Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад Разв. речи средствами УНТ. для печатанья 2012г..docx

— 3.36 Мб (Скачать файл)

НДОУ «Детский сад №101 ОАО «РЖД»


 

 

 

 

 

 

 

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

 

 

 

 

 

 

                      Воспитатель:

                                                                   Скитер Ирина Ивановна

                                                                   Высшая квалификационная категория

 

2012 год

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

                                                                                            В. Сухомлинский.              

 

Дошкольное образовательное  учреждение – первое и самое ответственное  звено в общей системе народного  образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Проблема  развития речи дошкольников является  комплексной, так  как основывается на  данных не  только  психологии и  педагогики, но  и  общего  языкознания, социолингвистики, а  также психолингвистики.

Развитие речи   - это   центральная   задача речевого воспитания детей и   обусловлено это,  прежде  всего,  ее  социальной  значимостью   и ролью в  формировании личности.  Именно в  связной   речи  реализуется  основная, коммуникативная, функция  языка  и речи.  Связная  речь – высшая  форма  речемыслительной  деятельности, которая  определяет  уровень  речевого и умственного  развития  ребенка.

  К.Д.Ушинский  говорил:  «Родной язык учит многому,  учит   удивительно легко,  по  какому – то недосягаемо   облегчающему методу.  Усваивая  родной  язык, ребенок  усваивает  не  одни  только слова, их сложения   и видоизменения, но и бесконечное  множество  понятий,  воззрений  на  предметы,  множество мыслей,  чувств, художественных  образов, логику  и философию языка».

Так как в конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться  огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре, проблема развития речи детей дошкольного  возраста средствами устного народного  творчества на сегодняшний день имеет  особую значимость.

Психологи и методисты  отмечают, что ребенок усваивает  родной язык, прежде всего, подражая разговорной  речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Современными исследователями было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные, в наши дни это становится особенно актуально. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в дошкольном возрасте не только дома, но и в ДОУ. Педагоги редко используют средства устного народного творчества на занятиях по развитию речи. Обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, к обучению чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

А ведь именно через знакомство с  устным народным творчеством, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Устное народное творчество (УНТ) является одним из важных разделов художественных произведений.

Н.П. Сакулина говорила: «Слушая произведения устного народного творчества дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов…»

УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.

Рассмотрим значение различных жанров произведений устного  народного творчества в отдельности.

Огромной любовью  пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых  тем и идей.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка - дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах .

Сказка выполняет  важную роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, уважительного обращения к старикам.

При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения, правильной организации  последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Значительный  нравственный, этический потенциал  заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме.

К.Д. Ушинский писал: « Пословицы и поговорки – это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа…Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц и поговорок…»

 Значительное  воздействие и развитие речи  у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка - одна из малых форм УНТ, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе.  Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на  разностороннее развитие речи детей. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.

«Загадки обогащают  словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический  строй речи. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы…» - утверждает в своих работах Ф.А. Сохин.

Не меньшую  роль в развитии речи дошкольников могут сыграть русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического  строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.

 Колыбельные песни  и потешки – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, каток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

По словам Усовой А.П.  «…словесное  устное народное творчество заключает в себе поэтические  ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами  речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа…»

Таким образом, использование  детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества –  важнейшее условие своевременного речевого, литературного,  художественного  и интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества