Развитие педагогических способностей: организаторская чувствительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Организаторские способности - способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал.docx

— 20.33 Кб (Скачать файл)

Тема: Развитие  педагогических способностей: организаторская чувствительность.

    1. Характеристика понятия.

Организаторские способности - способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный  воздействовать на каждую отдельную  личность, помогать личности стать  активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.

Организаторская способность  связана с созданием организационных  форм и методов обучения и предполагает наличие: во-первых, знаний социальной психологии; во-вторых, умение работать с коллективом и в коллективе; в третьих, конструктивной и коммуникативной  способностей, а также использования  собственной личности в качестве инструмента воздействия на коллектив; в-четвертых, практической направленности ума - владение практической психологией, готовность применять данные о психологических  феноменах к практике решения  педагогических задач. Организаторские  способности связаны с умением  вести детей за собой, включать их в разнообразные виды деятельности.

          Выделяются следующие компоненты  в структуре организаторских  способностей:

1. Организаторское чутье.  Оно включает в себя: а) психологическую  избирательность - преобладающе-избирательное  отражение психологии людей; б)  психологический ум - способность  применить данные этого отражения  к практическим требованиям деятельности; в) психологический такт - способность  находить меру подхода к людям  при установлении взаимоотношений  и взаимодействий с ними.

2. Эмоционально-волевая бездейственность - проявляется в способности заряжаться  и заряжать других энергией, в  требовательности и критичности.

3. Склонность к организаторской  деятельности - высокий, действенный,  устойчивый интерес и потребность,  готовность к ней, стеничность чувств в процессе осуществления педагогической деятельности.

Власть педагога над учащимися  прямо пропорциональна его авторитету, который формируется и проявляется  во взаимодействии с ними. Успешность взаимодействия определяется многими  факторами. Особую роль играет способность  учителя управлять собственным  личным царством - процессами своего мышления, своего поведения так, чтобы он мог  получать только те результаты, к которым  стремится. Своеобразной формой власти над учащимися является знание их психологических особенностей.

           Важно отметить , что сплочённость коллектива во многом зависит от педагога.

Коллективная работа позволяет  учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы  познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно  полезный труд в учебных мастерских, на производстве, в различных трудовых объединениях в период летних каникул  позволяет им приобщиться к системе  социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в  труде и т.д.

 

За время обучения в  школе у всех учащихся накапливается  опыт взаимодействия в трудовой деятельности, но этот опыт нередко весьма упрощенный, ассоциируемый с объемом заданий, превышающим силы одиночки. В производственной же деятельности разделение функции  в коллективе основано на специальной  подготовке, уровне образованности, мастерстве, развитых производственных навыках. Это - деятельность высокой коллективной организации, и приобщение к ней  в самых разнообразных формах (через профессиональное обучение, выполнение частичных заданий, включение  в соревнование и т.д.) помогает школьникам осваивать новую систему отношений  коллективного сотрудничества.

Ребенка обычно влечет к другому  человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в  игре, является основой для возникновения  новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.

 

В укреплении коллективистических  связей и развитии коллективистических  отношений большое значение имеет  совместное проведение досуга. Интересы школьников, особенно в старших классах, в сфере досуга нередко складываются стихийно, и немногие умеют организовывать досуг как плодотворную творческую деятельность. Вот почему влияние  коллектива на организацию вокальных  ансамблей, коллективов художественной самодеятельности, драматических студий, праздников искусства, тематических вечеров, кружковой и клубной деятельности становится необходимым. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

 

Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью  детей. А для этого очень важно  учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников.

 

    1. Умения, присутствующие у  учителя, с высоким уровнем развития организаторской чувствительности.

Организаторские умения - структурный компонент личности учителя, включающий в себя психолого-педагогические знания и способы организации  деятельности. В педагогической деятельности учителя-воспитателя организаторская  деятельность является наиболее существенной составной частью. В то же время  именно организаторская деятельность вызывает массу затруднений у  студентов, и у молодых учителей. Довольно часто воспитывающее воздействие  учителя на каждого ученика в  отдельности и на классный коллектив  в целом не соответствует затратам времени и сил учителем. Причина  в профессионализме учителя как  организатора. Готовые схемы и  конструкты не укладываются в рамки  реальных педагогических явлений. Наблюдается  стихийный характер развития профессионально  значимых организаторских умений. Педагогические организаторские умения и процесс  их развития чаще всего не выступают  как предмет специального обучения. Их формирование и развитие осуществляется не всегда осознанно и поэтому  развившиеся умения отличаются недостаточностью переноса и искусственным сужением сферы применения.

Первым хотелось бы отметить умение учителя сплотить учащихся, занять их. Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является  фактором формирования коллектива.  Коллективная работа позволяет учащимся учитывать мнения, образ мыслей товарищей, сравнивать их со своими. Сотрудничество в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемого материала, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением и ведет к эффективности учебного процесса.

  Умение включить учеников  в занятия – это тоже умения, присутствующие у учителей с  высоким уровнем развития организаторских  способностей. Для того, чтобы «включить» ученика в учебно - познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Например, можно привлечь ученика к работе с помощью такого фактора как интерес к изучаемому предмету, то есть приводить пример материала из жизни учащихся, с использованием имен и так далее. Например: «У Людмилы светлая кожа, как у представителей северных народов, а Светланы  больше похожа на латиноамериканцев». Также привлечь учеников в занятия можно с помощью какого-то нового элемента в учебе. Например, можно вместо устного изучения материала посмотреть фильм по данной теме. Это заинтересует учащихся и позволит  сосредоточить внимание на новом материале.


Информация о работе Развитие педагогических способностей: организаторская чувствительность