Рекомендации по организации коррекционной работы с трудными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала.
Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком — это его социальное самоопределение.

Вложенные файлы: 1 файл

trudnyiypodrostok.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Рекомендации по организации  коррекционной работы

 с трудными детьми и подростками

 

Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала.

Главная задача коррекционной работы с трудным  ребенком — это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

  1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
  2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

  1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
  2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
  3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
  4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

 

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

 

Принцип ориентации на позитивное в  поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
  • формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
  • постоянное внимание   к положительным поступкам ученика;
  • проявление доверия к ученику;
  • формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
  • оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
  • учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот 
принцип отражается в следующих правилах: .

- преобладание  позитивных оценок в анализе  поведения ученика;

— проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

  • приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
  • защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
  • постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
  • формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

 

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.

Условиями реализации данного принципа являются следующие:

  • учет особенностей социального окружения подростка при 
    решении воспитательных и коррекционных задач;
  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
  • обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога  этот принцип отражается в следующих правилах:

  • воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
  • воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
  • все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

 

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
  • выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
  • предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во в не учебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного 
    воздействия на каждого ученика.

 

Принцип социального закаливания  трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В Психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

 

  • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
  • выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
  • стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношении трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
  • подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем; .
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; 
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рекомендации по организации коррекционной работы с трудными детьми и подростками