Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 14:25, доклад
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Представление
инновационного педагогического опыта работы по теме:
«Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов»
Подготовила:
Борисова Татьяна Васильевна-
воспитатель, I кв. категория,
МБОУ «Корниловская СОШ»,
д/с «Ёлочка»
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее
условие успешной подготовки детей к обучению
в школе.
К сожалению, моя практика показывает,
что большинство поступающих в школу детей
не владеют навыками связной речи в достаточном
объёме. На сегодняшний день ребёнок –
дошкольник, обладающий хорошей речью
– явление очень редкое. В речи детей существуют
множество проблем.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.
Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методикиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог - родное слово!». Он обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.
В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач:
Как показывает опыт моей педагогической деятельности - главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т.В. Большевой, Л.Н. Ефименковой, Г.С. Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством инновационных технологий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести
анализ методической
2. Создать развивающую среду в группе.
3. Привлечь
родителей к работе по
Новизна: изучение и применение современных инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехника, моделирование.
После адаптации детей в 1 младшей группе я поняла, что у многих есть проблемы с речью. Результаты диагностики показали, из 20 детей – 6 человек почти не разговаривали, что составляет 30 % воспитанников группы, речь 4 детей соответствовала высокому уровню (20%), а 50% показали средний уровень развития речи. Моя задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В работе с детьми я использовала богатую палитру методов и приемов – это и художественное слово, и сказки, и загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, технологию ТРИЗ.
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.
Поэтому работа по развитию речи в I младшей группе строилась и проводилась с учетом диагностики и особенностей детей раннего возраста. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.
Для работы в этом направлении я составила перспективный план, в который включила этапы по развитию речи детей:
I этап - Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
В начале года разработала перспективный план пальчиковых игр, с интеграцией в другие виды деятельности.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.
Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо (воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель) в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Цель II этапа - развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).
Задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка (н – р, сказка «Аленушка и лиса»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стала вводить мнемотаблицы.
Информация о работе Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов