Развития индивидуальности ребенка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – индивидуальность ребенка в начальной школе.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы:
1. Раскрыть содержание понятия «индивидуальность» как свойства личности младшего школьника.
2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3. Разработать условия, благоприятные для развития индивидуальности ребенка в начальной школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2-4

§ 1 Индивидуальность и особенности ее развития в начальной школе….…5-9

§ 2 Психолого-возрастные особенности развития младшего школьник.....9-14

§3 Разработка условий, благоприятных для развития индивидуальности ребенка в начальной школе………………………………………………..14-19



Заключение……………………………………………………………20-21



Список литературы………………………………………………….22-25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Индивид-сть.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

              Введение………………………………………………………………….2-4

 

§ 1 Индивидуальность и особенности ее развития в начальной школе….…5-9

 

§ 2 Психолого-возрастные особенности развития младшего школьник.....9-14

       

§3 Разработка условий, благоприятных для развития индивидуальности ребенка в начальной школе………………………………………………..14-19

 

 

 

Заключение……………………………………………………………20-21

 

 

 

Список литературы………………………………………………….22-25

 

 

             

 

      

 

 

 

 

                     Введение

Актуальность исследования.  Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта. Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению и есть проявление индивидуальности!

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека быть самим собой.

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы  в круг этой проблемы.  Психические  свойства и качества людей  формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех  же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека  являются его способности, именно способности определяют  становление личности  и обуславливают степень яркости ее индивидуальности.

Проблема развития индивидуальности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.

Младший школьный возраст  наиболее благоприятный период для развития индивидуальных  особенностей. В это время у детей проявляется  повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного  развития этих качеств ни о каком развитии способностей,  а следовательно, и     об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение  к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы  каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим  желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

Цель исследования: разработать условия, благоприятные для развития индивидуальности ребенка  в начальной школе.

Предмет исследования – условия, благоприятные для развития индивидуальности ребенка  в начальной школе.

Объект исследования – индивидуальность ребенка  в начальной школе.

Задачи исследования:

На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы:

1.        Раскрыть содержание понятия «индивидуальность» как свойства личности младшего школьника.

2.        Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.

3.        Разработать условия, благоприятные для развития индивидуальности ребенка  в начальной школе.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, практического педагогического опыта; педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1 Индивидуальность и особенности ее развития в начальной школе

Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными они не становятся. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования [19].Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.

Индивид – это своеобразный социальный атом, отдельный человек, он рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности. Она проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта[15].

Каждый человек обладает и общими с другими людьми и индивидуальными качествами и свойствами. Причем индивидуальные качества являются в то же время в какой – то мере и общими, так как само общее существует лишь через отдельное, в отдельном. Общие качества и свойства людей обусловлены общностью условий, в которых они живут и действуют, а также единством их биологической природы, врожденных предрасположений к личностному развитию[13].

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т. е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.

Рассматривая личность как «мой», внутренний, неповторимый мир, мы переходим к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. Существует несколько традиций понимания индивидуальности:

- первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, т. е. общих личностных черт. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение вектора потенциальных патологических изменений личности;

- вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными, случайными обстоятельствами его развития;

- третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле мы должны рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека.

Основное содержание индивидуальности – внутренний мир личности, основная форма деятельности – интеграция этого мира и как следствие – личности[35].

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено. И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» или «я – мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним. Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого[1].

Индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве.

Для развития всех свойств личности ребенка, в том числе  и индивидуальности, велика роль учителя. Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям.

Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним [2].

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития. Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя. Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

 

§ 2 Психолого-возрастные особенности развития младшего школьника

 

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7  до 10-11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [7].

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического  развития  у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек  на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной  работоспособности детей, которая еще не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников [10].

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Этот возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности - игру, труд и общение.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Этот возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью[14].

Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно- потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий [23].

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношения с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивает свои позиции, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

1.Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий.

3. Развитие нового познавательного отношения к действительности.

4. Ориентация на группу сверстников.

Первые  годы обучения  в школе – годы очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира. Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимосвязей между явлениями.

С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению и литературе. С середины II класса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если  первоклассники интересуются учением вообще, то  ученику II класса более  интересно решать задачи, интересны уроки рисования.

В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся  способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, музыки, рисования[14].

С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога.

 

§3 Разработка условий, благоприятных для развития индивидуальности ребенка в начальной школе

 

Как уже отмечалось, индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость; способности формируются и развиваются в деятельности. Для развития индивидуальности необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже  в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу  значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам.

Дети младшего школьного возраста  открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию  способностей ребенка, в том числе и индивидуальности[12].

