Речевая деятельность у детей с аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:23, реферат

Краткое описание

Детский аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Вложенные файлы: 1 файл

речевая де-ть у детей с аутизмом.docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

   Институт  психологии и педагогики

   Кафедра дефектологии 
 
 
 
 

   Реферат

   на  тему: речевое развитие у детей с ранним аутизмом 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила: студентка 3 курса, гр.2995

Тутулова  Екатерина

   Проверила: к.п.н., доцент Поливара З.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Тюмень 2011

Причины возникновения раннего детского аутизма.

   Детский аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

   Поиски  причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания. Здесь можно отметить следующую характерную особенность - было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой.

   Таким образом, ответственность за нарушение  психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих  родителей.

   В настоящее время большинство  исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, воснове которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением Ц.Н.С. в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства. Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза.

   Британские  ученые установили, что возможной  причиной возникновения аутизма  является мужской гармон тестостерон. Проведенное в рамках исследования Кэмбриджского Университета обследование детей, страдающих данным заболеванием, показало, что уже в материнской утробе у них был повышенный уровень тестостерона в крови. Переизбыток тестостерона буквально отравляет организм ребенка, что приводит к запуску механизма возникновения заболевания.

   Ранний  детский аутизм, комплекс внешних  проявлений, может быть экзогенно  обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.

   Вторичный психогенный аутизм формируется  в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология Ц.Н.С.

   Также аутизм рассматривается как следствие  нарушения определенных психофизиологических механизмов, нарушение уровня бодрствования, первичная патология вестибулярного аппарата, нарушение константности  восприятия.

   Согласно  клиническому подходу, причинами аутизма  являются: слабость я, нарушение сознания и активности, врожденная инстинктивная  недостаточность, врожденная тревожность, недостаточность интуиции, не способность  понимания переживаний других людей.

   Нейропсихологические  гипотезы: аутизм связывают с нарушением корковых функций преимущественно  левого полушария – речевых зон. Аутизм связывают с гипоактивностью правого полушария, переработки образной и символической информации, оторванность от реальности, без опоры на реальные впечатления, изолированность символов. Не одна из концепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушений при аутизме. В основе некоторых форм аутизма может лежать нарушение кровоснабжения определенных отделов головного мозга.

   Таким образом, можно сделать вывод  о том, что явные причины аутизма  до сих пор не установлены, эта  область остается до конца не изученной.

   Особенности речевой сферы

   Рассмотрим  речевую сферу аутичного ребенка.

   Для раннего развития при аутизме  характерны следующие особенности  прелингвистического развития: плач тяжело интерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков.

   Речевые расстройства наиболее отчетливо видны  после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или «нет». В речи таких детей нередки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций. Возможности понимания речи также ограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.

   В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и  бурное развитие речи. Они с удовольствием  слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.

   Особенности интонационной стороны речи также  отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости  голоса, речь воспринимается окружающими  как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.

   Таким образом, независимо от уровня развития речи, при аутизме впервую очередь страдает возможность использования ее с целью общения. Кроме того, следует подчеркнуть, что отклонения от нормального онтогенеза наблюдаются уже на стадии прелингвистического развития. Спектр речевых расстройств варьирует от полного мутизма до опережающего (по сравнению с нормой) развития.

   Также, детский аутизм проявляется в  невербальной коммуникации.

   Подготовительный  этап будет протекать аномально, если отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, а это не может не сказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации, а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.

   Таким образом, уже на ранних этапах развития у детей с аутизмом имеют место  признаки искажения специфических  врожденных поведенческих паттернов, характерных для нормальных детей. 

   Литература

  1. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2004.
  2. Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. – 2003.
  3. Красноперова М.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». – 2004.
  4. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004.

Информация о работе Речевая деятельность у детей с аутизмом