Развитие познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьник

Содержание

Введение 3
1. Развитие познавательной активности учащихся как научно-педагогическая проблема 7
1.1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Цели и задачи активизации познавательной деятельности 10
1.3. Развитие мышления учащихся и формирование мотивов учащихся 12
2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики 20
2.1. Самостоятельные работы 20
2.2. Метод проектов 23
2.3. Творческая работа 25
Заключение 35
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьнико[32].

Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время интересовала педагогов-исследователей, таких как П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, М.Н. Скаткиным, Д.Б. Элькониным и др. [24].

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. [1].

Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.

Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Ю. Кравцова, Н.В. Матвеева, Н.И. Суворова, Е.Н. Челак, А.В. Хуторской и др.

Возраст, в котором находятся ребята приступая к изучению курса информатики, несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения школьника делает обладание таким качеством как познавательная активность [6].

Всё вышесказанное определило актуальность исследования и обозначило проблему исследования, которая заключена в противоречии меджу постоянным совершенствованием подходов к активизации познавательной активности школьников при изучении информатики в и необходимостью выработки практичеких подходов в активизации учебной деятельности школьников на уроках информатики в пропедевтическом курсе.

Актуальность исследования. В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых знаний, умений и навыков, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Цель исследования – определить роль уроков информатики в развитии познавательной активности школьников в курсе информатики, направленных на повышение эффективности учебного процесса, разработать уроки по информатики для 4-5 класса и апробировать их при организации изучения информатики.

Объект исследования – учебный процесс по изучению информатики в данном курсе.

Предмет исследования – педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.

Задачи исследования:

    1. Изучить развитие познавательной активности учащихся как научно-педагогическая проблему.
    2. Определить роль и возможности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.
    3. Разработать планы-конспекты уроков по предмету «Информатика и ИКТ».

Практическая значимость: результаты исследования в своей практической деятельности могут использовать учителя информатики и ИКТ для использования данного подхода при обучении учащихся в курсе информатики.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, каждый из которых состоит из 3 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений – всего 38 страниц.

Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость  активизации познавательной деятельности учащихся.

В первой главе «Развитие познавательной активности учащихся как научно-педагогическая проблема» описываются понятие и классификация познавательной деятельности учащихся и их функции.

Во второй главе рассматриваются «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики» рассматриваются конспекты интегрированных уроков по информатике.

В заключении приведены краткие выводы, отражающие результаты решения поставленных задач.

Список использованных источников содержит 35 наименований.

 

  1. Развитие познавательной активности учащихся как научно-педагогическая проблема

 

    1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе

 

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний [12].

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариативности типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Изучение педагогической, философской и психологической литературы указывает на наличие многочисленных определений понятий «активность» и «познавательная активность» [17]. Имеющиеся различия приводят к неоднозначному их пониманию, определению, описанию:

  • современные представления о сущности познавательной активности, причем значительно отличающейся у взрослых, вовсе не однозначно коррелируются с формально похожими акцентами предшествующих школ и направлений в истории педагогической науки. Нельзя говорить о том, что рекомендации Платона [20], Аристотеля [2], средневековых философов и педагогов в совершенствовании методов научного познания имеют прямое отношение к проблематике развития познавательной активности младших школьников. С другой стороны, без описания таких проблем исторически компаративный анализ был бы заведомо неполным;
  • попытка отслеживать в истории педагогической мысли исключительно проблематику собственно познавательной активности младших школьников заведомо невозможна уже в силу общепризнанных неопределенностей самих понятий познания, активности, ребенок, младший школьник.

В силу таких трудностей в данном параграфе работы реальные ориентиры исторического анализа можно описать примерно так:

  • вопрос о природе познавательной активности исследовался в истории гуманитарной науки давно и в самых разных аспектах;
  • вполне признавая правомерность различных точек зрения на природу человеческой познавательной активности (И. Канта [9], Б.Ф. Ломова [14], К. Маркса [16], С.Л. Рубинштейна [22], М.Н. Скаткина [23], Г.П. Щедровицкого [30] и др., необходимыми характерными свойствами познавательной активности являются специфические компоненты: а) мотивация, б) получение удовлетворения от творчества.

С нашей точки зрения, представляются очевидными следующие соображения (исходя из анализа научной литературы):

  • далеко не всякие действия, формально связанные с обучением, свидетельствуют о высоком уровне познавательной активности. Например, было бы необоснованно измерять уровень познавательной активности через количество посещений библиотеки или время, потраченное на выполнение домашних заданий;
  • познавательная активность, видимо, выражается в движении самого мотива человека (и, тем более младшего школьника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти. Более того, если задача не вызывает ощущения сложности, является простым комментарием, частным случаем для применения уже имеющихся знаний и навыков, - такая задача не имеет отношения к познавательной активности;
  • возникновение чувства именно самостоятельного эвристического поиска, даже в случае решения уже известной задачи.

Таким образом, основными характеристиками познавательной активности людей являются:

  • яркая, по сравнению со среднестатистическими показателями неудовлетворенность стереотипными (или пользуясь термином Д.Н. Узнадзе [27] внутриустановочными) ценностями обыденной жизни. Иными словами, если человек, и тем более, младший школьник, искренне и в достаточной степени удовлетворен своей жизнью, достижение высокого уровня познавательной активности не будет подкреплено внутренней мотивацией;
  • познавательная активность есть форма существования сомнения, которая постоянно воспроизводит вечный вопрос о возможности конечного перечня причин и следствий в обозримом мире;
  • не всякая активность человека характеризует его стремление к познанию [35]. Видимо познавательная активность характеризует еще и специфическое, и присущее далеко не всем, интеллектуальное бесстрашие, желание двигаться дальше в такие рассуждения, предчувствия и ассоциативные ряды, где сам термин «познание» становится далеко не бесспорным, где желание быть уже выше желания понять. Разумеется, перечень таких характеристик познавательной активности можно продолжить.

Познавательная активность интерпретируется Сократом как культура сомнения, как искренняя увлеченность творческим научным поиском. Описывая познавательную активность, Сократ исходил из того, что критерием познания является философская грамотность, умение рассуждать.

    1. Цели и задачи активизации познавательной деятельности

 

Все способности человека, развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип российской психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых [3].

Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения [4]. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности [10].

Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т. д. [6]. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д..

Информация о работе Развитие познавательной деятельности учащихся