Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 14:25, доклад

Краткое описание

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Вложенные файлы: 1 файл

Представление опыта работы.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Представление

инновационного педагогического опыта работы по теме:

«Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов»

 

Подготовила:

Борисова Татьяна Васильевна-

воспитатель, I кв. категория,

МБОУ «Корниловская СОШ»,

д/с «Ёлочка»

 

 

                                                                             Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.  
К сожалению, моя практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие умения  обосновать свои утверждения.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь увеличивает  число дошкольников  с  недостатками  речи.  Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.    

Я считаю, чтобы  научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с  традиционными  методикиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные   комбинированные методы обучения.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. 

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и  бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог -  родное слово!».  Он обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.

В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач:

  1. Развитие словаря.
  2. Формирование грамматической стороны речи.
  3. Воспитание звуковой культуры речи.
  4. Формирование разговорной речи в диалоге.
  5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
  6. Ознакомление с художественной литературой.
  7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Как показывает  опыт моей педагогической деятельности - главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Изучив статьи В. К. Воробьевой,  В. П. Глухова,  Т.В. Большевой,  Л.Н. Ефименковой,  Г.С. Альтшулер  из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду»  по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.

Принимая во внимание и  учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством инновационных технологий.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

1. Провести  анализ методической литературы  по данной теме.

2. Создать развивающую  среду в группе.

3. Привлечь  родителей к работе по выбранному  направлению.

Новизна: изучение  и применение современных инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехника, моделирование.

После адаптации детей в 1 младшей группе я поняла, что у многих есть проблемы с речью. Результаты диагностики показали, из  20 детей – 6 человек  почти не разговаривали, что составляет 30 % воспитанников группы, речь 4 детей соответствовала высокому уровню (20%), а 50% показали средний уровень развития речи. Моя задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Бесспорно, базой  для  развития  речи  становится  дошкольное  учреждение. Именно  в  детском  саду создаётся  специальная  среда,  способствующая максимально  полному  раскрытию  речевых  возможностей  воспитанников.

В работе с детьми я использовала богатую палитру методов и приемов – это и художественное слово, и сказки, и загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, технологию ТРИЗ. 

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

Поэтому работа по развитию речи в I младшей группе строилась и проводилась с учетом диагностики и  особенностей детей раннего возраста. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.

 

Для работы в этом направлении я составила перспективный план, в который включила этапы по развитию речи детей:

    • Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.
    • Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).
    • Развитие речи детей через ТРИЗ - технологию. 

 

I этап - Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

 

Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиям.
  • Рекомендации родителям -  в виде памяток, в которых убеждала их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».
  • Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  • Изготовление альбома «Поиграйте вместе с нами», который обновляла по мере разучивания.
  • Выпуск папки- передвижки для родителей «Пальцы помогают говорить»

В начале года  разработала перспективный план пальчиковых игр, с интеграцией в другие виды деятельности.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время утренней гимнастики, НОД,  в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.

Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо (воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель) в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Цель II этапа -  развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

 

Задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).

• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка (н – р, сказка «Аленушка и  лиса»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты,  постепенно стала вводить мнемотаблицы.

Информация о работе Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов