Сравнительная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 12:00, творческая работа

Краткое описание

Новое тысячелетие и новый век требуют принципиального изменения содержания и технологий образования и воспитания.Современные педагоги ищут новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
В последнее время принято считать личностно - ориентированный подход самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Содержание

Содержание
1. Личностно-ориентированная направленность обучения и воспитания…………….2
1.1Технологии и принципы личностно - ориентированного
подхода в обучении и воспитании………………………………………………………2
1.2 Отличия личностно - ориентированного подхода в обучении
и воспитание от традиционного подхода ………………………………………………7

Вложенные файлы: 1 файл

сравнительная педагогика.docx

— 18.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Личностно-ориентированная  направленность обучения и воспитания…………….2

1.1Технологии и принципы  личностно - ориентированного                             

 подхода  в обучении  и воспитании………………………………………………………2

1.2 Отличия личностно - ориентированного подхода в обучении

и воспитание  от традиционного  подхода ………………………………………………7

 

Основная часть

1.1 Технологии и принципы  личностно - ориентированного

         подхода  в обучении и воспитании   

    Новое тысячелетие  и новый век требуют принципиального  изменения содержания и технологий  образования и воспитания.Современные педагоги ищут   новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

 В последнее время   принято считать личностно - ориентированный  подход   самой современной  методологической ориентацией в  педагогической деятельности.

 Личностно-ориентированное  обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит  самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения :  "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа".

  Личностно-ориентированные  технологии

Личностно-ориентированные  технологии определяют средства  и  методы  обучения и воспитания, которые  соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, применяют  разнообразные средства обучения, перестраивают  суть образования, изменяют отношения  и организацию деятельности детей.

       Личностно-ориентированные  технологии противостоят авторитарному , обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения и создают атмосферу заботы , любви, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.   Ключевыми словами личностно-    ориентированных технологий образования являются - развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

           Педагогическая технология - это  такое построение деятельности  учителя, в котором входящие  в него действия представлены  в определенной последовательности  и предполагают получение определенного  результата.

А личностно-ориентированные  технологии - это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим  особенностям каждой школы.

Личностно-ориентированные  технологии функционируют  на различных  структурных уровнях обучения и  воспитания:

технологии отдельных  видов познавательной деятельности (технологии организации учебной  дискуссии, технология метода проекта, решения задач определенного  типа  и исследовательского поиска, и т. д.);   

технологии, которые относятся  к целостному образовательному процессу (программированного обучения, технологии развивающего обучения, коррекции); 

технологии, реализуемые  на занятиях определенного вида (технология проблемной лекции, урока-диспута и  т. д.); 

технологии индивидуально-личностного  развития (педагогической поддержки, диалога, коррекции личностного развития).

Применение технологии дифференцированного  или  индивидуализированного обучения является необходимым условием для  развития личностных качеств учащихся. Именно  благодаря этой технологии учитель может создать психологический  портрет детей  и построить  преподавание с учетом их особенностей.

Одна из сильнейших образовательных  технологий - это  технология проблемного  обучения . Она развивает мышление, речь, каналы восприятия и осознанной памяти, общения, творчества, эффективного внимания, поведения (активность, воля, ответственность). Проблемное обучение способствует сохранению здоровья, так как развивает в учащихся конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает психологическое напряжение и помогает управлять отрицательными эмоциями.

Технология развития речи способствует развитию не только речи, но и осознанной памяти и мышления.

Технология диалогового  обучения помогает педагогу развивать  речь, мышление, творчество, общение, каналы восприятия, эффективное внимание, осознанную память. В том числе  эта технология создает условия  для самовыражения и самореализации учащихся и развить положительные эмоций.

     Технология  ненасильственного обучения  дает  возможность развивать мышление, осознанную память, эффективное  внимание,  речь, поведение,  общение,  творчество, положительные эмоции, способствует сохранению здоровья.

    Технология рефлексивного  обучения помогает  развивать  мышление, речь, осознанную память  и помогает управлять отрицательными  эмоциями, снимает внутреннее напряжение.                                                                                                                           Технология      проектного  обучения ориентирована на самостоятельную  деятельность воспитанников - индивидуальную, групповую, парную, которую они  выполняют в определенный отрезок  времени. Метод проектов  предполагает  решение какой-либо проблемы. Результат  практического проекта должен  быть "осязаемым", то есть - конкретный  результат, который готов к  внедрению или последующему применению. Если же говорить о методе  проектов  как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов личностно-ориентированных по самой своей сути.

Цель такого обучения - раскрытие  возможности максимального саморазвития и развития и  личности каждого  ученика, признания  неповторимости и уникальности личности. Создание системы психолого-педагогических условий, которые  позволяют  в  едином классном коллективе работать с ориентацией не на усредненного ученика", а с каждым в отдельности  учеником с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Принципы личностно-ориентированного подхода:

1.Принцип индивидуальности - это создание условий для  формирования индивидуальности  личности учащегося и педагога. Необходимо не только учитывать  индивидуальные особенности ребенка  или взрослого, но и всячески  содействовать их дальнейшему  развитию. взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

2.   Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных, коммуникативных, и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

3.    Принцип субъектности.  Необходимо  помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе и способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

         4.    Принцип выбора. Без выбора невозможно  развитие у ребенка    индивидуальности, субъектности, самоактуализации и способностей ребенка. Целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал возможностью в выборе цели, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5.    Принцип творчества  и успеха. Индивидуальная и коллективная  творческая деятельность позволяет  развивать и определить индивидуальные  особенности учащихся и уникальность  учебной группы. Благодаря творчеству  дети  выявляют свои способности,  узнают о сильных сторонах  своей личности.

6.  Принцип доверия и  поддержки. Вера в ребенка,  доверие, поддержка его устремлений  к самореализации и самоутверждению  должны прийти на смену излишней  требовательности и чрезмерному  контролю, присущих авторитарной  педагогике.

1.2 Отличия личностно - ориентированного подхода в обучении  и воспитании от традиционного  подхода 

Методологические основы организации личностно-ориентированного занятия

Личностно - ориентированное  занятие в отличие от традиционного  изменяет тип взаимодействия "учитель-ученик". От командного стиля педагог переходит  к сотрудничеству и ориентируется  на анализ не столько результатов, а  сколько процессуальной деятельности  ребенка.  Изменяются и  позиции  ученика  - от прилежного исполнения к активному творчеству, а так  же иным становится  и его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. А так же меняется характер складывающихся на уроке отношений. Главное состоит в  том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Основные различия между  традиционным и личностно-ориентированным  занятием.

Так что  же нужно изменить в методике проведения занятия, что  бы он стал личностно-ориентированным?

Учебный материал должен включать опыт предшествующего обучения ученика.

Знания должны быть направлены  не только  на увеличение объема, обобщение, но и на преобразование наличного  опыта ученика.

    Стимулирование  ученика к самооценке образования,  что обеспечивает самообразование,  самовыражение.

Согласование опыта ученика  с научным содержанием даваемых знаний.

Синхронизация для учащихся приемов деятельности.

Обеспечение возможности  выбора за учеником заданий, решений.

Контроль не только результата, но и процесса.

Отличие личностно - ориентированного урок от традиционного:

1Урок способствует эффективному  накоплению каждым ребенком своего  собственного личностного опыта.

2 Учитель ведет индивидуальную  работу с каждым ребенком.

3. Педагог стремится выявить  реальные интересы детей и  согласовать с ними подбор  и организацию учебного материала.

4. Предлагается  детям  на выбор различные учебные  задания и формы работы, поощряет  ребят к самостоятельному поиску  путей решения этих заданий.

5. Помогает детям самостоятельно  спланировать свою деятельность.

6. Поощряет детей самостоятельно  оценивать результаты их работы  и исправлять допущенные ошибки.

7. Дети учатся самостоятельно  вырабатывать правила поведения  и контролировать их соблюдение.

8. Дети обсуждают возникающие  между ними конфликтные ситуации  и самостоятельно ищут пути  их разрешения.

Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии) с личностно-ориентированной  направленностью:

- Создать  положительный   эмоциональный настрой на работу  у всех 

  учащихся в ходе  занятия.

- Сообщить в начале  урока (занятия) не только тему, но и организациию

  учебной (воспитательной)  деятельности в ходе урока  (занятия).

- Применять  знания, которые  позволяют ученику самому выбирать  тип, вид 

  и   форму материала  (словесную, графическую, условно-символическую).

- Использовать  проблемные  и  творческие задания.

- Стимулировать учеников  к выбору и самостоятельному  использованию 

  различных способов  выполнения заданий.

- Поощрять  при опросе  на уроке не только правильные  ответы   ученика, но 

  и анализировать то , как ученик рассуждал, какой способ использовал,

  почему ошибся и  в чём.

- Обсуждать  с детьми  в конце урока не только  то, что  узнали  , но и то, что

понравилось  или не понравилось  и почему, что бы  хотелось выполнить  еще раз, а что сделать по-другому.

- Отметку, которая выставляется  ученику в конце урока, необходимо  аргументировать  по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

- При задании на дом  необходимо  называть не только  тему  и объем задания, но  и   подробно разъясняется, как  следует рационально организовать  свою 

 учебную работу при  выполнении домашнего задания.

По этому , готовясь к уроку, необходимо  продумывая его цели, методы изложения материала.  Педагог должен определить не только то, какие знания (понятия, правила, законы) он будет сообщать, в какой последовательности излагать, но и как организовать познавательную деятельность ученика, т.е. раскрыть состав тех действий, которые ему необходимо осуществить над материалом, чтобы дети усвоили   его содержание.

Следующим   условием является создание особой творческой атмосферы  на занятии,  когда педагог не просто указывает на ошибки учащихся, а учит детей думать и  раскрывает перед ним пути организации поиска и находок решения поставленных задач и при этом предоставляет  им  свободу выбора, а не ограничивает заранее заданным образцом решения.

Для личностно-ориентированного обучения и воспитания  важны  такие критерии оценки, которые позволят сравнивать ученика не столько с  другими, сколько с самим собой  в разные периоды его развития как личности, т.е. в динамике ее становления.  Этот  подход требует разработки специальных критериев, которые  не совпадают  с критериями, принятыми  для оценки обязательных для всех результатов обучения.


Информация о работе Сравнительная педагогика