Роль коллектива в социальной адаптации подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 08:49, доклад

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те её аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость в современном образовании в свете её новой парадигмы.

Вложенные файлы: 1 файл

роль коллектива в социальной адаптации подростка.docx

— 27.16 Кб (Скачать файл)

Роль коллектива в социальной адаптации подростка.

                                                                    

 

"Не думайте,  что вы воспитываете ребенка 
 тогда, когда с ним разговариваете или поучаете.  
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни даже тогда, когда вас нет ..."  
А.С. Макаренко

 

Воспитание - категория  вечная.

Все лучшее в детстве дается воспитанием. Дело в том, что не воспитания вообще нет. Педагог постоянно воспитывает  ребенка своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Л.Н. Толстой утверждал "Исправить самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей..."

Цель данной работы заключается  в том, чтобы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те её аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость в современном образовании в свете её новой парадигмы.

Начиная рассмотрение истории  коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что  бы с точностью знать предмет  рассмотрения.

Само слово коллектив  происходит от латинского «collectivus» и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллективы бывают разными: трудовыми, военными, спортивными и ученическими.

Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывается постепенно, по мере осознания его  роли в жизни и развитии ребенка. Еще Я.А. Коменский(1592-1670), в «Великой дидактике» поднимал значимость влияния детей друг на друга и советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными» [1] . Ян Амос Каменский резко отличался своими взглядами на обучение и воспитание от своих современников. В его трудах было закреплено большое количество принципов антагонистических его времени, но утвердившихся и живущих в наше время.

А. С. Макаренко принадлежит  заслуга создания учения о коллективе. По его мнению, наилучшие условия  для общения и обособления  создаёт коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности, отношениях сотрудничества и взаимной помощи. Таким образом, принцип воспитания личности в коллективе обусловлен объективными закономерностями развития ребёнка.

Он сформулировал закон  жизни коллектива: движение - форма  жизни коллектива, остановка - форма  его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной  зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Педагогические положения  А.С. Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых  условиях, когда речь идет о воспитании человека[2]. Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали и нравственности.   Процесс формирования и развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

«Человек многое черпает  в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовного  богатого мира, составляющих его людей» В.А. Сухомлинский [7].

Рассмотрим процесс организации коллективной жизнедеятельности – как способ существования воспитательной организации, пространства осуществления социального воспитания и адаптации.

Процесс социальной адаптации —  это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем  путем использования принятых способов социального поведения, действия. В  этом процессе есть две характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.

Объективный процесс социальной адаптации  заключается в том, что человек  со дня своего рождения приобретает  различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой  смерти идет непрерывный процесс  усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие  принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а также  различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно связан не с общественным положением человека или половозрастными особенностями, а с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами  социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется  активизирующая роль человека, его  желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.

Процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов  и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.

В современном образовательном  пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношения в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитатели нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другим, обществом, природой, человеческой деятельностью».

Говоря о социализации, мы ставим задачу привить определенные знания и навыки социального характера. Требуется научить детей умению самостоятельно реагировать на возникшую социальную ситуацию при выходе из училища.

Формой обучения бытовой ориентации является организация практических занятий:

  1. Выход в город, экскурсии в музеи требуют коллективной организованности, сплоченности действий и принятия общего решения, удовлетворяющего каждого члена коллектива;
  2. Еженедельный трудовой десант, городской субботник основывается на принципе «сделал сам – помоги товарищу»;
  3. Беседа на тему «Моя комната – мой характер», прослеживается гигиеническое воспитание как элемент культуры поведения.
  4. Ежедневная проверка внешнего вида кадет и порядка в комнатах и личных вещах. На курсе в каждом классе создан комитет ПИК (порядок и контроль), ответственные кадеты оказывают помощь в организации и проведении наведения порядка на закрепленной территории.

Формирование умений, навыков, привычек общественного поведения:

  1. Проведение ежедневных инструктажей по технике безопасности;
  2. Развитие самоконтроля путем требования выполнения распорядка дня, соблюдения режимных моментов, следования правилам поведения, прописанных в  Уставе училища.

Нравственное воспитание и культура поведения:

  1. Проведение индивидуальных и/или групповых занятий, бесед на тему: «Культура общения с взрослыми и сверстниками», «Конфликты и пути их решения», «Что такое толерантность», информационный вестник, посвященный Международному дню солидарности молодежи (раскрытие  понятий «Что такое солидарность?», «Что значит быть солидарным?»), классный час «Твори добро на всей Земле», приурочен ко Дню мецената и благотворителя (формирование у кадет  понятия «благотворительность»; развитие умения анализировать различные виды информации, о деятельности известных благотворителей;  воспитание кадет на идеях и примерах благотворительности).

Необходимо формирование эстетического  воспитания, которое связано с восприятием и пониманием ими прекрасного.

  1. Экскурсии в Краеведческий музей, по историческим местам г. Оренбурга;
  2. Наблюдения за тайнами природы – в рамках классных часов: «По страницам  Красной книги» (мероприятие направлено на расширение представления кадет об экологических законах, способствует воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формированию негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы; побуждает кадет к участию в природоохранительных мероприятиях, к пропаганде экологических идей);
  3. Участие кадет класса в конкурсе декоративно-прикладного искусства «В духе Фаберже»;

Гражданско-патриотическое воспитание, приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формирование основ национального самосознания.

  1. Участие кадет класса в литературно-музыкальной композиции посвященной Дню Победы (3 место на курсе);
  2. Участие кадет класса в смотре строя и песни (3 место на курсе);
  3. Посещение тружеников тыла Булатовых Александра Илларионовича и Анны Ивановны, навещая их, мы не только перенимаем опыт, знакомимся с историей, узнаем много нового о ВОВ из первых уст, но и оказываем им свое уважение,  заботу и внимание;
  4. Сочинение на конкурс в следственный комитет «О труженике тыла».    

Подводя итог,  хочется отметить, что спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально-значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды.

Исходя из выше сказанного, можно  сделать вывод, что именно эти  формы обучения наиболее всего подходят к закрытому типу общеобразовательного учреждения, каковым и является наше училище.

 

 

Литература:

1. Я. А. Коменский  „Великая Дидактика" Изд.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939.

2. А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. – Н.Новгород: НГПИ, 2006.С. 85. 

3. Макаренко А. С.  О воспитании. – М., 1988. С. 64.

4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. В 2 – х кн. Кн. 2.- М., 2001.С. 138.В.А.

5. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М., 1993.С. 327

6. Сластёнин В. А. Педагогика. -  М., 2005. С. 216.

7. Сухомлинский Сердце отдаю детям. Изд.: Народная асвета, 1982.

8. История социальной педагогики: Хрестоматия - учеб.: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 

 


Информация о работе Роль коллектива в социальной адаптации подростка