Роль фольклора в умственном развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:25, доклад

Краткое описание

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Вложенные файлы: 1 файл

этнопедагогика.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образования  и науки Челябинской области

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

Златоустовский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

ПО ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

 

 

«Роль фольклора  в умственном развитии детей»

 

 

 

 

                                                                                         Группа: 32

Пфафенрот Ю.В

 

 

 

 

 

Златоуст 2012 г

   Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. 
   Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость. 
   Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника.                       И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Одна из центральных  задач педагогики раннего детства -изучение ранних

проявлений  интеллектуальной жизни, а также  поиск эффективных методов и

приемов подхода  к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт.

   Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

   Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

   По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной

восприимчивостью.  У  ребенка  интенсивно формируется  наглядно-образное

мышление и  воображение, развивается речь, психическая  жизнь обогащается

опытом, возникает  способность воспринимать мир и  действовать по

представлению. Появление  некоторых обобщенных знаний о предметах  и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

   В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

   Фольклор - одно из действенных  и ярких  средств  ее,  таящий  огромные

дидактические   возможности.   Знакомство   с  народными произведениями

обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к  окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

   Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и

место фольклора в современной  педагогике раннего детства. Отмечается, что

фольклор - действенный метод  гуманизации воспитания с первых лет жизни

ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического  воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает разработку   этой   проблемы,   связанной   с использованием   малых   форм фольклора   в   развитии познавательной     активности     детей,

формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству.

   Целенаправленное  и  систематическое  использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент    психофизического    благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

   Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

   Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

   Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное.           Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.

   Особенности   детской   психики,   мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для  детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и

задачи воспитания и обучения их, известны средства и  пути воздействия   на

юные   поколения   совокупность   и взаимозависимость  их и дают, что следует назвать народной педагогикой» .

   Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

   Содержание   небольших   произведений   народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на          Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

   Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для

пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

индивидуальности  малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

   Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.

   Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.   Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы   артистичности,   индивидуальности   в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые

занятия будут  проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.

   Педагог   должен   знать   уровень   развития   своих воспитанников и

преподносить  произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

   При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом,   устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

   На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

   Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста,

необходимо  учитывать, чтобы они отражали все  стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

   Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

   Вот проснулся петушок,

   Встала курочка.

   Подымайся, мой дружок,

   Встань, мой Юрочка. или:

   Кто у нас хороший?

   Кто у нас пригожий?

   Ванечка - хороший!

   Ванечка - пригожий!

Нельзя забывать, что словарный запас детей  раннего возраста не велик,

реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны

соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они

произносятся  воспитателем, должна быть понятна  детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

   Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

   Киска, киска, киска, брысь!

   На дорожку не садись.

   На деточка пойдет,

   Через киску упадет! или:

   Встань, малыш, еще разок,

   Сделай маленький шажок,

   Топ,топ!

   Ходит мальчик наш с трудом,

   Первый раз обходит дом,

   Топ, топ!

   Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

   Травка - муравка, сосна поднялась,

   Птица - синица за зерна взялась,

   Зайка - за капустку, мышка - за корку,

   Детки - за молоко.

   или:

  Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

   При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

  

   Вот и люди спят,

   Вот и звери спят.

   Птицы спят на веточках,

   Лисы спят на горочках,

  Зайцы спят на травушке,

   Утки на муравушке,

   Детки все по люлечкам...

   Спят - поспят, всему миру спят велят.

   Во время одевания на прогулку:

   Вот они, сапожки:

   Этот с левой ножки,

   Этот с правой ножки,

   Если дождичек пойдет,

   Наденем калошики;

   Этот - с правой ножки,

   Этот - с левой ножки.

   Вот так хорошо!

Простота и  мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

   Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей    дружелюбия, доброжелательности,    чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

   Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве

   «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».

   В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек  мочить.

   В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать  не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у  пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке, Тут сидят два голубочка.

У них шейки  голубые,

У них перья  золотые.

    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам,  животным,  людям.  Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Информация о работе Роль фольклора в умственном развитии детей