Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:22, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.

Содержание

Введение
Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века).
Утопические идеи Томаса Мора
Утопические идеи Томмазо Кампанеллы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения. 2.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Введение 

Школа и педагогическая мысль эпохи  Возрождения (XIV—XVI века).

Утопические идеи Томаса Мора

Утопические идеи Томмазо Кампанеллы

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние  столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. И означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином «humanitas»-человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию-«аристократию духа»; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь  в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к  нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой  взгляд на человека обусловил важнейшую  черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения  всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов  и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и  прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс  и переводится как возрождение).

Особое место  в духовной культуре этого времени  занимает философия. Важнейшая особенность  философии Возрождения-антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта-создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия  Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения-антропоцентризм. Человек-не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.  

Последним хронологическим  периодом Возрождения является эпоха  Реформации, завершая этот этап величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Особое историческое значение Возрождения связывают  с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму  величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. И этому обожествленному  человеку гуманистов реформистами противопоставлялась  идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения  и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и  абсолютное доверие к религии, доходящее  до мракобесия и ненависти к науке.

Реформация-это  широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале XVI в. в Германии, и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика  и атака на монопольное положение  католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.

Процесс преодоления  средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с  одной стороны, через Ренессанс, а с другой-через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени.

Эпоха Возрождения  и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного  развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и Центральной  Европы достигли такого идейного и  политического развития, когда передовые  мыслители того времени стали  задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые  взгляды на общественную жизнь. Деятели  Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество- это необходимая среда  жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат  человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих-это общество далекого будущего.

К вопросам устройства государства обращались многие философы эпохи Возрождения. Возникают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах  политические теории Николо Макиавелли и Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века).

Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса — буржуазии  — характерные черты эпохи  Возрождения.

Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и  принимает участие в том восстании  науки против церкви, которое имело  место в то время. В эпоху Возрождения  получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений  и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.

Деятели эпохи Возрождения — гуманисты  — выдвигали на первое место культ  человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые  ими прогрессивные положения  касались лишь ограниченного круга  лиц — социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.

Для детей знатного происхождения гуманисты  требовали полноценного физического  и эстетического воспитания, овладения  латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.

В программу  умственного образования гуманистами  включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического  обучения и суровой дисциплины. Они  стремились развить в ребенке  любознательность и интерес к  знаниям.

В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все  же занимала значительное место. Педагогические взгляды гуманистов находили отражение  лишь в практике отдельных школ, где учились дети знатных и  состоятельных родителей.

В то же время продолжали развиваться  городские школы, где проходили  первоначальное обучение дети ремесленников  и торговцев. Появились школы  для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке  учащихся. Наряду с начальными школами  в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для  детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей  секты.

В различных  странах педагогическая мысль в  эпоху Возрождения развивалась  по-разному, отражая специфические  особенности развития данной страны.

Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да-Фельтре (1378—1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы  по указаниям Витторино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Идеи  гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения  был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

В романе Рабле рассказывает, как король пригласил  для воспитания своего сына Гаргантюа ученых-схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел.

Тогда отец его, выгнав учителей-схоластов, пригласил  учителя-гуманиста, который все решительным  образом изменил. Гаргантюа стал много времени уделять физическим упражнениям, правильной последовательно изучал науки. Гаргантюа начал наблюдать природу, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий; астрономия изучалась путем наблюдения над звездами. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий. Гаргантюа обучался игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал  связать обучение с окружающей действительностью.

Утопические идеи Томаса Мора

Наиболее примечательна  в этот период деятельность двух так  называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, а разделение происходит по потребности.

Утопия: от греч. u-нет  и typos-место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от йu-благо и typos-место, т.е. благословенная страна. Термин «Утопия» ведет происхождение от названия книги Т. Мора. Понятие «Утопии» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширенном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала  в себе такие черты, как создание социального идеала, критику существующего  строя, стремление бежать от мрачной  действительности, а также попытки  представить будущее общества. Первоначально  Утопия тесно переплеталась с  легендами о «золотом веке», об «островах  блаженных». В античности и в эпоху  Возрождения Утопия приобрела преимущественно  форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом; в XVII-XVIII вв. получили распространения различные  утопические трактаты и проекты  социальных и политических реформ.

Томас Мор родился  в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье  богатого горожанина, воспитывался в  доме видного политического деятеля  того времени кардинала Нортона. Мор получил прекрасное образование  вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с  увлечением занимался изучением  греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца-видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.  

В 1504г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха VII выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают  помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию  справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».

В 1518г. Мор поступает  на службу к Генриху VIII. Вначале 20-х  годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его  расположением, в 1529г. принимает высшую должность-лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.

6 июля 1535г. был  казнен по обвинению в государственной  измене (отказ от присяги королю  как «верховному главе» английской  церкви). Спустя несколько веков,  католическая церковь, нуждающаяся  в героях высокого интеллектуального  и нравственного ранга, канонизировала  Т. Мора.

Информация о работе Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения