Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:00, реферат
Социально-педагогическая работа с многодетной семьей имеет существенные особенности, обусловленные ее спецификой, ее структурой, психолого-педагогическим потенциалом.
Формы активизации собственного социально-педагогического потенциала многодетной семьи: материальная поддержка, консультация, адаптивно-педагогическая поддержка, общественно-организационная форма, патронаж. Наиболее приоритетными, активизирующими потенциал многодетной семьи формами стали: организация собственного дела, самозанятость, использование вторичной занятости для получения дополнительных доходов ,самообеспечение за счет расширения натуральных поступлений, а также социальные инициативы: участие в управлении образовательными учреждениями, организация досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.
РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ
Социально-педагогическая работа с многодетной семьей имеет существенные особенности, обусловленные ее спецификой, ее структурой, психолого-педагогическим потенциалом.
Формы активизации собственного социально-педагогического потенциала многодетной семьи: материальная поддержка, консультация, адаптивно-педагогическая поддержка, общественно-организационная форма, патронаж. Наиболее приоритетными, активизирующими потенциал многодетной семьи формами стали: организация собственного дела, самозанятость, использование вторичной занятости для получения дополнительных доходов ,самообеспечение за счет расширения натуральных поступлений, а также социальные инициативы: участие в управлении образовательными учреждениями, организация досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.
Совместная длительная работа в группе семей со сходными проблемами способствует их дальнейшему сотрудничеству, активизации и объединению, а также духовному обогащению.
Ряд общих выводов об условиях эффективности социально-педагогической работы с многодетной семьей:
1. Социально-педагогическая
работа с многодетной семьей
должна базироваться на
Особенности российского менталитета, традиции, общинный дух во все времена, в периоды самых различных общественных кризисов способствовали восстановлению, а в дальнейшем и устойчивому развитию государства. Народ, род, семья - составляющие части общества. Дестабилизация одной из составляющих приводит к дестабилизации целого. Таким образом, необходимо постоянно учитывать взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.
Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные так и негативные изменения, а при благоприятных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо особое внимание уделять многодетной семье, ее сохранению и развитию.
2. В практике
социально-педагогической
Именно многодетная семья способствует удовлетворению всех основных потребностей личности, таких как биологические, социальные и духовные. Учитывая в своей работе эту особенность многодетной семьи необходимо помнить о том, что в кризисных условиях эта особенность и самодостаточность способствует замкнутости, а следовательно и консервации некоторых негативных факторов, которые в дальнейшем, как показало исследование, перерастают в неблагополучие.
Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание своих детей, определение пути реализации своих особенностей - важнейшее условие активизации ее социально-воспитательного потенциала.
Практика работы с многодетными семьями показала, что привычные стереотипы эффективного воспитания не всегда свойственны этой категории семей и, опираясь на принципы способствующие формированию потребности в принятии помощи социальные педагоги и социальные работники активизируют семью на решении собственных проблем.
3. Для эффективной
реализации разнопланового
Многодетная семьях связана в процессе своей жизнедеятельности с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи способствует, как показала практика, системному и полноценному оказанию социально-педагогической помощи. Исследование подвело нас к осознанию потребности создания сети служб, объединенных единым государственным, общественным или частным центром для более эффективного решения проблем многодетной семьи, а также результативного привлечения ее к работе с другими семьями.
4. Социально-педагогическая
работа с многодетной семьей
должна охватывать все аспекты
ее жизнедеятельности, быть приближенной
к потребностям семьи и ее
членов, отдавая приоритет организации
многодетной семьей
Субъектная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствует не только решению собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формирует у многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями. Унизительность "подачек" осознается членами многодетной семьи и изыскивают резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей, вторичную занятость, духовное единения с подобными себе семьями.
5. Наиболее
эффективно работают с
Важным средством эффективности социально-педагогической работы является формирование в стране корпуса профессионально подготовленных специалистов социальной сферы (включая управленцев), формирующих семейную социальную политику в регионах и в стране.
Полученные результаты, в целом подтвердив исходные предположения об особенностях многодетной семьи, выявили ведущие тенденции современной практики социально-педагогической работы с этой категорией семей, показали эффективность разработанных, обоснованных и апробированных форм активизации социально-воспитательного потенциала многодетной семьи, условия обеспечения ее реализации.
Социальная-педагогическая работа с многодетной семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне.
Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
3. Юридическое,
медицинское, психолого-педагогическое
и экономическое
4. Федеральные,
региональные целевые и
Направления деятельности социально-педагогической работы с многодетными семьями:
1. консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;
2. содействие
в решении вопросов занятости,
устройство на курсы
3. социальный патронаж многодетных семей;
4. консультирование
по социально-правовым
5. содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи.
Функции социального педагога при работе с многодетной семьей:
1. диагностическую
(изучение особенностей
2. охранно-защитную
(правовая поддержка
3. организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
4. социально-психолого-
5. прогностическую
(моделирование ситуаций и
6. координационную
(установление и поддержание
Специалист по социальной-педагогической работе должен:
1. знать нужды
и потребности многодетных
2. уметь составлять
план действий, не упуская из
вида ни одной проблемы
3. привлекать
различные организации и
Социальная-педагогическая работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, социальный работник должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем подготовки.
Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.
Воспитание ребенка-инвалида - одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами».
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность.
Под социально-ролевой адаптированностью семьи понимается способность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, причем весьма неблагоприятной ситуации.
Уровень социально-ролевой адаптации семьи характеризуется тремя основными показателями:
Отношение к ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка. Отношение может быть деструктивным или конструктивным.
Под реабилитационной активностью семьи понимаются все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. Реабилитационная активность семьи включает в себя:
1) активность
в поиске источников
2) активность
педагогических усилий семьи, их
направленность на
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетной семьей