Раннее обучение и развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время раннее обучение детей стало очень модным. Но для гармоничного развития ребёнка необходимо заниматься не только интеллектом ребенка, но и его физическим и эмоциональным развитием.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная педагогика.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Дошкольное образование за рубежом (Франция).-------------------------2
  2. Кроссворд по основным понятиям педагогики.----------------------------5
  3. Раннее обучение и развитие ребёнка.----------------------------------------6
  4. Методы ознакомления с социальной действительностью.--------------9
  5. Комплексно-тематический план по социально-нравственному воспитанию.-----------------------------------------------------------------------14
  6. Литература-------------------------------------------------------------------------16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дошкольное образование за рубежом (Франция).

1.1. Введение.

 

      Франция — первая страна, в которой были созданы ясли. Первое дошкольное учреждение появилось в начале 18 века. Открывались ДС для детей бедняков, сначала в Париже, затем и в других промышленных городах. В дошкольной педагогике видное место занимают работы Полины Кергомар (1838—1925). Она разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений "Материнская школа" и предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми. Эти школы отличались от других подобных заведений требованиями к педагогам. Последние должны были иметь специальное образование, а  уровень требований к профессиональной подготовке постоянно повышался.  
   С 1972 г. материнские школы входят в состав начальных школ, где образование определяется общегосударственными целями и программами. Внутри начальной школы материнская школа объединяет детей 2–5 лет, дети 5–7 лет посещают сначала подготовительный курс, а затем элементарный курс основ наук. Иностранным языкам начинают учить уже в дошкольном учреждении, и большое внимание уделяется использованию компьютеров в обучении. В то же время французы не намерены отказываться от старых ценностей образования, в частности, от поощрения энциклопедических знаний.

  • 1.2.Процесс развития детей в детском саду. 
  • Дети в садах делятся на три возрастные группы:  первая с 2 до 4 лет, вторая (средняя) с 4 до 5 лет, третья (старшая) с 5 до 6.
  •       День у малышей начинается со свободных игр,  в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушечный транспорт). Потом речевые занятия (используются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории, картинки и диапозитивы).  
    В десять часов — завтрак, после этого прогулка. А затем мастерские для малых групп по 15–30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, аппликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на ковриках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет).  
    Воспитатели используют марионеток, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2–4 лет. В ручном труде применяются разнообразные материалы  (картон, крафт-бумага, стекло). И инструменты (перья, губки, скалки). Традиционно играют в мяч и серсо. Пространственные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием («Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознавание звуков и осознание вкусовых впечатлений.  
          Для 4–5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в письменном виде. На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, пролезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, координировать движения, часто под музыку. На музыкальных занятиях используется много песен, различных ритмов, ударных инструментов. Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количествами. 
          Детям 5–6 лет предоставляется больше свободы в выборе занятий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специальном табло отмечают, какими видами деятельности — письмом, чтением, графикой, математикой — занимались в этот день. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сходства, различия относятся к развитию математических способностей. Настольно-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок во временной последовательности. На занятиях физкультурой появляются коллективные игры с правилами.  
        В подготовительном цикле дети должны добиться следующего. 
    1. Приобрести функционально значимые моторные навыки, позволяющие реализовать свои способности и преодолевать слабости или недостатки развития. 
    2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.  
    3.Овладеть рисованием и основами других искусств.  
    4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует.

    1.3. Вывод.

         Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны. Французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе. 

     

     

     

    2.  Кроссворд по основным понятиям педагогики.

