Социально-педагогическая работа с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:00, реферат

Краткое описание

Социально-педагогическая работа с многодетной семьей имеет существенные особенности, обусловленные ее спецификой, ее структурой, психолого-педагогическим потенциалом.
Формы активизации собственного социально-педагогического потенциала многодетной семьи: материальная поддержка, консультация, адаптивно-педагогическая поддержка, общественно-организационная форма, патронаж. Наиболее приоритетными, активизирующими потенциал многодетной семьи формами стали: организация собственного дела, самозанятость, использование вторичной занятости для получения дополнительных доходов ,самообеспечение за счет расширения натуральных поступлений, а также социальные инициативы: участие в управлении образовательными учреждениями, организация досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.

Вложенные файлы: 1 файл

К Р ПО СИ МИ ПЕД.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ

 

          Социально-педагогическая работа с многодетной семьей имеет существенные особенности, обусловленные ее спецификой, ее структурой, психолого-педагогическим потенциалом.

          Формы активизации собственного социально-педагогического потенциала многодетной семьи: материальная поддержка, консультация, адаптивно-педагогическая поддержка, общественно-организационная форма, патронаж. Наиболее приоритетными, активизирующими потенциал многодетной семьи формами стали: организация собственного дела, самозанятость, использование вторичной занятости для получения дополнительных доходов ,самообеспечение за счет расширения натуральных поступлений, а также социальные инициативы: участие в управлении образовательными учреждениями, организация досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.

          Совместная длительная работа в группе семей со сходными проблемами способствует их дальнейшему сотрудничеству, активизации и объединению, а также духовному обогащению.

          Ряд общих выводов об условиях эффективности социально-педагогической работы с многодетной семьей:

1. Социально-педагогическая  работа с многодетной семьей  должна базироваться на глубоком  знании специфики этой категории  семей, особенностей становления  и развития семьи в историческом, философско - психологическом, региональном аспектах.

          Особенности российского менталитета, традиции, общинный дух во все времена, в периоды самых различных общественных кризисов способствовали восстановлению, а в дальнейшем и устойчивому развитию государства. Народ, род, семья - составляющие части общества. Дестабилизация одной из составляющих приводит к дестабилизации целого. Таким образом, необходимо постоянно учитывать взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.

          Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные так и негативные изменения, а при благоприятных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо особое внимание уделять многодетной семье, ее сохранению и развитию.

2. В практике  социально-педагогической работы  с многодетной семьей приоритетным  является ее направленность, раскрытие и приведение в движение сущностных сил самой семьи, реализация ее активной субъектной позиции.

          Именно многодетная семья способствует удовлетворению всех основных потребностей личности, таких как биологические, социальные и духовные. Учитывая в своей работе эту особенность многодетной семьи необходимо помнить о том, что в кризисных условиях эта особенность и самодостаточность способствует замкнутости, а следовательно и консервации некоторых негативных факторов, которые в дальнейшем, как показало исследование, перерастают в неблагополучие.

          Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание своих детей, определение пути реализации своих особенностей - важнейшее условие активизации ее социально-воспитательного потенциала.

          Практика работы с многодетными семьями показала, что привычные стереотипы эффективного воспитания не всегда свойственны этой категории семей и, опираясь на принципы способствующие формированию потребности в принятии помощи социальные педагоги и социальные работники активизируют семью на решении собственных проблем.

3. Для эффективной  реализации разнопланового потенциала  семьи вопросы многодетной семьи  как наиболее естественной среды  развития личности необходимо, решать  с привлечением и участием  всех социальных институтов, предоставляя ей необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии как разновозрастного коллектива.

          Многодетная семьях связана в процессе своей жизнедеятельности с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи способствует, как показала практика, системному и полноценному оказанию социально-педагогической помощи. Исследование подвело нас к осознанию потребности создания сети служб, объединенных единым государственным, общественным или частным центром для более эффективного решения проблем многодетной семьи, а также результативного привлечения ее к работе с другими семьями.

4. Социально-педагогическая  работа с многодетной семьей  должна охватывать все аспекты  ее жизнедеятельности, быть приближенной  к потребностям семьи и ее  членов, отдавая приоритет организации  многодетной семьей собственного  дела и культурного досуга.

