Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 12:00, творческая работа
Новое тысячелетие и новый век требуют принципиального изменения содержания и технологий образования и воспитания.Современные педагоги ищут новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
В последнее время принято считать личностно - ориентированный подход самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Содержание
1. Личностно-ориентированная направленность обучения и воспитания…………….2
1.1Технологии и принципы личностно - ориентированного
подхода в обучении и воспитании………………………………………………………2
1.2 Отличия личностно - ориентированного подхода в обучении
и воспитание от традиционного подхода ………………………………………………7
Содержание
1. Личностно-ориентированная
направленность обучения и
1.1Технологии и принципы
личностно - ориентированного
подхода в обучении
и воспитании………………………………………………
1.2 Отличия личностно -
ориентированного подхода в
и воспитание от традиционного подхода ………………………………………………7
Основная часть
1.1 Технологии и принципы личностно - ориентированного
подхода в обучении и воспитании
Новое тысячелетие
и новый век требуют
В последнее время
принято считать личностно - ориентированный
подход самой современной
методологической ориентацией
Личностно-ориентированное
обучение (ЛОО) - это такое обучение,
которое во главу угла ставит
самобытность ребенка, его
Цель личностно-
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии определяют средства и методы обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования, изменяют отношения и организацию деятельности детей.
Личностно-ориентированные
технологии противостоят
Педагогическая технология - это
такое построение деятельности
учителя, в котором входящие
в него действия представлены
в определенной
А личностно-ориентированные
технологии - это педагогические новации,
которые позволяют приспособить
учебный процесс к
Личностно-ориентированные технологии функционируют на различных структурных уровнях обучения и воспитания:
технологии отдельных видов познавательной деятельности (технологии организации учебной дискуссии, технология метода проекта, решения задач определенного типа и исследовательского поиска, и т. д.);
технологии, которые относятся к целостному образовательному процессу (программированного обучения, технологии развивающего обучения, коррекции);
технологии, реализуемые на занятиях определенного вида (технология проблемной лекции, урока-диспута и т. д.);
технологии индивидуально-
Применение технологии дифференцированного
или индивидуализированного обучения
является необходимым условием для
развития личностных качеств учащихся.
Именно благодаря этой технологии
учитель может создать
Одна из сильнейших образовательных технологий - это технология проблемного обучения . Она развивает мышление, речь, каналы восприятия и осознанной памяти, общения, творчества, эффективного внимания, поведения (активность, воля, ответственность). Проблемное обучение способствует сохранению здоровья, так как развивает в учащихся конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает психологическое напряжение и помогает управлять отрицательными эмоциями.
Технология развития речи способствует развитию не только речи, но и осознанной памяти и мышления.
Технология диалогового
обучения помогает педагогу развивать
речь, мышление, творчество, общение, каналы
восприятия, эффективное внимание,
осознанную память. В том числе
эта технология создает условия
для самовыражения и
Технология
ненасильственного обучения дает
возможность развивать
Технология рефлексивного
обучения помогает развивать
мышление, речь, осознанную память
и помогает управлять
Цель такого обучения - раскрытие
возможности максимального
Принципы личностно-
1.Принцип индивидуальности
- это создание условий для
формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога.
Необходимо не только
2. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных, коммуникативных, и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
3. Принцип субъектности. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе и способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие у ребенка индивидуальности, субъектности, самоактуализации и способностей ребенка. Целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал возможностью в выборе цели, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества
и успеха. Индивидуальная и коллективная
творческая деятельность
6. Принцип доверия и
поддержки. Вера в ребенка,
доверие, поддержка его
1.2 Отличия личностно -
ориентированного подхода в
Методологические основы
организации личностно-
Личностно - ориентированное занятие в отличие от традиционного изменяет тип взаимодействия "учитель-ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству и ориентируется на анализ не столько результатов, а сколько процессуальной деятельности ребенка. Изменяются и позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, а так же иным становится и его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. А так же меняется характер складывающихся на уроке отношений. Главное состоит в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным занятием.
Так что же нужно изменить в методике проведения занятия, что бы он стал личностно-ориентированным?
Учебный материал должен включать опыт предшествующего обучения ученика.
Знания должны быть направлены не только на увеличение объема, обобщение, но и на преобразование наличного опыта ученика.
Стимулирование
ученика к самооценке
Согласование опыта ученика с научным содержанием даваемых знаний.
Синхронизация для учащихся приемов деятельности.
Обеспечение возможности выбора за учеником заданий, решений.
Контроль не только результата, но и процесса.
Отличие личностно - ориентированного урок от традиционного:
1Урок способствует
2 Учитель ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
3. Педагог стремится выявить
реальные интересы детей и
согласовать с ними подбор
и организацию учебного
4. Предлагается детям
на выбор различные учебные
задания и формы работы, поощряет
ребят к самостоятельному
5. Помогает детям самостоятельно
спланировать свою
6. Поощряет детей самостоятельно
оценивать результаты их
7. Дети учатся самостоятельно
вырабатывать правила
8. Дети обсуждают возникающие
между ними конфликтные
Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии) с личностно-ориентированной направленностью:
- Создать положительный
эмоциональный настрой на
учащихся в ходе занятия.
- Сообщить в начале
урока (занятия) не только
учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
- Применять знания, которые
позволяют ученику самому
и форму материала
(словесную, графическую,
- Использовать проблемные и творческие задания.
- Стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию
различных способов выполнения заданий.
- Поощрять при опросе на уроке не только правильные ответы ученика, но
и анализировать то , как ученик рассуждал, какой способ использовал,
почему ошибся и в чём.
- Обсуждать с детьми в конце урока не только то, что узнали , но и то, что
понравилось или не понравилось и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметку, которая выставляется
ученику в конце урока,
- При задании на дом
необходимо называть не только
тему и объем задания, но
и подробно разъясняется, как
следует рационально
учебную работу при выполнении домашнего задания.
По этому , готовясь к уроку, необходимо продумывая его цели, методы изложения материала. Педагог должен определить не только то, какие знания (понятия, правила, законы) он будет сообщать, в какой последовательности излагать, но и как организовать познавательную деятельность ученика, т.е. раскрыть состав тех действий, которые ему необходимо осуществить над материалом, чтобы дети усвоили его содержание.
Следующим условием является создание особой творческой атмосферы на занятии, когда педагог не просто указывает на ошибки учащихся, а учит детей думать и раскрывает перед ним пути организации поиска и находок решения поставленных задач и при этом предоставляет им свободу выбора, а не ограничивает заранее заданным образцом решения.
Для личностно-ориентированного обучения и воспитания важны такие критерии оценки, которые позволят сравнивать ученика не столько с другими, сколько с самим собой в разные периоды его развития как личности, т.е. в динамике ее становления. Этот подход требует разработки специальных критериев, которые не совпадают с критериями, принятыми для оценки обязательных для всех результатов обучения.