Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:21, дипломная работа
Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.
Объект исследования: подростковый алкоголизм.
Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть особенности подросткового алкоголизма.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
4. Изучить содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
5. Оформить выводы по результатам исследования.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе
1.1. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека
1.3. Особенности алкоголизма у подростков
Глава II. Деятельность социального педагога с подростками по предупреждению алкоголизма
2.1. Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.3. Программа сопровождения подростков, склонных к алкоголизму
Заключение
Литература
Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам»
Приложение 2. Социальная карта семьи
Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж»
Кафедра социальной и коррекционной педагогики
Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму
Дипломная работа
Исполнитель: Быкова О.А.
студентка 54 группы,
специальность: 050711
«Социальная педагогика»
Руководитель: Емельянова О.Н.
преподаватель социальной педагогики
1 кв. категории
2010
Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе |
5 |
1.1. Действие алкоголя на |
5 |
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека |
8 |
1.3. Особенности алкоголизма у подростков |
11 |
Глава II. Деятельность социального педагога с подростками по предупреждению алкоголизма |
16 |
2.1. Структура социально- |
16 |
2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя |
19 |
2.3. Программа сопровождения |
27 |
Заключение |
36 |
Литература |
35 |
Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам» |
41 |
Приложение 2. Социальная карта семьи |
43 |
Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм» |
45 |
Введение
Пьянство, алкоголизм несовместимы с социальным образом жизни, проблема утверждения которого не носит абстрактно-отвлеченного характера. Она связана с повседневной жизнью людей и поэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практического свойства, особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая или характеризующая поведение людей в целом. Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семьи, производственного коллектива, общества в целом. Алкоголизм порождает множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степени алкоголизации с частотой и тяжестью социальных проблем не всегда очевидна и прямолинейна.
Широкая реклама и продажа алкогольных
напитков, социальная, экономическая
и психологическая
Диагноз «детский алкоголизм» в нашей области поставлен не многим, но число, эпизодически употребляющих спиртные напитки детей и подростков, с каждым годом растёт [16]. Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации.
На сегодняшний день Россия стоит на первом месте по распространению и употреблению алкоголя. Для сравнения можно привести пример: в Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 15,9 тыс. человек, в Финляндии − на 6,3 тыс., в Швеции и Норвегии – на 4,5 тыс. На одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек. Благодаря сети киосков шаговая доступность слабоалкогольных напитков в России беспрецедентна.
Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями в профилактической работе. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования имеет особую актуальность.
Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.
Объект исследования: подростковый алкоголизм.
Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.
Задачи:
Для выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретико-описательный, теоретико-объяснительный.
Социально полноценным является человек,
сознательно относящийся к
Алкоголизм в целом и
Не случайно алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место. Средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15-20 лет меньше, чем людей, систематически алкоголь не употребляющих.
В отличие от большинства других болезней, алкоголизм можно расценивать как «болезнь поведения» - человек своим поведением наносит своему здоровью непосредственный и непоправимый вред [12].
По мере развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше начинает «терять» себя как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Его взгляды и убеждения наполняются алкогольным содержанием и тем самым искажаются и деформируются. Прежние социальные связи человека разрываются, и вместо них формируются новые, значительно более низкого уровня - как по содержанию (примитивное время провождение, безделье, обсуждение способов выпивки и воспоминание о предыдущих выпивках, предвкушение новых), так и по социальному статусу людей, с которыми он общается (такие же бездельники, пьяницы и алкоголики) [12].
Одним из важных социальных последствий
злоупотребления алкоголем
Систематическое
употребление спиртного определенной
группой людей оказывает
Все еще не изжито терпимое отношение некоторых людей к пьяницам: всепрощение, а порою оправдание их асоциальных действий нетрезвым состоянием создает благоприятные условия для прогрессирования злоупотребления алкоголем [12].
Злоупотребляющие алкоголем постепенно теряют способность к труду - одно из главных качеств человека.
Даже при однократном приеме небольших его доз умственная работоспособность падает на 10-15%, уменьшается точность движений, возрастает число лишних или ошибочных действий. При этом ухудшается и качественные и количественные показатели работы. При систематическом употреблении алкоголя производительность труда снижается до 15-30%, не говоря о качестве продукции. К тому же, злоупотребляющие алкоголем чаще меняют место работы, совершают прогулы, их неквалифицированные или небрежные действия часто ведут к порче оборудования и техники. Потребность в труде у них угасает, профессиональные навыки утрачиваются. Злоупотребляющие алкоголем болеют в среднем в 2 раза чаще и в 4 раза дольше. У 70% развивается хронический гастрит, для алкоголиков в 5 раз больше вероятность заболеваний органов пищеварения, в 4-сердечных, в 2-легочных [19].
Таким образом, алкоголь отрицательно влияет не только на здоровье человека, но и разрушает его семью, лишает работы, приводит к различным несчастным случаям и происшествиям, толкает на правонарушения, разрушает личность, его индивидуальность и в целом отрицательно действует на общество и на окружающих.
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека
Как и при любой другой болезни, симптомы алкоголизма меняются с течением времени и заболеваний. При алкоголизме выделяют три последовательные стадии:
На первой, начальной стадии алкоголизма происходят и количественные, и качественные изменения. Учащается выпивка, употребление спиртного становится систематическим. Увеличивается количество спиртного, которое человек может выпить, - в пять и более раз по сравнению с изначальной толерантностью. Переносимость алкоголя возрастает гораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства, поскольку уже нет защитного рвотного рефлекса, который защищал бы организм от чрезмерных доз. Появляется не только устойчивость в дозе, но и в частоте употребления спиртного, поскольку организм приспосабливается к действию алкоголя. У больного алкоголизмом чувство отвращения к спиртному исчезает, и уже на первой стадии он может позволить себе выпить не только вечером, но и утром, хотя на этой стадии еще нет потребности опохмелиться. Чем больше пьющий будет насиловать свой организм, ломая механизмы защиты, тем быстрее развивается заболевание.
Уже на первой стадии меняется картина опьянения. У больных алкоголизмом успокаивающий эффект действия алкоголя исчезает и проявляется активирующее, стимулирующее действие алкоголя. Выпивший становится активным, не может усидеть на месте, стремится чем- то заняться.
Провалы в памяти – один из характерных симптомов алкоголизма. На первой стадии они проявляются в сравнительно легкой форме. Больной не может отчетливо и последовательно рассказать о периоде опьянения, не может вспомнить отдельные детали, эпизоды, но основные события, происходящие в период опьянения помнит. При глубоком опьянении возникает более тяжелый симптом: он называется амнезией или блек аутом. Больной алкоголизмом не может вспомнить целый период, не редко довольно продолжительный. На первой стадии появляется синдром измененной реактивности организма - это синдром, который включает несколько симптомов, а именно:
Второй важный синдром, который
проявляется на первой стадии алкоголизма
– синдром психической
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму