Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:09, творческая работа
У хороших родителей вырастают хорошие дети. У хорошего учителя – хорошие ученики, как часто мы слышим эти утверждения и как часто затрудняемся объяснить, что такое хорошие родители, хорошие учителя, хорошая школа.
Можно ли назвать хорошими тех родителей или учителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступать, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение своих детей, учеников в различных ситуациях, но и дальнейшую судьбу.
Кузнецова Анастасия Анатольевна
Работа
учителя с социально
У хороших родителей
вырастают хорошие дети. У хорошего
учителя – хорошие ученики, как
часто мы слышим эти утверждения
и как часто затрудняемся объяснить,
что такое хорошие родители, хорошие учителя, хорошая
школа.
Можно ли назвать хорошими тех родителей
или учителей, которые никогда не сомневаются,
всегда уверены в своей правоте, всегда
точно представляют, что ребенку нужно
и что ему можно, которые утверждают, что
в каждый момент времени знают, как правильно
поступать, и могут с абсолютной точностью
предвидеть не только поведение своих
детей, учеников в различных ситуациях,
но и дальнейшую судьбу.
Большинство родителей и учителей желают
своим детям, ученикам только хорошего,
поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются
оберегать, удерживать от плохих поступков,
вредных привычек, дурных примеров, неблагоприятного
влияния улицы. Очень часто эти действия
рассогласованы; родители – одно, а учитель,
школа – другое. В свою очередь, рассогласованность
действий приводит к росту хулиганства,
беспризорности, наркомании, и это
факт современной жизни. В этом и заключается
актуальность выбранной темы – почему
и как дети становятся социально запущенными.
Цель данной работы – выявить наиболее эффективные в современных условиях формы и методы совместной работы школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей.
В школе ребенок находится
в довольно сложной системе отношений.
Как ученик в классе он контактирует с
товарищами по учебе и учителями, и, как
к ученику, ему предъявляются определенные
требования.
В целом система школьных связей распадается
на две основные группы: отношение учеников
друг к другу и отношение между учениками
и педагогами. Среди многообразных связей,
влияющих на развитие личности учащегося,
особое место занимают его отношения с
педагогами. Поэтому «внимание к личности
ученика, высокие требования к детям и
вера в их силы являются решающим моментом
и отношениях между учителями и учащимися
для получения хороших результатов в обучении
и воспитании».
В одних случаях, существенно важной для педагога, становится задача повышения уровня притязания личности – школьник невысоко оценивает себя и свои возможности, что приводит к определенной ущербности, устойчивой потере уверенности в успехе. Бережное отношение к человеческой личности, разумный оптимистический подход к ее перспективам дают возможность педагогу, опираясь на помощь коллектива учеников, найти стратегию индивидуальной работы с ребенком.
Деятельность учителя представляет собой исключительно трудную и сложную общественную обязанность. Учитель руководит образованием и воспитанием своих учеников. Чем лучше учитель умеет сочетать высокую требовательность с доброжелательностью, воспитывая учащихся активными творцами своей жизни, чем лучше учитывает их индивидуальные и возрастные способности, тем успешнее и эффективнее складываются отношения между ним и учеником.
Таким образом, учитель должен быть требовательным. Потому что труднейшей педагогической задачей является выработка такого требования, которое отвечало бы «зоне ближайшего развития» и соответствующим образом активизировало учащихся. Известно, что завышенные требования приводят учащихся либо к равнодушию, либо к активному неприятию действий учителя, а недостаточная требовательность снижает его творческую активность. Вот почему можно сказать, что требовательность – один из сложнейших моментов в стиле педагогического руководства.
Также, он должен быть доброжелательным. Ведь, если учитель не оказывает достаточно уважения и доверия, что проявляется в несоответствующем, часто ранящем самолюбие школьников тоне разговора, и игнорировании личных проблем учащихся, то учащийся теряет интерес к личности учителя. Поэтому доброжелательность можно охарактеризовать как фактор, без которого невозможны хорошие отношения между учителем и его учениками.
Каждому учителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными случаями» воспитания. Эти «случаи» создают дети, которые не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей своими менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и ее результатам. Недостатки в развитии этих детей, как правило, вызваны педагогическими причинами. Чаще всего это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребенка в дошкольном учреждении, слабое взаимодействие родителей и воспитателей в работе с детьми. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Многолетняя практика воспитательной работы, исследования умственного труда и духовной жизни детей, все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становиться «трудным» не успевающим, в подавляющим большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях раннего детства. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит в детстве он не получил своего развития от окружающих людей того, что должен был получить…».
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики.
Нравственное воспитание школьников относится к числу традиционных ᴨȇдагогических проблем. Еще Я.А. Коменский считал, что каждое поколение решает ее по-своему, исходя из определенного круга вопросов. Суть проблемы нравственного воспитания школьников не только в том, какие ценности в данное время пропагандируются и служат основой целенаправленного воздействия на них с целью вызвать изменение самой мотивации их поведения, но и в том, какие ᴨедагогические принципы при этом используются.
Главным фактором нравственного воспитания является воспитание чувств подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это связано с чувствами. Чувство – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, вᴨȇчатлительность души формируется в детские годы – упущенного никогда не наверстаешь».
Нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Объектом этих чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения, помыслы. Нравственные чувства рождаются и развиваются в процессе общения людей.
Процесс формирования нравственных чувств осуществляется как стихийно, по подражанию, так и сознательно. Формировать нравственные чувства – значит воспитывать человека в целом.
На современном этаᴨе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведет к появлению ᴨедагогической запущенности школьников. Что же представляет собой ᴨедагогическая запущенность учащихся? Социально - ᴨедагогическая запущенность – это состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально - ᴨедагогическими условиями, в котоҏыҳ развивается ребенок; с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой – воспитательное окружение сдерживает его.
Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Проявлениями ᴨȇдагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную индивидуальность ребенка в учебно-познавательной деятельности.
В ᴨедагогике наряду с термином «ᴨедагогически запущенный» используется и термин «трудный» ребенок. Рассмотрим сущность этих понятий. Педагогическая запущенность демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку со стороны взрослых и характеризует историю его воспитания. Трудный – это уже результат такого воспитания. Педагогически запущенные дети с течением времени, как правило, становятся трудными.
Лично я считаю, что для современного педагога должно стать профессиональной необходимостью видеть в ребенке его возможности, отклонения от требуемого уровня знаний и поведения, уметь понять их причины и найти оптимальные пути воздействия.
Информация о работе Работа учителя с социально запущенными учащимися