Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.
Объект исследования: подростковый алкоголизм.
Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть особенности подросткового алкоголизма.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
4. Изучить содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
5. Оформить выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе
1.1. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека
1.3. Особенности алкоголизма у подростков
Глава II. Деятельность социального педагога с подростками по предупреждению алкоголизма
2.1. Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.3. Программа сопровождения подростков, склонных к алкоголизму
Заключение
Литература
Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам»
Приложение 2. Социальная карта семьи
Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»

Вложенные файлы: 1 файл

алкоголизм.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального  образования 

Свердловской области

ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж»

 

 

 

Кафедра социальной и коррекционной педагогики

 

 

Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными  к алкоголизму

 

 

Дипломная работа

 

 

Исполнитель: Быкова О.А.

студентка 54 группы,

специальность: 050711

«Социальная педагогика»

 

Руководитель: Емельянова О.Н.

преподаватель социальной педагогики

1 кв. категории

 

 

2010

 

Содержание

 

 

Введение

3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе

5

1.1. Действие алкоголя на социально-психологический  статус человека

5

1.2. Стадии развития алкоголизма у человека

8

1.3. Особенности алкоголизма у  подростков

11

Глава II. Деятельность социального  педагога с подростками по предупреждению алкоголизма

 

16

2.1. Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя

 

16

2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя

 

19

2.3. Программа сопровождения подростков, склонных к алкоголизму

27

Заключение 

36

Литература 

35

Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам»

41

Приложение 2. Социальная карта семьи

43

Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»

45


 

 

Введение

 

Пьянство, алкоголизм несовместимы с  социальным образом жизни, проблема утверждения которого не носит абстрактно-отвлеченного характера. Она связана с повседневной жизнью людей и поэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практического свойства, особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая или характеризующая поведение людей в целом. Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семьи, производственного коллектива, общества в целом. Алкоголизм порождает множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степени алкоголизации с частотой и тяжестью социальных проблем не всегда очевидна и прямолинейна.

Широкая реклама и продажа алкогольных  напитков, социальная, экономическая  и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации  населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. 

Диагноз «детский алкоголизм» в  нашей области поставлен не многим, но число, эпизодически употребляющих спиртные напитки детей и подростков, с каждым годом растёт [16]. Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации.

На сегодняшний день Россия стоит  на первом месте по распространению  и употреблению алкоголя. Для сравнения можно привести пример:  в Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 15,9 тыс. человек, в Финляндии − на 6,3 тыс., в Швеции и Норвегии – на 4,5 тыс. На одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек. Благодаря сети киосков шаговая доступность слабоалкогольных напитков в России беспрецедентна.

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом  новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями в профилактической работе. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования имеет особую актуальность.

Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.

Объект исследования: подростковый алкоголизм.

Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
  2. Рассмотреть особенности подросткового алкоголизма.
  3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
  4. Изучить содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
  5. Оформить выводы по результатам исследования.

 Для выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретико-описательный, теоретико-объяснительный.

 

Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации подростков, склонных к алкоголизму

    1. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека

 

 

Социально полноценным является человек, сознательно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способных к добросовестному высокопроизводительному труду на благо общества, к созданию прочной дружной семьи, где есть необходимые условия для рождения и воспитания детей, соблюдающий нормы социального государства. Злоупотребление алкоголем ведет человека к потере его социально-ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех  аспектах его социального бытия [7].  

Алкоголизм в целом и состояние  алкогольного опьянения конкретно  является причиной многих явлений и  несчастных случаев. С состоянием алкогольного опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений[24]. При этом у злоупотребляющих алкоголем наблюдается наиболее тяжелые травмы: сильные ушибы, переломы костей, травмы головы. По статистическим данным до 213 пострадавших от несчастных случаев находились в момент происшествия в состоянии алкогольного опьянения. С той или иной его степенью связывают не менее 20% производственного травматизма [24].

Не случайно алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место. Средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15-20 лет меньше, чем людей, систематически алкоголь не употребляющих.

В отличие от большинства других болезней, алкоголизм можно расценивать как «болезнь поведения» - человек своим поведением наносит своему здоровью непосредственный и непоправимый вред [12].

         По мере развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше начинает «терять» себя как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Его взгляды и убеждения наполняются алкогольным содержанием и тем самым искажаются и деформируются. Прежние социальные связи человека разрываются, и вместо них формируются новые, значительно более низкого уровня - как по содержанию (примитивное время провождение, безделье, обсуждение способов выпивки и воспоминание о предыдущих выпивках, предвкушение новых), так и по социальному статусу людей, с которыми он общается (такие же бездельники, пьяницы и алкоголики) [12].

