Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 00:09, доклад
В нашей стране многообразие видов искусст¬ва, вызван¬ного социально-историческими этнографическими и региональ¬ными особенно¬стями, сложной системой взаимодействия и взаимопроникновения культурных потоков средствами диалога культур, является эффективным способом духов¬ного объединения этносов, что спо¬собствует широкому выбору различных направлений, средств, форм и методов в достижении поставленных президентской программой задач обучения.
Ременникова Ю.С., Заярнюк А.Н.
БирГСПА, г. Бирск
Реализации президентской инициативы «Наша новая школа» на примере художественного образования
На сегодняшний день, когда наблюдается снижение уровня художественной культуры населения, недостаточное национальное ориентирование системы художественного образования, падение интереса к художественному творчеству своего этноса игнорирование роли профессионального искусства и традиционной народной культуры в формировании обучающихся, возрастает актуальность вопросов воспитания на основах преемственности и формирования этнохудожественной культуры средствами изобразительного искусства.
По утверждению президента России Д. Медведева одним из необходимых направлений развития программы «наша новая школа» является художественное образование и развитие системы поддержки талантливых детей.
В нашей стране многообразие видов искусства, вызванного социально-историческими этнографическими и региональными особенностями, сложной системой взаимодействия и взаимопроникновения культурных потоков средствами диалога культур, является эффективным способом духовного объединения этносов, что способствует широкому выбору различных направлений, средств, форм и методов в достижении поставленных президентской программой задач обучения.
Как было заявлено в выступлении президента необходимо «развивать творческую среду для выявления особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе, прежде всего потому, что важнейшими качествами личности, на сегодняшний день становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки успешно развиваются в процессе формировании этнохудожественной культуры личности обучающегося.
Ряд исследователей (В.А. Сластёнин, Г.Н. Волков, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.) отмечают, в воспитании и обучении молодого поколения прослеживается тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур. Поэтому возникает необходимость в образовании, которое ориентировано на сохранение этнохудожественных традиций, средствами национального искусства, на развитие художественно-ценностных ориентаций, эстетических знаний, способностей и опыта практической деятельности, необходимых для создания и хранения этих ценностей. В совокупности художественные аспекты культуры, изобразительное искусство, рассматриваемые через призму национо-эстетических и этнокультурных компонентов, дают нам представление о этнохудожественной культуре. Содержательное ядро этнохудожественной культуры – искусство – особый вид деятельности, отличающийся творчески-инновационным методом производства художественной продукции и повышенным мастерством исполнения. Процесс обучения средствами национального искусства, позволяет погрузить учащихся в систему этнокультурных ценностей, создать основу для вхождения в этнокультурное пространство. Содержание общего образования с включением компонента этнохудожественного образования должно обеспечивать:
1. Включение в общее образование этнохудожественной теоретической и практической подготовки в содержание специальных предметов, в учебно-воспитательном процессе (т.е. раскрытие перед учащимися исторических основ развития народной художественной культуры региона, привитие любви к традиционному национальному искусству, формирование потребности в полноценном общении с произведениями национального искусства, развитие художественно-творческих способностей, средствами национального искусства);
2. Вариативность форм, методов, средств обучения, способствующих формированию этнохудожественной культуры обучающихся;
3. Чередование традиционных и внеаудиторных занятий с привлечением к сотрудничеству национально-культурных центров, художественных музеев, выставочных залов;
4. Процесс погружения в культуру должен сопровождаться средствами использования диалогических форм обучения, т.е. диалогом личности и культуры и взаимодействием культур;
При реализации президентской инициативы «наша новая школа» мы ориентируемся на точку зрения Г.Н. Волкова, который утверждает, что в фундаменте российского образования должны находиться принципы единства трех начал - национального, регионального и общечеловеческого, и добавим также художественного позволяющие глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время к субъектам мировой цивилизации. Осознание своего этноса через средства национального искусства духовно объединяют, воспитывает чувство уважение к многонациональному народу, любовь к различным культурам.