Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:06, доклад

Краткое описание

Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения

 

п/п

Традиционная система  обучения

Развивающая система  обучения

1.

Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения.

Цель: сформировать у ребенка определенные

способности по самосовершенствованию. Воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъекта процесса обучения, заинтересованного в самоизменении. Развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития.

2.

Психолого-педагогическое основание:

развитие течет спонтанно по внутренним законам, а обучение, по выражению Л.С. Выготского, «плетется в хвосте детского развития» Педагогическое следствие этой позиции: принцип доступности учебного содержания, идея обучения с

гарантированными результатами. Обучение сводится к упражнению памяти, воображения, восприятия и представляет собой заучивание большого количества правил, способов

решения частных задач.

Психолого-педагогическое основание: ориентация не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только в этом случае можно вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития. В педагогической практике это выглядит так: если ребенок работает не в зоне своего освоенного умения, а в зоне ближайшего развития, где при определенных условиях он может прорваться и решить задачу, которую раньше не решал, то механизм, который позволил ребенку прорваться, может быть педагогом зафиксирован и возвращен ему как присвоенная способность. Обучение идет впереди развития, учитель может помочь ученику сформировать еще не оформленные способности и тем способствовать его развитию.

3.

Ученик – «объект» обучения. Он - ученик, на которого направлено воздействие учителя, а ученик в силу его пассивности часто бездеятелен.

Ученик –  «субъект» учения. Он – партнер учителя в учебно-воспитательном процессе, он не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством учителя. Деятельность идет от ученика, а сам процесс получения знаний приобретает характер учебной деятельности.

4.

Цель деятельности учителя и ученика - освоение способа действий путем показа и тренировки. Каждое усвоенное учеником умение нанизывается одно на другое и при первом же столкновении с учебной задачей рассыпается.

Цель деятельности заключается не просто в

усвоении способа действия, а в усвоении

теоретического основания, на котором строятся

способы действий.

5.

Учебный процесс  протекает через передачу учебной информации учителем, показ и тренировку. Главное - усвоить знания, сформировать умения и навыки. Общие представления опираются на эмпирический опыт, подчиняя его формирование рассудочным правилам.

Овладение способом решения важнее, чем факт овладения самим материалом. Общий принцип действия через показ и тренировку не усвоить. Его нужно извлечь из способа и обобщить, т. е. провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление. Общий принцип действия составляет содержание теоретического знания и является сущностью понятия.

6.

Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебный материал, знания, умения, навыки. Учитель предает информацию - ученик ее усваивает.

Предметом совместной деятельности учителя и

ученика является учебная деятельность, которая

предполагает  учебный материал. Но учитель не

преподает, а организует учебную деятельность.

7.

Основная задача: усвоение определенной

суммы знаний, умений и навыков.

Усваивается не просто сумма знаний, а

определенная  система понятий, которая является

основным компонентом  содержания развивающего

обучения.

8.

Знания, умения и навыки усваиваются в основном вербальным способом, путем

тренировки, повторения и практических

занятий. Понятие здесь – абстрактная форма,

словесная формулировка.

Содержание  понятий дается через предметные

действия. Понятие здесь – не как форма словесного

описания, а как основание  его практического

преобразования. Ученики  все время оперируют

характеристиками.

9.

Основные методы связаны с объяснением и показом.

Основные методы связаны с организацией

деятельности.

10.

Единицей педагогического  действия является урок или мероприятие. При этом сначала выбирается единица учебного материала, а потом единица педагогического действия.

Единицей педагогического  действия является учебная задача, а все предметное содержание построено через систему учебных задач. Здесь вначале выбирается единица учебного действия, а потом уже педагогический материал.

11.

Цель урока  или цель упражнения навязывается сверху, т.е. учителем. Принял ли ученик данную цель, учителя практически не волнует.

Учитель добивается того, чтобы ученик принял на

себя задачу, сформулировал ее для себя, а для этого

его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей.

12.

Моделирование в обучении используется от случая к случаю. Его осуществление во многом зависит от инициативы и творческого настроя учителя.

Моделирование является важнейшей составной

частью формирования учебной деятельности. Оно

– инструмент выяснения  внутренней связи в

объекте изучения, она  помогает ученику выявлять

и конкретизировать способы  действия. Применять

их для решения новых  вариантов учебных задач.

13.

Преобладающие формы организации педагогической деятельности – фронтальная,

индивидуальная, групповая, коллективная.

Основная форма  – коллективно - распределительная форма деятельности. В ходе решения учебной задачи возникают ситуации, когда имеющиеся у учащихся способы действия оказываются непригодными для ее решения. Учителю нужно создать такую ситуацию, чтобы хотя бы один ученик догадался о ее решении. Догадка одного ученика подготавливается учебным диалогом, который коллективно подготовлен и тем самым коллективно распределен. Вся работа в классе

выстраивается через  организацию коллективно-

распределительной деятельности между учителем-

учеником и учеником-учеником. Основная форма

работы – учебный  диалог.

14.

Система достаточно инертна по отношению к способам действия учащихся.

Способ действия является важнейшим

компонентом преобразования и усвоения системы

понятий.

15.

Широко используется внешний контроль

учителя за деятельностью  учеников.

Ведущее место уделяется вопросам формирования

самоконтроля учащихся, т.е. внутреннему контролю.

16.

Слабо учитываются  психологические

особенности возраста учащихся.

Полностью основывается на учете возрастных

особенностей учащихся и построена на основе

принципа ведущей  деятельности.

17.

Система авторитарна, что является определённым тормозом в развитии личности ученика.

Процесс учения построен на принципе

сотрудничества  и соучастия. Широко используются

три вида общения: учебное  сотрудничество детей

между собой, учебное  сотрудничество детей с

учителем, сотрудничество ученика с самим собой..

18.

Учебный процесс  слабо сфокусирован на

успехи и  радостные переживания учащихся.

Весь учебный процесс основан на радостных

переживаниях  познания, коллективном труде,

самоуправлении  и самореализации личности, на

организации успеха.



Информация о работе Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения