Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:58, реферат
Сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие ребёнка
- это развитие его восприятия и
формирование представлений освойствах
предметов и явлений
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности.Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при участии всех органов чувств (глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного развития сенсорики необходима тренировка с самого раннего возраста.
Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки ( сенсорные эталоны ), с помощью которых можно сравнивать предметы.
Сенсорный эталон
- это общепринятые образцы
Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.
В процессе восприятия ребёнок
накапливает зрительные, вкусовые,
слуховые, двигательные, осязательные,
обонятельные образы. Закрепить образы
предметов помогает номинация. Если
образ предмета закреплён словом,
его можно вызвать в
Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатки впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", который приводит к задержкам общего развития.
Выделяют следующие виды сенсорных ощущений:
- зрительный гнозис
- слуховой гнозис
- осязательный гнозис
- обонятельный гнозис
- вкусовой гнозис
Чувственный опыт ребёнок приобретает в процессе предметной деятельности, при этом он использует следующие способы действий:
- хаотические действия, в
процессе которых он действует
с предметом независимо от
его функционального значения (стучит,
хватает, бросает, тянет в рот.
- метод проб и ошибок,
при этом ребёнок в процессе
обследования предмета
- практическое примеривание,
осуществляет во внутреннем
- зрительное соотнесение,
ребёнок смотрит на фигурку,
потом ищет глазами
Развитие зрительного гнозиса
Цвет
Цвет один из значимых свойств предмета. Цвет нельзя выделить практическими действиями, как форму или величину.
К сенсорным эталонам в области восприятия цвета относят хроматические цвета (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, голубой) и ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого).
Среди хроматических цветов красный, жёлтый, синий - чистые цвета, все же остальные цвета получаются при смешивании двух красок ( например, зелёный цвет можно получить путём смешивания жёлтой и синей красок).
Знакомство с цветом начинают с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зелёног. Когда дети научатся различать указанные цвета, то переходить к белому, чёрному, оранжевому и фиолетовому.
Основные этапы работы при знакомстве с цветом:
1. Различение по принципу "такой - не такой".
2. Зрительное сотнесение цветов.
3. Закрепление представлений о цвете в слове.
Более подробно методика работы с понятием "цвет" изложена в кабинете дефектолога (материалы к занятиям).
Форма
Форма - это внешнее очертание предмета.
К сенсорным эталонам относят плоскостные фигуры: круг, квадрат, трапеция, прямоугольник, овал, многоугольник; и объёмные геометрические тела: куб, шар, параллелепипед ("кирпичик"), эллипсоид ("яйцо"), цилиндр, конус.
Начинать знакомство с формой следует с шара и куба (паралельно с круга и квадрата). Дети узнают о том, что шар круглый, его можно катать, он не колет ручки, а куб наоборот - колет ручки, у него есть углы, его нельзя катать, зато можно строить башню (1 - 2 года). На данном этапе хорошо поиграть в "волшебный мешочек" - в мешок насыпать кубики и шарики - ребёнок на ощупь должен доставать заданную фигуру (3 - 4 года).
При знакомстве с кругом и квадратом необходимо также подключать чувственный опыт: пальчиком не отрывая руки обводить круг; показывать уголки у квадрата и обводить пальчиком отрывая его на каждой стороне квадрата (3 - 4 года). Для подкрепления следует ввести элемент конструирования - составить квадрат из палочек (4 - 5 лет).
После того, как малыши усвоят данные формы, их знакомят с остальными, используя весь набор тактильных, кинетических и других ощущений.
При знакомстве с формой необходимо придерживаться определённой последовательности:
1. Практические действия (1 -2 года)
предполагается использование
определённых дидактических игр (доски
Сегена, рамки Монтессори, "почтовые
ящики" - коробочки различного вида
с отверстиями разной формы). На данном
этапе ребёнок оперирует
2. Зрительное восприятие формы (2 - 3 года).
Ребёнка знакомят с эталонами плоских, а затем объёмных фигур без запоминания их названий и без практических действий с ними.
3. Запоминание эталонов
геометрических форм и их
Величина
Величина - это значимое свойство
предмета (размер, объём, протяжённость),
которое измеряется путём сравнения
с другими объектами либо с
помощью специальных
Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с шишкой.
Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов.
При обучении необходимо соблюдать ряд правил:
- Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).
- Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.
- Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект - средний.
- Параметры величины озвучивать
словами и подкрепляющими
- Сначала величину обозначают
словами "такой - не такой",
затем большой - маленький и
только потом используются
Последовательность знакомства с величиной:
1. Практические действия.
Выполняя игровые действия с предметами и игрушками, ребёнок начинает понимать, что от умения определять величину, зависит итог игры и величина становится для него значимым признаком.
2. Зрительное восприятие
величины (1,5 - 3 года) и сравнение
путём наложения и
3. Использование знаний о величине в повседневной жизни и на занятиях (после 3-х лет). Использование специальных мер для измерения величины.
Количество
Количество - это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира сос тороны числа, объёма.
В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "поровну", "ни одного" (пусто).
В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением.
Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке... На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами..... На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски...)
Расположение в пространстве
Пространство - это промежуток между объектами, в который можно что-нибудь поместить. В процессе изучения окружающего мира, ребёнок с младенчества осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его.
Более подробно данная категория описана в кабинете дефектолога.
Развитие слухового гнозиса
Слух - это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо.
Развитие слуха у ребёнка
проходит в двух направлениях: с
одной стороны, развивается восприятие
окружающих неречевых звуков (, с
другой - восприятие звуков человеческой
речи - фонематический слух. Каждое из
направленийимеет огромное значение для
развития ребёнка и активно развиваются
начиная с младенческого
Фонематический слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от других голосов. Лепет - активное проявление собственно фонематического слуха. Наиболее активно развитие и формирование фонематического слух происходит в возрасте 5 - 6 лет.
С первых дней жизни необходимо
развивать слуховое внимание - умение
сосредоточиться на звуке. Данная способность
не появляется сама по себе, её необходимо
развивать с первых лет жизни.Специальное
обучение поможет ребёнка в дальнейшем
лучше ориентироваться в
Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи - одна из важнейших способностей человека. Без неё нельзя научиться понимать речь, а ведь речь - это основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо для овладения ребёнком языковых норм, выразительности речи.
В конце июля ожидайте материал
о формировании фонематического
слуха и фонематического
Развитие осязания
Осязание - это ощущение холода, тепла и других ощущений при прикосновении кожи к чему либо.
Осязание относится к одному из способов восприятия окружающего мира и осуществляется с помощью рецепторов, расположенных на коже.
При помощи осязания ребёнок познаёт такие свойства предметов и окружающих явлений, как температура, фактура, плотность, влажность и т.д.
Необходимо учесть, что осязание в чистом виде даёт неполную информацию о предмете: оно является дополнительной информацией к той, что получена посредством зрения и слуха.
Главным инструментом осязания являются руки. Когда ребёнок ощупывает предмет ладонями и пальцами, он получает необходимую информацию о предмете.
При развитии осязания решаются и другие важные задачи для полноценного развития ребёнка:
- развитие хватания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие чувствительности пальцев рук;
- знакомство с различными материалами.
Развитие тактильных ощущений
можно проводить как в