Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 05:07, реферат
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. Это постановление обобщило итоги развития школьного образования за 40 лет и выдвинуло задачи связи школы и социума.
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В 50-60-е гг.
XX ВЕКА
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял
закон «Об укреплении связи школы с жизнью
и о дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР», положивший начало
реформе школы, продолжавшейся до середины
1960-х гг. Это постановление обобщило итоги
развития школьного образования за 40 лет
и выдвинуло задачи связи школы и социума.
Оно ориентировало на поиск согласования
интересов государства, общества и учащегося,
что способствовало развитию новых форм
сотрудничества – шефства трудовых коллективов
над школами и стимулировало новаторскую
деятельность педагогов.
Жизнь школы 50-х - середины 60-х годов очень
значима для исследования, т.к. в советском
государстве ослабляется авторитаризм,
инициируются творческие процессы в литературе
и искусстве. Кроме того, это время творческого
подъема в педагогической науке и практике.
Данный период получил название «оттепели»,
стал катализатором педагогических идей,
которые успешно развиваются и применяются
по настоящий день.
Прежде всего, следует напомнить, в чем
состояла школьная реформа 1958 года и каковы
были ее цели. После прихода к власти Н.С.
Хрущев решает реформировать систему
образования с тем, чтобы приспособить
ее к задачам своей экономической и социальной
политики. Поэтому, вопреки сторонникам
более длительного обязательного школьного
образования, он провозглашает идею о
приведении образовательной системы в
соответствие с потребностями в рабочей
силе на производстве и в сельском хозяйстве.
В этих областях страна столкнулась с
нехваткой квалифицированных технических
кадров, вызванной тем, что основная часть
выпускников средней школы стала стремиться
к продолжению учебы в высших учебных
заведениях. Другими словами, требовалось
повысить престиж профессионального образования
и вернуть молодежь к тем специальностям,
которые были необходимы для развития
экономики страны. К этой экономической
и социальной направленности реформ добавлялась
также проблема воспитания: обеспокоенный
тем, что родители отказываются направлять
своих детей к прикладным специальностям,
Хрущев хочет «укрепить связь между школой
и жизнью» - то есть между производством
и физическим трудом.
Началом реформы стала речь Н.С. Хрущева
на XIIIсъезде ВЛКСМ в апреле 1958 года, в которой,
в частности, говорилось об отрыве школы
от жизни общества. Затем последовала
его записка в Президиум ЦК КПСС, в которой
он описывает реформу более подробно,
и в которой давались уже более определенные
рекомендации по перестройке школы. Затем
предлагаемые меры приняли форму тезисов
ЦК КПСС и СМ СССР «Об укреплении связи
школы с жизнью…». Перед принятием непосредственного
закона «Об укреплении связи школы с жизнью
и о дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР» 24 декабря 1958 года
Верховным Советом СССР, предлагалось
публично обсудить его в прессе. Таким
образом, Н.С. Хрущев стремился привлечь
представителей разных слоев общества
к участию в реформе. Учительская интеллигенция
являлась крупнейшим отрядом советской
интеллигенции и была одной из тех, кто
откликнулась на этот призыв. Учителя
были и теми, кому приходилось впоследствии
воплощать реформу в жизнь и сталкиваться
с трудностями ее противоречий.
Более подробно Хрущев описывает свою
реформу в статье, опубликованной в газетах
за 21 сентября 1958 года. Он обрисовывает
кризис образовательной системы, проводит
ее диагностику и предлагает две радикальные
меры: замену двух старших классов вечерней
школой и обязанность проработать два
года на производстве перед поступлением
в вуз.
Одновременно школа получала «политехнический»
профиль, предполагавший сочетание образования
с трудовой деятельностью, с тем, чтобы
учащиеся имели представление об одной
или нескольких профессиях. По общему
убеждению, последнее обстоятельство
не дало положительных результатов. Школы
оказались не оснащены современным оборудованием
для обучения молодежи рабочим профессиям,
а предприятия, в свою очередь, не могли
выполнять неожиданно свалившуюся на
них «педагогическую нагрузку». Предложенная
система обучения лишь ухудшила общеобразовательную
подготовку школьников, не дав им профессиональных
навыков.
