Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:11, доклад
Правильная, выразительная речь – показатель уровня владения современным литературным языком, уважения человека к языку как одной из сторон культуры, самобытности народа. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить – сложное, кропотливое дело. Поэтому работа над развитием речи должна вестись при изучении всех разделов курса русского языка. В данном исследовании рассматриваются возможности развития речи при изучении такой части речи, как глагол
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛА)
Правильная, выразительная речь – показатель уровня владения современным литературным языком, уважения человека к языку как одной из сторон культуры, самобытности народа. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить – сложное, кропотливое дело. Поэтому работа над развитием речи должна вестись при изучении всех разделов курса русского языка. В данном исследовании рассматриваются возможности развития речи при изучении такой части речи, как глагол.
Выбор именно этой части речи обосновывается следующими причинами:
1) работе
над глаголом в программе
2) плодотворно работать над развитием речи учащихся позволяет богатство тематических групп глагола;
3) при
работе над глаголом можно
уделить внимание синонимам,
4) разнообразие грамматических форм глагола часто вызывает ошибки в их употреблении, правильном произношении;
5) речевые
упражнения, связанные с составлением
предложений, также не могут
обойтись без работы над
Изначально речь ребенка выступает в двух социальных функциях – как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания окружающего его мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например - игры, как со взрослыми, так и с детьми).
В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения и, естественно, общения, то есть – коммуникации.
Чтобы узнать,
насколько хорошо дети умеют употреблять
глагол в речи, был проведен мониторинг
окружного методического
Методика изучения глагола в начальной школе подробно изложена М.Р.Львовым, который постоянно обращает внимание на использование глаголов в речи - предложении, тексте. Изучение различных форм глагола должно сопровождаться составлением предложений с ними, исследованием употребления этих форм в произведениях художественной литературы из круга детского чтения. Обращая внимание на особенности употребления форм лица в различных типах речи, методист указывает, что «третье лицо – самое употребительное в повествовании, в монологе преобладает первое лицо, в диалоге первое и второе чередуются. Рассказ говорящего о себе чередуется с обращением к собеседнику».
Работа над развитием речи учащихся младших классов на лексическом, грамматическом, синтаксическом и даже произносительном уровне может проходить на протяжении всего периода изучения глагола.
Информация о работе Работа над развитием речи учащихся начальной школы при изучении морфологии