Сенсорное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

Сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное развитие.docx

— 17.77 Кб (Скачать файл)

Сенсорное развитие  

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и  формирование представлений освойствах предметов и явлений окружающего  мира.

Познание окружающего  мира начинается с восприятия предметов  и явлений окружающей действительности.Поэтому  нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при участии  всех органов чувств (глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта  и носа).  Но наличие органов  чувств лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного развития сенсорики необходима тренировка с самого раннего возраста.

Учить ребёнка только различать  свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение  выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для  этого существуют мерки (  сенсорные   эталоны ), с помощью которых можно  сравнивать предметы.

 Сенсорный   эталон  - это общепринятые образцы внешних  свойств предметов.

 Эталоны  цвета - семь цветов спектра;  эталоны   формы - геометрические фигуры;  эталоны  величины - метрическая  система мер;  эталоны  вкусового  восприятия - четыре основных вкуса  (солёный, сладкий, кислый, горький)  и т.д.

В процессе восприятия ребёнок  накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплён словом, его можно вызвать в представлении  ребёнка и через некоторое  время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово-название.

Обеспечивая приток новых  ощущений, сенсорное воспитание также  способствует общему физическому и  психическому развитию малыша. При  недостатки впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", который  приводит к задержкам общего развития.

Выделяют следующие виды сенсорных ощущений:

- зрительный гнозис

- слуховой гнозис

- осязательный гнозис

- обонятельный гнозис

- вкусовой гнозис

Чувственный опыт ребёнок  приобретает в процессе предметной деятельности, при этом он использует следующие способы действий:

 

- хаотические действия, в  процессе которых он действует  с предметом независимо от  его функционального значения (стучит, хватает, бросает, тянет в рот...). Такие действия присущи младенцам  и детям с различными нарушениями  развития.;

- метод проб и ошибок, при этом ребёнок в процессе  обследования предмета осуществляет  большое количество проб и  ошибок, фиксируя правильные действия. Например: если ребёнку предложить  доску Сегена, то он поочереди  будет пытаться вставить фигурку  в каждое углубление, пока не  найдёт верное.;

- практическое примеривание, осуществляет во внутреннем плане,  в ходе него ребёнок сравнивает  свойства предметов при их  непосредственной близости в  соответствии с результатами  примеривания. при работе с доской  Сегена, ребёнок поочерёдно прикладывает  фигурку рядом с каждым углублением,  не пытаясь вставить и лишь  найдя правильный "домик" ставит  её на место.

- зрительное соотнесение,  ребёнок смотрит на фигурку,  потом ищет глазами соответствующее  углубление и вставляет фигурку  на её место. Более сложный  вид действий при котором малыш  сравнивает свойства предметов  на расстоянии при помощи зрения.

Развитие зрительного  гнозиса

Цвет

Цвет один из значимых свойств  предмета. Цвет нельзя выделить практическими  действиями, как форму или величину.

К  сенсорным   эталонам  в области восприятия цвета относят  хроматические цвета (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, голубой) и ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого).

Среди хроматических цветов красный, жёлтый, синий - чистые цвета,  все же остальные цвета получаются при смешивании двух красок ( например, зелёный цвет можно получить путём  смешивания жёлтой и синей красок).

Знакомство с цветом начинают с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зелёног. Когда дети научатся различать указанные цвета, то переходить к белому, чёрному, оранжевому и фиолетовому.

Основные этапы работы при знакомстве с цветом:

1. Различение по принципу "такой - не такой".

2. Зрительное сотнесение  цветов.

3. Закрепление представлений  о цвете в слове.

Более подробно  методика  работы с понятием "цвет" изложена в кабинете дефектолога (материалы  к занятиям).

Форма

Форма - это внешнее очертание  предмета.

К  сенсорным   эталонам  относят плоскостные фигуры: круг, квадрат, трапеция, прямоугольник, овал, многоугольник; и объёмные геометрические тела: куб, шар, параллелепипед ("кирпичик"), эллипсоид ("яйцо"), цилиндр, конус.

Начинать знакомство с  формой следует с шара и куба (паралельно с круга и квадрата). Дети узнают о том, что шар круглый, его  можно катать, он не колет ручки, а куб наоборот - колет ручки, у  него есть углы, его нельзя катать, зато можно строить башню (1 - 2 года). На данном этапе хорошо поиграть в "волшебный  мешочек" - в мешок насыпать кубики и шарики - ребёнок на ощупь должен доставать заданную фигуру (3 - 4 года).

При знакомстве с кругом и  квадратом необходимо также подключать чувственный опыт: пальчиком не отрывая  руки обводить круг; показывать уголки у квадрата и обводить пальчиком  отрывая его на каждой стороне  квадрата (3 - 4 года). Для подкрепления следует ввести элемент конструирования - составить квадрат из палочек (4 - 5 лет).

После того, как малыши усвоят данные формы, их знакомят с остальными, используя весь набор тактильных, кинетических и других ощущений.