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной  области  при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка и расширению его кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет индивидуальности и других личностных свойств ребенка. В начальной школе центральной задачей  является развитие у всех детей  общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности.

Каждый  нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ребенок может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, тех или иных проявлений темперамента [1].

Индивидуальность ребенка формируется и развивается в той деятельности, в которой она находит себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому-то ни было  труду, обычно и не проявляет индивидуальности. Упорный труд всегда является основой ее развития.

Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает индивидуальность. Для того чтобы деятельность положительно влияла на ее развитие, она должна удовлетворять некоторым условиям:

- во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие  индивидуальности;

- во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов;

- в-третьих, важно организовать деятельность ребенка так чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже  достигнутый им уровень выполнения деятельности.Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его индивидуальных способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Организационно – педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

1.      Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

2.      Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

3.      Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.».

4.      Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.

5.      Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

- групповой формы организации обучения,

- систему дифференцированных заданий,

- анализа практических задач,

- актуализации опыта учащихся,

- совместного решения проблемных ситуаций.

Развитию  индивидуальности детей в начальной школе способствуют различные формы  внеклассной  и внешкольной работы. Это различные математические, музыкальные, литературные, технические кружки. Важно развивать склонность к  ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях  по  труду  в начальных  классах дети изготавливают несложные изделия из пластилина,  картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Раннее проявление индивидуальности у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся индивидуальность в дальнейшем не развивается и не воспитывается, они может угаснуть.   Развитие индивидуальности младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры  в способности ребенка  со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.

     Основными условиями проявления индивидуальности младших школьников, на наш взгляд, являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.

4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Основное внимание педагогов в ходе работы по созданию условий стимулирующих индивидуальность должно быть сконцентрировано на следующих задачах: учить школьников самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль за ходом ее выполнения и результатом работы. В ходе эксперимента активно использовались дидактические игры, проблемные ситуации.

Особое значение в развитии индивидуальности с детьми в начальной школе имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого школьника, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял!

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности.

Существует несколько традиций понимания индивидуальности: первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям; третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: 1.Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; 2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий; 3. Развитие нового познавательного отношения к действительности; 4. Ориентация на группу сверстников.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития их индивидуальности. Работу по формированию индивидуальности ребенка необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Для развития всех свойств личности ребенка, в том числе  и индивидуальности, велика роль учителя. Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям.

Педагогу начальных классов следует придерживаться следующих условий, благоприятных для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста: - конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям; - в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий; - создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.»; - использование различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений; - включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование специальных приемов.

Развитию  индивидуальности  детей в начальной школе способствуют различные формы  внеклассной  и внешкольной работы. Это различные математические, музыкальные, литературные, технические кружки. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. – 1998, - №4.
  2. Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., Знание, 1992.
  3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2001.
  4. Божович Л.И., Л.С. Славина Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1979.
  5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – №4. – 1995.
  6. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. – М.: Изд-во «Научная книга», 2003.
  7.  Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Под. ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгунова – М.: Просвещение, 1967.
  8. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М., 2000.
  10. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возраст /      В.В. Давыдов. – М.,1973.
  11. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002.
  12. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: «Академия», 2001
  13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва, 2001.
  14. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) . - М.: Педагогика, 1984.
  15. Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986.
  16.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Изд-во РОУ, 1996.
  17. Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. А. Кандыбович [и др.] ; отв. ред.: Е. И. Комкова [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2009.
  18. Кушнер Н.Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: Сб. ст. – Мн, 2002.
  19. Леонтъев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993
  20. Мерлин B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. - М., 1970.
  21. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  22.  Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
  23. Мир детства: младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой — М.: Педагогика, 2003.
  24. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456 с.
  25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000.
  26. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.
  27. Петрунек, В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. – М., 1981.
  28. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: Владос. – 1999.
  29.  Психология детей и подростков. / Под. ред. Г. Н Сельдюковской., Г. М. Гельница. – М.: Медицина, 1985.
  30. Безруких М.С. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса //Здоровье детей ( приложение к Первому сентябрю) – 2005. – №19, октябрь.
  31. Сафин В. В. Психология самоопределения личности. – Свердловск: ГПИ, 1986.
  32. Селиванов B.C.Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  33. Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. - № 11. – 2005.
  34. Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 1998.
  35. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учеб. пособие. - Кузнецова Л.В.
  36. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.
  37. Шадриков, В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. -№5, 2004.
  38. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.
  39. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000.
  40. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с.
  41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

1

 

Информация о работе Развития индивидуальности ребенка в начальной школе