Самотоятельная аудиторная и внеаудиторная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Основная задача организации СРС заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального пассивного выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная.docx

— 17.59 Кб (Скачать файл)

 

 

«Самостоятельная аудиторная и

внеаудиторная работа  студентов»

 

       Важным аспектом профессиональной деятельности педагога является  организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Этот вид деятельности способствует повышению качества подготовки студентов по дисциплине, формированию интереса к изучаемому предмету, развитию творческого потенциала личности студента, формированию у студента навыков самообразования на основе базовых знаний, полученных в процессе обучения.

Самостоятельную работу следует рассматривать как  форму организации учебной деятельности, носящей управляющий характер, а  суть самостоятельной работы заключается  в решении учебно-познавательных задач.

Согласно  типовому положению об образовательном  учреждении среднего профессионального  образования самостоятельная работа является одним из видов учебных  занятий студентов. Объем времени на самостоятельную внеаудиторную работу находится в пределах 29-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.

 В  учебном процессе колледжа выделяют  два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Самостоятельная аудиторная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Очень важно с первого курса давать студентам не только базовые знания по предметам, но и научить их работать самостоятельно, т.е. научить учиться, что является основой высокой успеваемости. Кроме этого, необходимо правильно подбирать и использовать формы организации самостоятельной работы, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности студентов, уровень школьной подготовки. Самостоятельная работа должна быть систематической и контролируемой.

 Формы самостоятельной работы в аудитории:

  1. подготовка и участие в семинарских занятиях;
  2. подготовка сообщений по определенным темам;
  3. составление и заполнение таблиц по определенным темам при работе с учебником;
  4. выделение главного и представление его в виде тезисов или в кратком изложении при  работе с материалом учебника;
  5. составление тестовых заданий  по изученному материалу, что дает возможность студентам закрепить свои знания, а преподавателям проконтролировать их умения и навыки;
  6. групповые формы самостоятельной работы студентов (на уроках истории, обществознания и др.);
  7. составление кроссвордов, вопросам к темам, решение задач и т.д.  

Правильно организованная самостоятельная работа на уроке позволяет разгрузить аудиторные часы, повысить интерес к изучаемым дисциплинам, сделать учебный процесс более содержательным и интересным. Применение форм самостоятельной аудиторной работы на первых курсах развивает навыки подготовки и участия в семинарских занятиях, которые пригодятся им на старших курсах.

Одним из основных направлений деятельности преподавателя и методической комиссии в колледже является организация  внеаудиторной работы студентов, которая  выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного  участия.

Перед выполнением  студентами самостоятельной внеаудиторной  работы преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, проводится инструктаж по выполнению задания, который включает в себя: цель задания, содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, критерии оценки. Результативность самостоятельной  внеаудиторной работы зависит от качества контроля за деятельностью студентов и уровня их самоконтроля. Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия, может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Существенную помощь в проведении самостоятельной работы студентов на сегодняшний день оказывает использование новых информационных технологий или средств (НИТ). Применение НИТ в качестве инструмента и помощника в самостоятельной работе может быть как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

Варианты  применения НИТ в самостоятельной  работе:

  1. обучающие программы различных видов, которые предоставляют студенту возможности для самопроверки, закрепление полученных знаний, формирование определенных умений и навыков, что во много раз повышает эффективность обучения;
  2. использование различных электронных энциклопедий;
  3. использование глобальных компьютерных сетей, например, Интернета;
  4. использование электронной почты;
  5. перспективной является система дистанционного обучения, элементы которой мы можем использовать при работе со студентами, находящимися на индивидуальном обучении. Дистанционное обучение по своей сути направлено на организацию продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося. Специфическая особенность данного вида обучения состоит в том, что в процессе учения обучающиеся активно самостоятельно работают со средствами информатизации при отсутствии педагога.

Направления внеаудиторной работы:

  1. исследовательская деятельность способствует формированию исследовательских навыков, где студент выступает активным добытчиком информации;
  2. участие в разнообразных конкурсах;
  3. организация экскурсий;
  4. написание курсовых работ;
  5. участие в олимпиадах и т.д.

       Рассмотрев основные направления и формы самостоятельной работы, можно сделать вывод, что она, без сомнения, способствует развитию познавательной активности студентов. А чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность учебного процесса. В связи с этим самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа должна стать неотъемлемым компонентом этого процесса, ведущего к формированию личностных новообразований, умению творчески учиться, перерабатывая научные знания и социальный опыт, адаптируя их к потребностям повседневной жизни.

 

 


Информация о работе Самотоятельная аудиторная и внеаудиторная работа