Самовоспитание как процесс и результат воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

В современном обществе создана широкая сеть государственных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осуществляется планомерно и по определенной системе, по специальным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность, систематичность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ.
- Самовоспитание
- Правила способствующие самовоспитанию
- Интеллектуальное самовоспитание
- Этическое самовоспитание
- Физическое самовоспитание
- Психологическое самовоспитание.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

СРЕДНЕРУССКИЙ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Педагогика» 

 на тему «Самовоспитание как процесс и результат воспитания».

 

 

 

 

                                    Выполнила студентка  1 курса

                            направления психологии

                                                       ___________

             группы Пм-13

                             формы обучения заочной        

                                                      Принял преподаватель ____________

                                                   

           

 

Обнинск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. САМОВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ.

- Самовоспитание

-  Правила способствующие самовоспитанию

-   Интеллектуальное  самовоспитание

-   Этическое самовоспитание

 -   Физическое самовоспитание

-   Психологическое  самовоспитание.

     3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     4.  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки- это то, что она изучает. Предмет педагогики - воспитание.  Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

       В современном обществе создана широкая сеть государственных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осуществляется планомерно и по определенной системе, по специальным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность, систематичность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание.

       В неразрывной взаимосвязи с воспитанием находится самовоспитание, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности, а так же, оно тесно переплетается с обучением, потому что многие задачи воспитания достигаются непосредственно в процессе обучения.

       Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция - познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

       Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье.

САМОВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС  И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ.

       Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. 
       Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью. 
       Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. 
«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории. 
       В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: 
- в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; 
- в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; 
- в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; 
в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п. 
Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

    Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил»(Г. Сент-Джон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Воспитание достигает своей цели, если переходит в самовоспитание.





 



 

 

 

 

 

 

1. «Что назначено непременно  исполнить, то исполняй, не смотря ни на что»

2. «Что  исполняешь, исполняй хорошо»

3. «Никогда  не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить»

4. «Заставь  постоянно ум твой действовать  со всею ему возможной силою»

(Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., М.-Л., ГИХЛ, 1934. Т.46, с.15).

1. «Спокойствие совершенное, по  крайней мере, внешнее»

2. «Прямота в словах и поступках»

3. «Обдуманность действий»

4. «Решительность»

5. «Не говорить о себе без  нужды ни одного слова»

6. «Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не  то, что случится»

7. «Каждый вечер добросовестно  давать отчет в своих поступках»

8. «Не хвастать ни тем, что  было, ни тем, что есть, ни тем,  что будет» 

(К.Д.Ушинский. Собр.соч., М., изд. АПИ РСФСР, 1952. Т.11. с.27.).





Самовоспитание.

       Самовоспитание - сознательная, целенаправленная самостоятельная  деятельность человека, ведущая  к реализации, развитию и совершенствованию  его личности. Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.

Этапы процесса самовоспитания. Самовоспитание начинает с:

-  осознания потребности изменить себя,

- усовершенствовать свои  личностные качества;  

- самоанализа и самооценки  своих личностных качеств;  о

- пределения цели и плана собственной деятельности по самоизменению;  

- подбора методов, приемов,  форм и средств деятельности  по самосовершенствованию Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.   Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

       Требования к самому себе и качества, которые личность стремится выработать, в первую очередь определяются условиями жизни. Поэтому содержательная сторона самовоспитания очень часто зависит от общественно-исторических условий, в которых живет человек.

      В мире  существует единодушное мнение  о том, что нравственный идеал  побуждает к подражанию, для самовоспитания  нужен эталон нравственно воспитанной  личности, который должен соответствовать  следующим показателям:

- трудолюбие;

- творческое отношение к труду;

- высокая культура поведения.

      Уже в подростковом возрасте происходит знакомство с самокритикой, самоубеждением, самовнушением как формами самовоспитания. Позже появляется стремление к нравственному и физическому самоусовершенствованию. Факторами, которые закаляют волю, повышают сознательность человека, а также способствуют формированию правильных взглядов на действительность, являются осознанное преодоление препятствий на пути к идеалу и целям, соревнование с другими индивидами в достижении таких целей, критическая оценка своего поведения, непримиримость к собственным недостаткам.

       Формирование процесса качеств личности путем самовоспитания начинается в семье, в учебном коллективе, а результат данного процесса закрепляется и проверяется практикой жизни.

       В современной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

       По своей сущности профессиональное самовоспитание - явление социальное. Оно определяется рядом объективных социальных условий: требованиям общества, системой педагогических воздействий, которым подвергается человек в процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Под влиянием этих условий человека создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели, которыми человек руководствуется в целенаправленной работе над собой.          

       Профессиональное самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного самосовершенствования человека, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию. Самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к профессиональному самовоспитанию.

       Работа по нравственному  самовоспитанию результативна при  системном подходе, предполагающем  педагогическую диагностику; использование  разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные  и внутри коллективные отношения;  интенсивное привлечение к деятельности  с учетом имеющихся у себя  положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение,   самоосуждение).

       В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

 

Правила способствующие самовоспитанию:

I.  Пять “надо”:

        1. Всегда помогать  родителям.

        2. Выполнять  требования учителей учиться  добросовестно.

        3. Быть честным.

        4. Подчинять  личные интересы коллективным.

        5. Всегда и  всюду проявлять добросовестность.

II.  Пять “можно”:

        1. Веселиться  и играть, когда работа сделана  на “отлично”.

        2. Забывать  обиды, но помнить, кого и  за что ты обидел сам.

        3. Не унывать  при неудачах; если упорен, все  равно получится !

        4. Учиться  у других, если они лучше тебя  трудятся.

Информация о работе Самовоспитание как процесс и результат воспитания