Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:52, реферат
Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу.
Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера», это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Специфика педагогики как науки 5
2. Категориальный аппарат педагогики 11
3. Связь педагогики с другими науками 14
3.1. Педагогика и философия 14
3.2. Педагогика и социология 18
3.3. Педагогика и этика 20
3.4. Педагогика и психология 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
СОДЕРЖАНИЕ
Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу.
Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера», это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».
Нужно отметить, что каждый
человек опытным путем
Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции). Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).
Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.
А согласно третьей концепции – педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Актуальность данной темы заключается в том, что связь педагогики с другими науками помогает лучше понять человека, а значит, его воспитание и образование может улучшиться, подняться на новый уровень.
В качестве предмета взята сама наука педагогика, а за объект выбрана связь педагогики с другими науками.
Цель настоящей работы – рассмотреть связь педагогики с другими науками.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Описать особенности педагогики как науки.
2. Рассмотреть категориальный аппарат педагогики.
3.Охарактеризовать связь педагогики с другими науками: философией, социологией, психологией и этикой.
Структура работы состоит из введения, трех пунктов, заключения и библиографического списка.
Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в
понятие образования включены
не только знания, навыки и
умения как результат обучения,
но и умения критически
Образование – это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности [8].
Педагогика как наука имеет ряд признаков:
Педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).
Таким образом, педагогика – это наука о воспитании человека. Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса [1].
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком – учителем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
Объект педагогики – изучение человека. Аспекты изучения –педагогические явления (происходящие в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающие решение определенных педагогических целей и задач) и педагогические факты (сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений).
Предмет педагогики – педагогический процесс (целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности) [7].
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики также предлагает три уровня реализации:
Далее рассмотрим структуру науки педагогики.
В свете современных исследований педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. В целом, структура педагогики выглядит следующим образом.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Это молодая отрасль педагогики. Она взаимодействует с психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – особая наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.
Педагогика школы. Самая
разработанная часть
Педагогика профессионально-
Педагогика высшей школы. Специфика её в том, что обучение в ВУЗах осуществляют представители высшей квалификации – доктора наук, создатели инновационных технологий, разработчики профессиональных концепций.
Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, особенности и условия повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
Военная педагогика. Вскрывает закономерности и разрабатывает принципы и методы, формы и средства обучения военнослужащих всех органов.
Выделяют также социальную
педагогику (область внешкольного образования
детей и взрослых); андрагогику (изучающую
особенности образования
Педагогическая наука развивается не изолировано от других наук о человеке. Педагогика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической), с физиологией, гигиеной, валеологией (наукой о здоровье). Также педагогика связана с философией, медициной, социологией и лингвистикой.
Таким образом, педагогика – это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. Термином «педагогика» обозначается две области человеческой деятельности, направленной на образование: педагогическая наука и педагогическая практика.
Объект педагогической науки – сфера обучения и воспитания людей; предмет – закономерности процессов, происходящих в этой сфере.
Объект педагогической практики – взаимодействие участников педагогического процесса, а предмет – способы взаимодействия.
Образование – это процесс, в котором осуществляется обучение, развитие и воспитание участников педагогического процесса. Образование – это многоаспектный феномен.
Основные контексты, в которых можно рассматривать образование:
Основные задачи, решаемые педагогической наукой:
1. Изучение закономерностей в областях обучения, воспитания и развития человека.
2. Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности (изучение опыта учителей-новаторов). Инновации в образовании — это новые подходы к содержанию, формам, методам, средствам образовательного процесса с учетом специфики современных условий.
3. Разработка новых методов, средств, форм обучения и управления образовательным процессом.
4. Прогнозирование образования на ближайшее будущее.
5. Внедрение новых педагогических исследований в практику образования.
В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение, представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.