При знакомстве с формой необходимо придерживаться определённой последовательности:

 

1. Практические действия (1 -2 года)

предполагается использование  определённых дидактических игр (доски  Сегена, рамки Монтессори, "почтовые ящики" - коробочки различного вида с отверстиями разной формы). На данном этапе ребёнок оперирует словами "такой - не такой", не называя форму  предметов.

2. Зрительное восприятие  формы (2 - 3 года).

Ребёнка знакомят с  эталонами  плоских, а затем объёмных фигур  без запоминания их названий и  без практических действий с ними.

3. Запоминание  эталонов  геометрических форм и их названий, использование этих знаний в  различных ситуациях (3 года и  старше).

Величина

Величина - это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость), которое измеряется путём сравнения  с другими объектами либо с  помощью специальных инструментов.

Признак величины является относительным  при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению  с домом и большой по сравнению  с шишкой.

Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания  должны быть направлены на сравнение  предметов.

При обучении необходимо соблюдать  ряд правил:

 

- Предлагать предметы  сравнивать только по одному  параметру (только по величине  или высоте).

- Сравнивать предметы  одинаковые по форме и цвету.

- Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по  величине, затем добавляем третий  объект - средний.

- Параметры величины озвучивать  словами и подкрепляющими жестами,  от детей сразу не требовать  повторения названий.

- Сначала величину обозначают  словами "такой - не такой", затем большой - маленький и  только потом используются понятия,  обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий  и т.д.)

Последовательность знакомства с величиной:

 

1. Практические действия.Подразумевается  использование предметов бытового  характера и специальных развивающих  игр. Закрывать кастрюли крышками  разного размера, собирать отдельно  большие и маленькие кубики (ложки,  орехи...), складывать башенки, собирать  пирамидки, нанизывать бусы и  т.д.

Выполняя игровые действия с предметами и игрушками, ребёнок  начинает понимать, что от умения определять величину, зависит итог игры и величина становится для него значимым признаком.

2. Зрительное восприятие  величины (1,5 - 3 года) и сравнение  путём наложения и присоединения  (после 2,5 лет).

3. Использование знаний  о величине в повседневной  жизни и на занятиях (после  3-х лет). Использование специальных  мер для измерения величины.

Количество

Количество - это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира сос  тороны числа, объёма.

В рамки сенсорного развития данная категория входит только в  раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "поровну", "ни одного" (пусто).

В дальнейшем количество изучается  на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями  окружающей действительности, а также  с игровым материалом. И лишь потом  вводит картинки с их изображением.

Во время еды можно  сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке... На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами..... На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски...)

Расположение в пространстве

Пространство - это промежуток между объектами, в который можно  что-нибудь поместить. В процессе изучения окружающего мира, ребёнок с младенчества осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его.

Более подробно данная категория  описана в кабинете дефектолога.

Развитие слухового гнозиса

Слух - это одно из пяти внешних  чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом  слуха является ухо.

Развитие слуха у ребёнка  проходит в двух направлениях: с  одной стороны, развивается восприятие окружающих неречевых звуков (, с  другой - восприятие звуков человеческой речи - фонематический слух. Каждое из направленийимеет огромное значение для  развития ребёнка и активно развиваются  начиная с младенческого возраста.

Фонематический слух развивается  с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от других голосов. Лепет - активное проявление собственно фонематического слуха. Наиболее активно  развитие и формирование фонематического  слух происходит в возрасте 5 - 6 лет.

С первых дней жизни необходимо развивать слуховое внимание - умение сосредоточиться на звуке. Данная способность  не появляется сама по себе, её необходимо развивать с первых лет жизни.Специальное  обучение поможет ребёнка в дальнейшем лучше ориентироваться в окружающем его мире.

Умение сосредоточиться  на звуках человеческой речи - одна из важнейших способностей человека. Без  неё нельзя научиться понимать речь, а ведь речь - это основное средство общения между людьми. Умение слушать  необходимо для овладения ребёнком языковых норм, выразительности речи.

В конце июля ожидайте материал о формировании фонематического  слуха и фонематического восприятия.

Развитие осязания

Осязание - это ощущение холода, тепла и других ощущений при прикосновении  кожи к чему либо.

Осязание относится к  одному из способов восприятия окружающего  мира и осуществляется с помощью  рецепторов, расположенных на коже.

При помощи осязания ребёнок  познаёт такие свойства предметов  и окружающих явлений, как температура, фактура, плотность, влажность и  т.д.

Необходимо учесть, что  осязание в чистом виде даёт неполную информацию о предмете: оно является дополнительной информацией к той, что получена посредством зрения и слуха.

Главным инструментом осязания являются руки. Когда ребёнок ощупывает  предмет ладонями и пальцами, он получает необходимую информацию о  предмете.

При развитии осязания решаются и другие важные задачи для полноценного развития ребёнка:

- развитие хватания;

- развитие мелкой моторики;

- развитие чувствительности  пальцев рук;

- знакомство с различными  материалами.

Развитие тактильных ощущений можно проводить как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях.

Информация о работе Сенсорное развитие