Одним из важных социальных последствий  злоупотребления алкоголем являются разного рода правонарушения. Значительная часть всех правонарушений:  хулиганские  действия, нарушения общественного  порядка, а также кражи и грабежи - совершаются лицами, находящимся в той или иной степени алкогольного опьянения. По статистическим данным около 70% убийств, 80-90% хулиганских проступков совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Характерно, что в частоте правонарушений нет принципиальных различий между больными алкоголизмом и людьми, периодически употребляющими алкоголь, но еще не алкоголиками. Более того, порою первое же употребление алкоголя, в зависимости от исходных свойств личности, а также конкретной ситуации ведет к правонарушению [12].

Систематическое употребление спиртного определенной группой людей оказывает отрицательное, развращающее влияние на общество в  целом, так как способствует распространению  и упрочнению алкогольных обычаев  и традиций, развитию более терпимого  отношения окружающих к злоупотребляющим алкоголем. Это в свою очередь, препятствует сокращению потребления спиртных напитков, количества людей, страдающих алкоголизмом, а также способствует вовлечению в пьянство новых групп населения: женщин, несовершеннолетних, людей пожилого возраста. Решительную роль в распространении злоупотребления алкоголем играет микро социальная среда.

Все еще не изжито терпимое отношение некоторых людей  к пьяницам: всепрощение, а порою  оправдание их асоциальных действий нетрезвым состоянием создает благоприятные условия для прогрессирования злоупотребления алкоголем [12].

Злоупотребляющие  алкоголем постепенно теряют способность  к труду - одно из главных качеств  человека.

Даже при однократном приеме небольших его доз умственная работоспособность падает на 10-15%, уменьшается точность движений, возрастает число лишних или ошибочных действий. При этом ухудшается и качественные и количественные показатели работы. При систематическом употреблении алкоголя производительность труда снижается до 15-30%, не говоря о качестве продукции. К тому же, злоупотребляющие алкоголем чаще меняют место работы, совершают прогулы, их неквалифицированные или небрежные действия часто ведут к порче оборудования и техники. Потребность в труде у них угасает, профессиональные навыки утрачиваются. Злоупотребляющие алкоголем болеют в среднем в 2 раза чаще и в 4 раза дольше. У 70%  развивается хронический гастрит, для алкоголиков в 5 раз больше вероятность заболеваний органов пищеварения, в 4-сердечных, в 2-легочных [19].

Таким образом, алкоголь отрицательно влияет не только на здоровье человека, но и разрушает его семью, лишает работы, приводит к различным несчастным случаям и происшествиям, толкает на правонарушения, разрушает личность, его индивидуальность и в целом отрицательно действует на общество и на окружающих.

 

 

 

1.2. Стадии развития алкоголизма у человека

 

Как и при любой другой болезни, симптомы алкоголизма меняются с  течением времени и заболеваний. При алкоголизме выделяют три  последовательные стадии:

На первой, начальной стадии алкоголизма происходят и количественные, и качественные изменения. Учащается выпивка, употребление спиртного становится систематическим. Увеличивается количество спиртного, которое человек может выпить, - в пять и более раз по сравнению с изначальной толерантностью. Переносимость алкоголя возрастает гораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства, поскольку уже нет защитного рвотного рефлекса, который защищал бы организм от чрезмерных доз. Появляется не только устойчивость в дозе, но и в частоте употребления спиртного, поскольку организм приспосабливается к действию алкоголя. У больного алкоголизмом чувство отвращения к спиртному исчезает, и уже на первой стадии он может позволить себе выпить не только вечером, но и утром, хотя на этой стадии еще нет потребности опохмелиться. Чем больше пьющий будет насиловать свой организм, ломая механизмы защиты, тем быстрее развивается заболевание.

Уже на первой стадии меняется картина  опьянения. У больных алкоголизмом успокаивающий эффект действия алкоголя исчезает и проявляется активирующее, стимулирующее действие алкоголя. Выпивший становится активным, не может усидеть на месте, стремится чем- то заняться.

Провалы в памяти – один из характерных  симптомов алкоголизма. На первой стадии они проявляются в сравнительно легкой форме. Больной не может отчетливо и последовательно рассказать о периоде опьянения, не может вспомнить отдельные детали, эпизоды, но основные события, происходящие в период опьянения помнит. При глубоком опьянении возникает более тяжелый симптом: он называется амнезией или блек аутом. Больной алкоголизмом не может вспомнить целый период, не редко довольно продолжительный. На первой стадии появляется синдром измененной реактивности организма - это синдром, который включает несколько симптомов, а именно:

  1. утрату защитного рвотного рефлекса;
  2. утрату чувства отвращения к спиртному по утрам;
  3. изменение формы потребления алкоголя;
  4. способность организма нормально функционировать при многодневном потреблении спиртного;
  5. изменение проявлений опьянения.

Второй важный синдром, который  проявляется на первой стадии алкоголизма  – синдром психической зависимости. Он включает два симптома:

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму