Связь педагогигики с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:01, реферат

Краткое описание

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, тем не менее не может существовать обособленно от других наук и прежде всего биологических наук и медицины, составляющих ее естественно-научный базис.

Вложенные файлы: 1 файл

Связь педагогики с другими науками.doc

— 28.50 Кб (Скачать файл)

Связь педагогики с другими науками

1.6.1. Естественно-научный  базис педагогики

 

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, тем не менее  не может существовать обособленно  от других наук и прежде всего биологических наук и медицины, составляющих ее естественно-научный базис.

 

Особое  значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения детей, разработки режимов их труда и  отдыха имеют возрастная физиология наука об особенностях строения и функционирования организма человека в процессе онтогенеза – и школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

 

 

Связь педагогики с медициной привела к созданию кор-рекционной (специальной) педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии. Коррекционная педагогика интенсивно развивает научные основы построения системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии и оказания ранней комплексной медико-психологической помощи. Центральная проблема коррек-ционной педагогики связана с поиском путей передачи ребенку, имеющему нарушения в своем развитии, социального и культурного опыта человечества, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения, специфических медико-психологических и педагогических воздействий.

 

Фундаментальные работы русских физиологов И.М. Сеченова (1829–1905) и И.П. Павлова (1849–1936) в области физиологии, в частности, исследования нервно-психического развития человека, оказали значительное влияние на формирование мировой психолого-педагогической мысли. На основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, которое отличает строгое причинное объяснение механизмов и закономерностей поведения живых существ, разрабатывался широкий круг педагогических проблем, связанных с формированием навыков, развитием памяти и внимания, выявлением особенностей динамики познавательных и эмоциональных процессов.

 

Труды И.П. Павлова стимулировали выдвижение отечественными учеными новых идей в исследованиях психических  функций, стали источником основанного Д. Уотсоном (1878–1958) и Э. Торндайком (1874–1949) бихевиоризма – направления в психологии, возникшего в начале прошлого века, которое рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения (от англ. behaviour – «поведение»). На первый план в бихевиоризме выдвигалось исследование научения, которое определялось как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул – реакция» принималась за единицу поведения. При этом выдвигалось предположение о том, что знание природы стимула позволяет предвидеть характер реакции, и, наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле.

 

В наши дни  прикладные традиции бихевиоризма продолжаются в программированном обучении. Идея программированного обучения, предложенная в середине XX в. американским психологом Б. Скиннером (1904–1990), основывается на предположении о возможности организации процесса обучения по заранее разработанной программе, которая предписывает алгоритм действий как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Считается, что эффективность программированного обучения определяется степенью учета программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфических закономерностей процесса обучения при реализации этих требований.


Информация о работе Связь педагогигики с другими науками