Абсурдность предпринятых мер вскоре
стала очевидной. В связи с этим в августе
1964 г. срок производственного обучения
после 8-го класса был сокращен с трех до
двух лет. Тем самым школа становилась
не 11-летней, а 10-летней. В 1966 г. Верховный
Совет принял дополнение к закону 1958 г.,
подчеркнув, что школа может давать учащимся
профессиональную подготовку только там,
где для этого имеются необходимые условия.
Но нельзя не отметить и положительные
изменение в учебном процессе того времени,
такие как массовые внедрения инноваций
в учебно-воспитательный процесс.
Произошли изменения в содержании общего
образования, характеризующиеся тенденциями
укрепления «связи школы с жизнью», где
особое внимание уделялось труду и практическим
занятиям, практикумам по сельскому хозяйству,
машиноведению и электротехнике, проведению
экскурсий, а также учебно-производственной
практике. Были пересмотрены формы и методы
организации учебной деятельности. Основной
формой организации учебной деятельности,
по-прежнему, являлся урок. Однако изменения
содержания образования, требовавшие
связи обучения с жизнью, повлекли внедрение
новых форм: экскурсии, уроки-беседы, практические
уроки. Кроме того, преобразованиям подвергся
и сам урок. Опыт липецких учителей, основанный
на оптимизации организации деятельности
учащихся на уроке, стал массово внедряться
повсеместно в стране.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать
вывод, что изучение советской школы в
период «оттепели» позволяет преодолеть
стереотипные оценки развития школы и
науки в изучаемый период, а также рассматривать
советскую школу не как инструмент идеологической
машины СССР, а как структурное звено и
субъект социокультурных отношений
Сегодня имеют место попытки модернизации,
обновления системы образования, педагогических
концепций, которые не могут не опираться
на прочный опыт реформирования школы
50-х - середины 60-х годов, на положительные
наработки, а также на учет ошибок и неудач.
Научные основы содержания
общего образования. Современные концепции
содержания образования (М.Н. Скаткин,
И.Я. Лернер, В.В. Краевский). Стандартизация
образования. Психолого-педагогические
аспекты компетентностного подхода к
отбору содержания образования. Базисный
учебный план и его компоненты. Межпредметные
связи в содержании образования В процессе
обучения реализуется содержание образования
(СО), которое выступает одним из основных
его средств и факторов развития личности.
В традиционной педагогике, ориентированной
на реализацию преимущественно образовательных
функций школы, содержание образования
определяется как система знаний, умений
и навыков, которыми должен овладеть обучающийся
для полноценного функционирования в
обществе (знаниево-ориентированный подход).
Однако при таком подходе к содержанию
образования знания становятся абсолютной
ценностью и заслоняют собой самого человека.
В последнее время в свете идеи гуманизации
образования все более утверждается личностно-ориентированный
подход к выявлению сущности содержания
образования. Согласно этому подходу содержание
образования направлено на развитие природных
особенностей человека (здоровья, способностей
мыслить, чувствовать, действовать); его
социальных свойств (быть гражданином,
семьянином, тружеником) и свойств субъекта
культуры (свободы, гуманности, духовности,
творчества). Этот подход нашел отражение
в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина,
В.С. Леднева и др. В свете этой концепции
СО состоит из четырех структурных элементов
(В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
опыта познавательной деятельности, фиксируемой
в форме ее результатов – знаний; опыта
репродуктивной деятельности, фиксируемой
в форме способов ее осуществления – умений
и навыков; опыта творческой деятельности
– в форме умений принимать нестандартные
решения в проблемных ситуациях; опыта
осуществления эмоционально-ценностных
отношений – в форме личностных ориентаций.
Все перечисленные элементы содержания
образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Источниками формирования содержания
школьного образования является культура,
или социальный опыт, переработанный с
точки зрения науки. При формировании
СО учитываются требования индивидуально-личностного
развития детей, их способностей, дарований,
интересов. Основанием для отбора СО служат
общие принципы и критерии. В педагогической
теории нашли признание принципы формирования
содержания общего образования, разработанные
В.В. Краевским: принцип соответствия содержания
образования во всех его элементах и на
всех уровнях конструирования требованиям
развития общества, науки, культуры и личности.
Он требует включения в содержание общего
образования как традиционно необходимых
знаний, умений и навыков, так и тех, которые
отражают современный уровень развития
социума, научного знания, культурной
жизни и обеспечивают личностный рост;
принцип учета единства содержательной
и процессуальной сторон обучения при
отборе содержания образования. Реализация
этого принципа предполагает представленность
всех видов человеческой деятельности
в их взаимосвязи во всех учебных предметах
учебного тана; принцип структурного единства
содержания образования на разных уровнях
его формирования предполагает согласованность
таких составляющих, как теоретическое
представление, учебный предмет, учебный
материал, педагогическая деятельность,
личность учащегося. Одной из современных
тенденций развития содержания образования
является его стандартизация, которая
вызвана двумя обстоятельствами: необходимостью
создания в стране единого педагогического
пространства, благодаря которому будет
обеспечен единый уровень общего образования,
получаемого молодыми людьми в разных
типах образовательных учреждений; обусловлена
задачей вхождения России в систему мировой
культуры, что требует учета тенденций
развития содержания общего образования
в международной образовательной практике.
Образовательный стандарт – это обязательный
уровень требований к общеобразовательной
подготовке выпускников и соответствующие
этим требованиям содержания, методы,
формы, средства обучения и контроля. В
законе РФ "Об образовании" устанавливаются
государственные образовательные стандарты,
включающие федеральный (нормативы по
всей России), национально-региональный
(учет национально-региональных особенностей)
и школьный (специфика отдельно взятого
образовательного учреждения) компоненты.
В рамках федерального и национально-регионального
уровней стандарт образования включает
описание содержания образования на каждой
из его ступеней, требования к минимально
необходимой подготовке, максимально
допустимый объем нагрузки по годам обучения.
Компетентностный подход к формированию
содержания образования предполагает
усиление деятельностной направленности
образования, что означает определение
результатов обучения не столько в объектно-знаниевой,
сколько в деятельностной форме (решать
те или иные задачи, излагать, анализировать
те или иные соотношения и закономерности,
самостоятельно находить информацию,
сравнивать те или иные объекты и т.д.).
Компетентностный подход к обновлению
содержания образования рассматривается
как очередной шаг в естественном процессе
следования школы и профессионального
образования за требованиями меняющегося
мира. Успешность человека в будущей профессиональной
и социальной жизни определяется уровнем
развития ключевых компетентностей. Государственные
образовательные стандарты отражены в
следующих нормативных документах: учебный
план; учебная программа; учебная литература.
Учебный план (УП)– нормативный документ,
направляющий деятельность школы. УП общеобразовательной
школы – это документ, содержащий перечень
изучаемых в ней предметов, их распределение
по годам обучения и количество часов
на каждый предмет. В практике современной
общеобразовательной школы известны следующие
виды учебных планов: базисный УП (БУП)
РФ, примерные типовые федеральные и региональные
УП, УП конкретной школы. Базисный учебный
план общеобразовательной школы – это
основной государственный нормативный
документ, являющийся составной частью
государственного стандарта в этой области
образования. Он служит основой для разработки
типовых и рабочих учебных планов и исходным
документом для финансирования школы.
БУП как часть стандарта образования для
основной школы утверждается Государственной
думой. Примерный федеральный УП утверждается
Федеральным агентством по образованию.
Региональный БУП разрабатывается региональными
органами управления образованием на
основе государственного базисного учебного
плана. Он носит рекомендательный характер
и утверждается ФА по образованию. УП школы
разрабатывается на основе государственного
Базисного и регионального учебных планов
на длительный период. Он отражает особенности
конкретной школы. Существует два типа
учебных планов школы:
собственно учебный план школы, разрабатываемый
на основе государственного БУПа на длительный
период и отражающий особенности конкретной
школы (в качестве учебного плана школы
может быть принят один из типовых учебных
планов); рабочий учебный план, разрабатываемый
с учетом текущих условий и утверждаемый
педагогическим советом школы ежегодно.
Информация о работе Развитие школьного образование в СССР в 50-60-е гг. XX века