                       

    2

                     

    д

     
                   

    1

    ф

    о

    р

    м

    и

    р

    о

    в

    а

    н

    и

    е

     
                       

    б

                     

    я

     
                       

    р

                     

    т

     
                       

    а

                     

    е

     
                       

    з

           

    3

           

    л

     
                       

    о

           

    у

           

    ь

     
                       

    в

           

    м

           

    н

     
                       

    а

           

    е

       

    4

     

    о

     
                       

    н

           

    н

       

    в

     

    с

     
                       

    и

       

    2

    л

    и

    ч

    н

    о

    с

    т

    ь

                       

    е

           

    е

       

    с

     

    ь

     
                                   

    5

     

    п

         
                           

    6

         

    м

     

    и

         
                         

    3

    д

    и

    а

    л

    е

    к

    т

    и

    к

    а

                           

    и

         

    т

     

    а

         
                   

    7

         

    д

         

    о

     

    н

         
                   

    з

         

    а

         

    д

     

    и

         
                 

    4

    н

    а

    в

    ы

    к

         

    о

     

    е

         
           

    8

         

    а

         

    т

         

    л

             
     

    9

       

    р

     

    10

     

    н

         

    и

         

    о

             

    5

    п

    е

    д

    а

    г

    о

    г

    и

    к

    а

     

    к

         

    г

             
     

    е

       

    з

     

    ц

     

    я

         

    а

         

    и

             
     

    д

       

    в

     

    е

                     

    я

             
     

    а

       

    и

     

    н

                                 
     

    г

       

    т

     

    к

                                 
     

    о

       

    и

     

    а

                                 
     

    г

       

    е

                                     

    По горизонтали:

    1. Процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
    2. Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности.
    3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
    4. Способ выполнения действий и операций, в результате многократных упражнений, ставший автоматизированным.
    5. Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

    По вертикали:

    1. Занятия, труд.
    2. Характеристика достигнутого  уровня обучения.
    3. Способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, освоенные человеком путём упражнений.
    4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
    5. Система  принципов и способов построения теоретической и практической деятельности.
    6. Отрасль педагогики, теория образования и обучения.
    7. Результат познавательной деятельности, совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов, явлений и предметов.
    8. Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
    9. Профессия, содержание которой является обучение и воспитание.
    10. Определение степени освоенности знаний, умений и навыков.

    3.Раннее обучение и развитие ребёнка.

    3.1.Введение.

           В настоящее время раннее обучение детей стало очень модным. Но для  гармоничного  развития ребёнка необходимо заниматься не только интеллектом ребенка, но и его физическим и эмоциональным развитием.

    3.2. «Родительское» раннее развитие ребёнка.

       Уже с новорожденным ребенком можно играть, задействуя все его органы чувств. Мамины прикосновения доставляют ему удовольствие, и очень важно разговаривать с ребенком задолго до того, как он начинает лепетать. При этом малыш учится слушать, начинает узнавать слова, которые он часто слышит, задолго до того, как сам может их произнести. И чем старше становится ребенок, тем разнообразней должен быть набор игр с ним. Игры должны доставлять ребенку удовольствие, способствуя его интеллектуальному и физическому развитию. Все, что радует ребенка, его к тому же и развивает: и когда мама перебирает ему пальчики, и когда делает ему массаж, и когда раз за разом поднимает брошенную им игрушку, и когда папа подбрасывает его или носит на плечах. Так же специалисты могут помочь родителям, подобрать соответствующие игры для каждого месяца, для каждой недели развития ребенка. Подскажут, когда повесить над ним погремушку, когда запустить уточку в ванночку, когда начать показывать яркие картинки, а когда начать читать ему стишки и сказки, когда начать рисовать пальчиками, а когда – фломастерами, когда сортировать игрушки по форме и по цвету, когда строить из кубиков башни. И изучение букв, и обучение чтению, и устный счет, и занятия музыкой – все это нужно постараться сделать для ребенка увлекательной игрой. Обучая ребёнка , нельзя забывать и о его здоровье. Большую часть занятий нужно проводить, в движении, а усаживать за стол лишь при необходимости: на уроках рисования, лепки, рукоделия и т.п. Это не только игры, но и создание развивающей среды.

         Раннее обучение развивает ребенка во всех отношениях: приучает трудиться, формирует характер, вырабатывает сообразительность и другие, полезные для жизни качества. Но от родителей требуется терпение. Нельзя раздражаться, если у ребенка что-то не получается. Ребенок чувствует  недовольство и начинает бояться ошибиться. Пусть все идет своим чередом, и ребёнок порадует  своими успехами.

    3.3. Метод Монтессори.

          Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом учёным и мыслителем  Марией Монтессори. Эта методика основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении, без принуждения. Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике), таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д.

           Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие. Окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

            Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

         Монтессори ожидает, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

    4. Методы ознакомления  с социальной действительностью.

    4.1. Введение.

         Метод как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное большое значение. У ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни, закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

    Для решения задачи ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами:

    4.2.Методы, повышающие познавательную активность.

          Метод классификации - в большей мере способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте понятной для ребенка задачи. Т.е отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры или занятия и т. п. В этом случае дети чувствуют потребность в выполнении задания и осознают его практическую целесообразность.

           Метод моделирования и конструирования – содействует проявлению самостоятельности, творчества и выдумки. Можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

        Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением  и если воспитатель это делает систематически, дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы.   Задача педагога при этом — быстро и разумно реагировать на эти  вопросы.

          Метод повторения: важнейший дидактический принцип,  способствующий усвоению знаний и воспитанию чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод. Возможны три формы организации повторения: прямое повторение — от детей требуется умение повторить то, что они усвоили в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Следующая форма повторения -  это рассматривание одной и той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе и др. Элемент такого повторения служит опорным, отправным моментом при переходе к новым знаниям и приводит к появлению обобщений и способствует самостоятельному формулированию выводов. Повторение на опосредованном уровне — к усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы. В дальнейшем воспитатель, опираясь на приобретенные детьми знания, предлагает решить логическую задачу и чтобы решить такую логическую задачу, ребенку нужно восстановить в памяти обобщения, и знания. К подобному типу повторения стимулирует и воображаемая ситуация.

       Решение логических задач: может выступать и в качестве самостоятельного метода.

      Экспериментирование и опыты: этот метод используется при познании живой и неживой природы, полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

    4.3. МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

     Эмоциональная  окрашенность информации углубляет  ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям, но и важно умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний, а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.

        Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств, это и воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п. и прием придумывания сказок, игры-драматизации, которые можно включать в занятия. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным, тогда у детей сразу появляется желание узнавать.

    Юмор  и шутка, умелый приём на занятиях. Веселые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми. Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей!.

    Сильное воздействие  на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: сочетание чтения художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и слушание музыки и т. д. При этом нельзя забывать о  противоречии нарушение чувства меры, при одновременном воздействии разных видов искусств, это приводит к обратному результату — ребенок перестает воспринимать то, что ему преподносится.

    4.4.МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

          Воспитывающий и развивающий эффект знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой.

    Для того чтобы  устанавливать связь между разными  видами деятельности, нужны «дидактические мостики». Важно, чтобы ребенок понял  смысл и необходимость устанавливать  такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи.

    При разработке методики установления связи между  разными видами деятельности следует  учитывать известный в психологии эффект Зейгарник. Суть его заключается  в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Действие эффекта Зейгарник в работе с детьми проявляется, когда у детей возникает устойчивый интерес к деятельности, а они не хотят ее прерывать или с готовностью возвращаются к ней. Если же интерес недостаточен, то последующая деятельность по инициативе ребенка не возникает и требуются дополнительные усилия педагога, чтобы она была продолжена. Воспитатель пользуется методами опосредованного переключения детей на другую деятельность. Такими методами являются привлечение внимания ребенка к новым предметам, просьба научить другого тому, что ребенок умеет сам, предложение найти способ проверки «гипотезы».

    4.5.МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

    В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.

    Всю работу с  детьми в данном направлении можно  разделить на два больших блока: 1). Уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка. Ведущими методами здесь служат повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование и опыты, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Таким образом, корректирующая работа по первому блоку предполагает постоянное внимание воспитателя к усвоению детьми знаний о социальном мире. Она осуществляется на каждом занятии и в повседневной жизни. Периодически, один раз в три месяца, воспитатель проводит контрольные подгрупповые или индивидуальные занятия, цель которых — уточнение представлений детей и динамики их развития.

     Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, приобретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.). Педагоги и психологи перенесли акцент на изучение характера взаимоотношений взрослых и детей. Исследования ведутся на материале семьи, т.е. изучается взрослый первого уровня приближенности. Прежде всего, практика получила ответ на вопрос о доступных детям знаниях, о деятельности, правда в основном трудовой, взрослых. Проверены и получили экспериментальное подтверждение методы, методические приемы, подходы к построению педагогического процесса, направленные на формирование у дошкольников представлений о взрослых и отношения к ним.

    5.Комплексно – тематический план по социально-нравственному воспитанию.

    Тема: «Я и моя семья».

    Группа (возраст) Средняя группа.

    Программное содержание.

    Методические  приёмы.

    Работа с  семьёй.

    ТТема:«Моя семья».

    Закреплять знания о своей семье, знать имена и отчества родителей. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

     

    Фотовыставка: «Моя семья».

    Беседа: «Моя семья».

    Сюжетно-ролевая  игра: «Семья».

    Чтение: Д.Габе «Моя семья».

    Продуктивная  деятельность: «Как мы гуляем с мамой и папой».

    Беседа с  детьми на тему: «Кто с тобой живёт?»

    Тема: «Как трудятся мои родители дома и на работе».

    Формировать и воспитывать  бережное отношение к результатам  их труда, посильная помощь.

    Встреча с родителями(рассказ о профессиях).

    Беседа: « Мамина и папина работа», « Как мы помогаем родителям дома».

    Чтение: Е. Серова « Не терпит мой папа безделья и скуки…», Г. Виеру « Мамин день».

    Дидактическая игра: « Угадай профессию».

    Чтение: Н.Забила «Я, как мама не люблю в доме беспорядок».

     

     

     

     

     

     

     

     

    Изготовление поделки всей семьёй.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Составление  семейной Книги Памяти по рассказам взрослых о членах семьи - участниках войны, фотографии и рисунки.   

     

     

    Тема: « Мои сестрички и братишки».

    Формировать и заботливое и уважительное отношение к братьям и сёстрам.

    Обобщить представление: семья- это все, кто живёт рядом с

    ребёнком.

     

    Тема: «Дедушки,  бабушки и др. родственники».

    Воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Закрепить знания о ближайших родственниках.

     

    Рассматривание семейных фотографий.

    Беседа: « У меня есть братишка или сестричка».

    Продуктивная  деятельность: « Игрушки для малышей».

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рассматривание семейных фотографий или видео-архив.

    Беседы: «Мои бабушки и дедушки», « Мои родственники».

    Чтение: Я. Аким « Кто кому кто?»,  И. Ищук « У деда Вани», Р. Рождественский « Моя бабушка».

    Продуктивная  деятельность: «Портрет».

    Тема: « Наши праздники и традиции».

    Формировать интерес  к семейным традициям. Расширять представление о праздниках.

     

     

     

     

     

    Тема: «Моя родословная».

     

     

     

     

     

     

    Рассказ воспитателя: « Что

    такое традиция».

    Беседа: « История моей 

    семьи», « Традиции моей

    семьи».

    Сюжетно –  ролевая игра:  

    «Семья».

    Продуктивная  деятельность:

    «Наш домашний праздник» 

    (подбор выкроек и рисунков,

    для изготовления игрушек  и

    подарков к празднику).

     

     

     

    Рассматривание  семейных фотографий.

    Беседа: « Моя родословная».

    Чтение: М. Яснов « Вот как я семью нарисовал».

    Дидактические игры: « Образуй фамилию, имя и отчество».

    Совместная  подготовка к празднику(уборка квартиры, приготовление пирогов, поход по магазинам за подарками).

     

     

     

     

     

     

     

    Составление генеалогического дерева ( 3-5 поколений ).


     

    6.Литература:

      1. Козлова С. А « Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений.- М. ; Издательский центр « Академия», 1998г.
      2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
      3. Голицина Н. С «Перспективное планирование в детском саду». Реализация ФГТ в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. -40с.
      4. Раннее обучение и развитие ребёнка. Сост. В.В.Кантан.-СПб.:Издательство «Лань», 1998г.
      5. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие студ. сред. пед.учеб.заведений.- М. :Издательский центр «Академия», 2009г.

      

     

     
     





    Информация о работе Раннее обучение и развитие ребёнка