Развитие женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания. Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала XX века…………………………………………………………..4
1.1 Воспитание и обучение в Киевском государстве……………………………...4
1.2 Женское воспитание и образование при Екатерине II………………………...5
1.3 Образование женщин в XIX веке…………………………………………….…5
1.4 Женское образование в России в конце XIX начале XX……………………...7
2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек………………….9
2.1 Воспитательное общество благородных девиц
(Смольный институт)……………………………………………………………..…9
2.2 Мариинское женское училище………………………………………………...11
2.3 Петербургский воспитательный дом………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Андрогогика КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина»

 

 

Факультет управления и социально-технических сервисов

Кафедра «Инновационных технологий менеджмента»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Андрогогика»

 

На тему:  «Развитие женского образования в России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка

 группы ПЗ-11-2

Анисимова О.Н.

Проверил:

к.п.н., доцент БичеваИ.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2014год

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Общее описание истории  женского образования в России  с древнейших времен до начала XX века…………………………………………………………..4

1.1 Воспитание и обучение  в Киевском государстве……………………………...4

1.2 Женское воспитание и образование при Екатерине II………………………...5

1.3 Образование женщин в XIX веке…………………………………………….…5

1.4 Женское образование в России в конце XIX начале XX……………………...7

2 Характеристика некоторых  учебных заведений для девушек………………….9

2.1 Воспитательное общество  благородных девиц

(Смольный институт)……………………………………………………………..…9

2.2 Мариинское женское училище………………………………………………...11

2.3 Петербургский воспитательный  дом………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изменения, происходящие в последнее десятилетие практически во всех областях нашей жизни, коснулись и проблем воспитания подрастающих поколений. Гуманистическая стратегия педагогики нашего времени обусловила широкие возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения.

Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране. 
Образование является одним из прав человека и важнейших средств достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований.

Женское образование -  самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины. 
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер.

Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания. Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

1 Общее описание  истории женского образования  в России 

с древнейших времен до начала XX века

 

1.1 Воспитание и обучение в Киевском государстве

 

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой».

«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим,  советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, вежливого обращения.

 

 

 

 

1.2 Женское воспитание и образование при Екатерине II

 

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Бецкой И.И. (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц.

Бецкой И.И. представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста.

Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту Бецкого И.И. было основано Воспитательное общество благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.

 

1.3 Образование женщин в XIX веке

 

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районых пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования.

В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало.

30 мая 1858 года было утверждено  «Положение о женских училищах  ведомства Министерства народного  просвещения», согласно которому  эти учебные заведения должны  были содержаться преимущественно  на средства общественности, благотворительных  организаций и частных лиц, получая  денежные субсидии от правительства  лишь в отдельных случаях.

Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда - шестигодичные и трехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разряда воспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие.

После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах - Вологде, Самаре, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.

В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда - в женские прогимназии.

Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.

В целом женское среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.

 

1.4 Женское образование в России в конце XIX начале XX веке

 

К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д. Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение - Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократической интеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречались правительством в штыки.¹

Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема конца 19 - начала 20 века. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим учебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.²

После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика  некоторых учебных заведений  для девушек

2.1 Воспитательное  Общество благородных девиц (Смольный  институт)

 

По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.

Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

  • от 6-9 лет преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.
  • от 9-12 лет к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.
  • от 12-15 лет продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).
  • от 15-18 лет было повторение пройденного и усиленные практические занятия по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавили геометрию.

В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер.

Режим для воспитанниц:

Время

Род занятия

6.00

подъем

с 6.00 до 8.00

туалет, молитвы

с 8.00 до 9.00

завтрак

с 9.00 до 12.00

занятия в классах с перерывом

с 12.00 до 14.00

обед и прогулка

с 14.00 до 17.00

занятия в классах (с переменой учителей)

с 17.00 до 18.00

чай

с 18.00 до 20.00

приготовление уроков и прогулка

с 20.00

ужин

Информация о работе Развитие женского образования в России