Рекомендации по организации
коррекционной работы
с трудными детьми и подростками
Цель психолого-педагогической
коррекционной работы с трудным школьником — это оказание
ему помощи в становлении полноценного
члена общества, в реализации его индивидуального
потенциала.
Главная
задача коррекционной работы с трудным
ребенком — это его социальное самоопределение,
которое зависит от организации двух условий:
- Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
- Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая
коррекция детей и подростков включает в себя следующие
компоненты:
- Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
- Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
- Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
- Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При
проведении психолого-педагогической
воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми
учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в
поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает,
что педагог должен видеть в ученике, прежде
всего лучшее и опираться на это лучшее
в своей работе с ним.
Условиями
реализации данного принципа являются:
- стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
- формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
- постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
- проявление доверия к ученику;
- формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической
психолого-педагогической деятельности
этот
принцип отражается в следующих
правилах: .
- преобладание
позитивных оценок в анализе
поведения ученика;
— проявление
в общении с подростком уважительного
отношения к нему;
- приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
- защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
- постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
- формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия
содержания и средств воспитания и коррекции
социальной ситуации, в которой находится
трудный ученик.
Условиями
реализации данного принципа являются
следующие:
- учет особенностей социального окружения подростка при
решении воспитательных и коррекционных задач;
- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
- обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической
деятельности педагога и психолога
этот принцип отражается в следующих
правилах:
- воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
- воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
- необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
- все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного
воздействия на трудновоспитуемых
подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального
подхода в социальном развитии каждого
ученика, специальных задач, которые соответствовали
бы его индивидуальным особенностям, предоставление
возможности каждому учащемуся для самореализации
и самораскрытия.
Условиями
реализации принципа индивидуализации являются:
- оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во в не учебной деятельности.
В психолого-педагогической
практической деятельности этот принцип реализуется в следующих
правилах:
- работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
- поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
- постоянное отслеживание эффективности воспитательного
воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания
трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает
включение подростка в ситуации, которые
требуют от него волевого усилия для преодоления
негативного воздействия окружающей среды,
выработку социального иммунитета, рефлексивной
позиции.
В Психолого-педагогической
деятельности этот принцип реализуется
в следующих правилах:
- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
- выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
- стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической
практической деятельности этот принцип реализуется в следующих
правилах:
- проблемы отношении трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
- подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем; .
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
— нельзя предусмотреть все
трудности жизни, но надо быть готовым
к их преодолению.