Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: творческие способности в дошкольном возрасте.
Предмет: особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Цель: изучить развитие творческих способностей в дошкольном возрасте и выделить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
1.1. Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
1.2. Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по общей психологии.docx

— 435.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6

    1. Понятие и творческие способности в психолого-педагогических

исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6

    1. Особенности развития творческих способностей у дошкольников

с нарушениями интеллекта………………………………………………18

Вывод по 1 главе………………………………………………………….25

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО

ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ

ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27

2.1. Организация и методы  экспериментального исследования……….27

2.2. Анализ результатов  исследования………………………………….31

Вывод по 2 главе………………………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46

Список литературы……………………………………………………….49

Приложение……………………………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности. Творческий подход в любой деятельности рассматривается как новаторский. Но до нашего времени ученые не могут прийти к единому мнению что такое «творческие способности». Очевидно, что понятие «творческие способности» тесно связано с такими понятиями как «творчество» и «творческая деятельность». Отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение «творческий» становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. В свою очередь под творческой деятельностью принято понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое [6, стр. 12].

В свою очередь, Виталий Тепикин выделяет такие виды творчества, как научное, техническое, художественное[2, стр. 1]. Говоря о творческих способностях детей дошкольного возраста, мы будем подразумевать, что речь идет о художественных творческих способностях, потому как научное и техническое творчество в дошкольном возрасте не может развиваться, ведь у детей не хватает еще ни необходимых знаний и умений, ни достаточного опыта для развития и реализации данных видов творчества. У детей дошкольного возраста творческие способности начинают развиваться вместе с развитием мышления и воображения. Когда для создания качественно новых образов у них имеется хоть небольшой опыт, некоторые знания об окружающем мире и действительности. Творчество детей дошкольного возраста своеобразно и при нормальном развитии неограниченно.

Детям же с нарушениями интеллекта свойственен ряд особенностей их развития. В силу их дефекта у них страдает развитие всех психических функций, в том числе и мышления, и воображения – основных компонентов творческих способностей. Развитие таких детей отстает от нормального. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием. Для них разрабатываются и адаптируются программы обучения всем видам деятельности.

В силу того, что у детей с нарушениями интеллекта отстают в развитии психические функции, то и развитие творческих способностей будет тоже отставать. Дети могут усваивать репродуктивные виды творчества, но привносить в продукт своей деятельности что-то новое является для них затруднительным, а создание качественно нового, не существующего ранее предмета или другого продукта деятельности, для них вообще практически не возможно.

Актуальность данной темы обусловлено тем, что в нашей стране очень много детей с нарушениями интеллекта. Этим детям крайне сложно адаптироваться к жизни в обществе. Наше современное общество еще не готово целиком принимать этих детей. Таким образом, получается, что у ребенка с нарушением интеллекта практически нет возможности самореализации. Творчество является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление особенностей творческих способностей и творческой деятельности детей с нарушениями интеллекта и их развитие будет не маловажным аспектом в процессе обучения и воспитания.

 

Объект исследования: творческие способности в дошкольном возрасте.

Предмет: особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель: изучить развитие творческих способностей в дошкольном возрасте и выделить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.

В ходе всей работы перед нами стоят следующие задачи:

  1. Определить понятие «творческие способности»;
  2. Рассмотреть творческие способности в дошкольном возрасте;
  3. Изучить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта;
  4. Экспериментально выявить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.

Гипотеза: если у детей дошкольного возраста имеются нарушения интеллекта, то творческие способности будут характеризоваться невозможностью создания качественно новых продуктов деятельности, а их развитие будет иметь следующие особенности:

  • узость развития творческого мышления и воображения;
  • преобладание репродуктивных видов деятельности.

Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • метод экспертных оценок;
  • диагностика дивергентного мышления;
  • диагностика развития воображения;
  • методика «несуществующее животное»;
  • наблюдение.

 Глава 1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как психолого-педагогическая проблема.

1.1 Понятие «творческие  способности» в психолого-педагогических  исследованиях и их развитие  в дошкольном возрасте

 

Для наиболее точного понимания темы нашего исследования необходимо дать понятие «творчеству». Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Советский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

Многие объединяют понятие «творчество» и «творческая деятельность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой деятельности обычно понимается деятельность, связанная с созданием чего-то качественно нового.

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.

Это основа технического прогресса. Техническое творчество как вид практической деятельности — специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности. Практическое действие выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта. Духовная деятельность выступает как идеальное конструирование объекта.

Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, воплощенных в реальных технических объектах.

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства — создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии.

Дальше нужно определить что такое вообще «способности». По мнению Теплова Б. М., «способности – это определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения»[3, стр. 11]. Ключевым для развития способностей является понятие «оперативность» — тонкое приспособление свойств личности к требованиям деятельности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В большинстве случаев творческий человек – это человек оригинально мыслящий, результатом этих мышлений будут нестандартные решения.

Но мышление бывает как репродуктивным, так и творческим. Репродуктивное мышление – это такой вид мышления, при котором наша память помогает нам воспроизвести уже имеющиеся образы и понятия. А творческое мышление – это такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материал.

А это значит, что творческая деятельность не может быть основана только на одном виде мышления – репродуктивном, обязательно должно присутствовать творческое мышление, которое и является одним из самых важных компонентов творчества человека.

Обратимся к работам Л. С. Выготского, с целью наиболее полного понимания творчества как продукта человеческой деятельности:

«Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую.» [1, стр. 4]

Под воспроизводящей деятельностью Выготский понимал способность нашего мозга сохранять и воспроизводить уже имеющийся у нас опыт. А органической основой такой воспроизводящей деятельности (или памяти) является пластичность нашего нервного вещества.

«Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.»[1, стр.5]

Таким образом, Л. С. Выготский говорит нам о том, что творчеством не может называться просто воспроизведение имеющегося у нас опыта, а творчество, в его понимании, - это создание чего-то совершенного нового, того, что мы еще не знали.

«Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией».

А значит, что творчество и воображение неразрывно связаны по своей сути.

Творческое воображение, как и любая другая деятельность, ребенка отличается от деятельности взрослого, потому как ребенок в своем взрослении проходит различные эпохи детства. В каждый период детского развития творческое воображение работает особым образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Потому как воображение зависит от опыта, а опыт ребенок накапливает постепенно. Но в свою очередь существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Но данное утверждение не находит своего подтверждения при научном рассмотрении. Опыт ребенка беднее опыта взрослого, интересы проще, элементарнее, беднее, поэтому воображение ребенка не богаче, а беднее, чем у взрослого. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта