование духовно- богатой, свободной, физически здоровой личности;

  • развитие самостоятельности и способности к самоорганизации.

Исходя из этих целей, педагогический коллектив ставит следующие задачи:

  • создать благоприятные условия для успешной реализации потребностей школьников, развитие их способностей и интересов;

  • сохранить здоровье ребенка ( физическое, эмоциональное, психическое)

  • формировать мотивационные основы учебно - трудовой деятельности.

«Детство – не только подготовка к будущей взрослой жизни, а уже сама жизнь. Без полного, яркого и счастливого детства искалечена вся жизнь». ( Я. Корчак)

Детство – это жизнь ребенка, связанная со школой в значительной доле. От школы в немалой степени будет зависеть и каким будет детство, с чем ребенок – выпускник шагнет в следующий этап.

В нашем образовательном учреждении в основе лежит личностно- ориентированное обучение и воспитание, принципы которого – это гуманность, целостность и деятельность.

В учебный план введены как обязательные предметы, так и предметы художественно-эстетического цикла: хор, слушание музыки, оркестр, ритмика, риторика (развитие речи), основы сценического искусства.

Основными задачами преподавания предметов художественно-эстетического цикла:

  • развитие эстетического вкуса и понимания прекрасного,

  • воспитание интереса и любви к искусству,

  • развитие творческого воображения;

  • накопление опыта общения с искусством;

  • выявление природных задатков и сферы интересов детей.

Белинский писал: "Влияние искусства на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них ". Занятия этих предметов проводятся один раз в неделю по одному часу преподавателями школы искусств.

Гордостью нашей школы является оркестр русских народных инструментов. Уже в начальной школе создаются эти коллективы.

Цель создания оркестра русских народных инструментов – это поддержка и развитие интереса детей к игре на русских народных инструментах.

Техническое освоение этих инструментов приводит к эстетическому воспитанию личности, развитию художественного вкуса, развитию музыкального кругозора.

Обучение младших школьников идет через игру. Элементы театрализации на уроках - один из видов игры.

Через театральную самодеятельность учитель дает возможность ребенку поверить в то, что он способен, талантлив, интересен сам по себе, неповторим, индивидуален.

Постоянное включение элементов театрализации во все формы организации педагогического процесса, последовательность и усложнения содержания тем и сюжетов побуждает детей к творческой активности. Уроки сценического искусства, риторики ведут учителя начальной школы.

Достижению всех целей, которые выдвигает школа, в немалой степени может способствовать взаимодействие общего и дополнительного образования, обеспеченное педагогической поддержкой, направленное на самоопределение, самореализацию, самодеятельность, самосознание, саморазвитие, охватывая основные сферы жизнедеятельности ребенка: здоровье, учение, общение, творчество, досуг.

Расширяя культурное пространство школы, дополнительное образование делает ее жизнь более эмоционально насыщенной, личностно-значимой и творчески ориентированной для ребенка.

Дополнительное образование – это образование, обретаемое, получаемое на добровольной основе (благодаря свободе выбора и интереса). Это – образование обращенное к личности, индивидуальное, не зажатое в зафиксированные границы формальных требований и стандартов. В процессе свободного дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и повышении самооценки.

Учителя ОУ № 99 и УДО № 23 структурируют образовательный процесс школьника на солидарных отношениях.

Система Образовательного Учреждения № 99 включает в себя такие формы взаимного сотрудничества:

  • организация обучения на базе общеобразовательной школы и посещение школьниками занятий в школе искусств № 23;

  • проводятся совместные традиционные мероприятия – фестивали детского творчества разного уровня, тематические – лектории, семейные концерты.

В рамках курсов повышения квалификации «Школа мастерства педагога» учителя школы искусств № 23 принимают активное участие в методических декадах ОУ № 99, дают открытые уроки.

Многолетняя практика взаимодействия ОУ № 99 и школы искусств № 23 доказывает, что это взаимодействие не на конкурирующей, а на взаимодополняющей основе.

Две системы – основное и дополнительное образование объединили общие цели и задачи.

При этом в дополнительном образовании нас интересовали конкретные моменты:

  • качественное обучение,

  • квалифицированный кадровый состав,

  • разработанное учебно-методическое сопровождение,

  • материальная база.

Целенаправленно объединяя усилия, открывая востребованные детьми, родителями, школой творческие студии, коллективы, координируя деятельность 2 систем, мы получили оптимальный по организации, согласованный по содержанию, единый по цели и задачам, целесообразный по применению, здоровье сберегающий по подходам образовательный процесс.

Детям начальной школы предлагаются:

  • хореографическое отделение;

  • музыкальное отделение, которое включает класс народных инструментов – игра на баяне, балалайке, домре, гитаре и класс фортепиано;

  • хоровое отделение;

  • театральное отделение;

  • архитектурно-художественное отделение, которое включает рисунок, живопись, лепку, прикладное искусство.

Творческая деятельность, где с одной стороны воспитывается аккуратность, прилежность, развивает мелкую моторику и с другой развивает художественный вкус, формирует потребность общения с искусством.

В нашей школе есть традиция ежегодно проводить литературный фестиваль, цель которого создать атмосферу радости, развитие личности через творческие способности.

Учащиеся начальной школы ежегодно принимают участие в районных и городских фестивалях детского творчества, театрального искусства и становятся лауреатами.

За всеми успехами – огромный труд урочной и внеурочной деятельности.

Количество детей занимающихся в системе дополнительного образования к 5 классу гораздо меньше, чем на I ступени;

Чем это объясняется:

  • прежде всего, это повышение требований, усложнение программы со стороны школы дополнительного образования;

  • снижение контроля со стороны взрослых;   (у некоторых детей, особенно у мальчиков, снижается успеваемость, возникают проблемы с изучением конкретных учебных дисциплин)

  • неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение;

  • кадровая проблема (Работа по художественно-эстетическому образованию требует от учителя специальной подготовки не только на уровне курсов переподготовки и повышения квалификации, но и в учебных заведениях, готовящих молодых специалистов;

  • отсутствие актового зала.

На сегодняшний день интегратором двух систем образования является художественно-эстетический цикл и идея гармоничной личности.

Девизом наших школ могли стать многие изречения великих учителей и философов со времен Древней Греции до наших дней, среди которых были бы слова Н.К. Рериха: «Нельзя образовывать ум без утончения сердца».

Л. П. Хромовских, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 99 город Новосибирск, заслуженный учитель РФ

Журнал "Новый ИМиДЖ"  № 2-3 (45-46) декабрь, 2009

 


Информация о работе Пути взаимодействия общего и внешкольного образования