          Субъектная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствует не только решению собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формирует у многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями. Унизительность "подачек" осознается членами многодетной семьи и изыскивают резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей, вторичную занятость, духовное единения с подобными себе семьями.

5. Наиболее  эффективно работают с многодетной  семьей специалисты, обладающие  таким же социальным опытом  как и сама семья, то есть  из числа многодетных. Они не  только понимают и принимают  семью, но и являясь ее представителями, способными аргументировано и  профессионально защитить права каждого члена семьи. Исследование показало - в тех районах и регионах, где руководители осознают необходимость социальной поддержки семьи, социально-педагогическая работа имеет более высокий результат. Таким образом, профессиональная подготовка специалистов не может и не должна ограничиваться только работниками, непосредственно связанными с многодетной семьей (социальными педагогами и социальными работниками). В сферу внимания при подготовке кадров важно включать и руководителей на самых различных уровнях.

          Важным средством эффективности социально-педагогической работы является формирование в стране корпуса профессионально подготовленных специалистов социальной сферы (включая управленцев), формирующих семейную социальную политику в регионах и в стране.

           Полученные результаты, в целом подтвердив исходные предположения об особенностях многодетной семьи, выявили ведущие тенденции современной практики социально-педагогической работы с этой категорией семей, показали эффективность разработанных, обоснованных и апробированных форм активизации социально-воспитательного потенциала многодетной семьи, условия обеспечения ее реализации.

          Социальная-педагогическая работа с многодетной семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне.

         Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

          В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

1. Денежные  выплаты семье на детей в  связи с рождением, содержанием  и воспитанием детей (пособия  и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские  и другие льготы семьям с  детьми, родителям и детям.

3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое  и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические  конференции и конгрессы.

4. Федеральные, региональные целевые и социальные  программы типа "Планирование  семьи" и "Дети России" и другие.

          Направления деятельности социально-педагогической работы с многодетными семьями:

1. консультирование  по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;

2. содействие  в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;

3. социальный  патронаж многодетных семей;

4. консультирование  по социально-правовым вопросам;

5. содействие  в получении льгот, пособий, компенсаций  и других выплат, материальной  и натуральной помощи.

          Функции социального педагога при работе с многодетной семьей:

1. диагностическую (изучение особенностей многодетной  семьи, выявление ее потенциалов);

2. охранно-защитную (правовая поддержка многодетной  семьи, обеспечение ее социальных  гарантий, создание условий для  реализации ее прав и свобод);

3. организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование  совместной деятельности, совместного  досуга, творчества);

4. социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

5. прогностическую (моделирование ситуаций и разработка  определенных программ адресной  помощи);

6. координационную (установление и поддержание объединение  усилий департаментов помощи  многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов  семейного неблагополучия органов  внутренних дел, социальных педагогов  образовательных учреждений, реабилитационных  центров и служб).

         

          Специалист по социальной-педагогической работе должен:

1. знать нужды  и потребности многодетных семей  и лиц, проживающих в них;

2. уметь составлять  план действий, не упуская из  вида ни одной проблемы многодетной  семьи;

3. привлекать  различные организации и службы, способные помочь многодетной  семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также местную администрацию  и общественные организации, объединения, ассоциации).

          Социальная-педагогическая работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, социальный работник должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА

 

          Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.

          Воспитание ребенка-инвалида - одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами».

         Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность.

         Под социально-ролевой адаптированностью семьи понимается способность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, причем весьма неблагоприятной ситуации.

         Уровень социально-ролевой адаптации семьи характеризуется тремя основными показателями:

  1. отношением к ребенку;
  2. реабилитационной активностью семьи;

          Отношение к ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка. Отношение может быть деструктивным или конструктивным.

        Под реабилитационной активностью семьи понимаются все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. Реабилитационная активность семьи включает в себя:

1) активность  в поиске источников медицинской  помощи, своевременность, последовательность  и тщательность в выполнении  медицинских рекомендаций, поддержание  регулярных контактов с оздоровительными  учреждениями;

2) активность  педагогических усилий семьи, их  направленность на всестороннее  развитие ребенка: поиск и реализация  его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми  развивающими и коррекционными  методиками;

Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетной семьей